Вчера гулял по городу и зашёл погреться в ЦУМ, в отделе игрушек которого обнаружилась вот такая интересная масштабная модель трактора "Фордзон-Путиловец". Насчет точности копирования оригинала трудно что-либо сказать, но вещица занятная, так что я не пожалел на неё 360 целковых. Интересно и то, что модель относится к серии "Тракторы: история, люди, машины" и изначально продавалась с журналом, а производство её находится не в привычном давно уже Китае, а в Бангладеш (да-да, глобализация). Кстати, реальный прототип модели - трактор "Фордзон-Путиловец" был скопирован с американского трактора "Фордзон", производился в стране Советов с 1924 по 1932 гг. и активно использовался для создания нового советского сельского хозяйства (подробнее о нём - см.
здесь).
Даже на модели видно, насколько это была брутальная техника и как на ней было трудно работать - сидение железное, рессор нет, колеса металлические без шин, а крылья над задними колёсами, между прочим, появились не сразу...
Но главное не в этом: в отделе истории Национального музея Республики Коми есть настоящий трактор из той же технологической эпохи - СХТЗ 15/30:
СХТЗ 15/30 начал производиться на Харьковском тракторном заводе с 1931 г., годом ранее эта же модель под названием СТЗ 15/30 начала сходить с конвейера завода в Сталинграде. Обе машины представляли из себя разработанный в США трактор модели "MC Cormic International 15/30", отобранный советской стороной по итогам конкурса для организации крупномасштабного производства в стране. Комфортом трактор тоже не мог похвастаться, но был технологичнее в производстве, мощнее и более приспособленным к отечественным условиям эксплуатации, чем "Фордзон-Путиловец". Подробнее об истории СХТЗ 15/30 можно почитать
здесь.
Хранящийся в музее трактор был произведён в 1932 году и стал одной из первых машин, поступивших в Коми Автономную область. Кстати, то, каким образом массивный трактор оказался внутри залов отдела истории - это одна из музейных легенд.
Одна из наших местных традиций - "фотографироваться с трактором":