В аэропорту "Сыктывкар", бывшем некогда в нашей стране заповедником Ту-134 (много фото "свистков" в Сыктывкаре -
см. здесь), находятся теперь всего два самолёта данного типа - один разукомплектован и используется для тренировки пожарных и спасателей, а вот второму повезло гораздо больше. И недаром - он носит счастивый бортовой номер RA-65777 (в начале карьеры в 1971 г., естественно, это был СССР-65777). В своё время этот Ту-134 немало полетал сначала на центральных воздушных линиях, затем с 1985 г. - в небе Коми АССР в составе наших региональных авиакомпаний (Коми УГА, "Комиавиа", "Комиинтеравиа"), в 2000-е годы работал на "Аэрофлот", "Красэйр", "Ютэйр" и "Ютэйр-экспресс". В 2012 г. был поставлен на хранение в Сыктывкаре и вполне мог разделить участь своих собратьев, разделанных на металл. Однако, в его судьбу вмешалась авиационная общественность Республики Коми, которая помнила этот борт как один из лучших своих самолётов, не знавших сложных технических неисправностей и авиапроисшествий. Авиаторы хотели бы сохранить ТУ-134 со счастливым номером как памятник коми авиации. Долгие переговоры руководства нашей региональной АК "Комиавиатранс" с АК "Ютэйр" о выкупе RА-65777 завершились в 2014 г., когда, наконец, удалось договориться о цене. Самолёт был вновь укомплектован оборудованием и креслами, ему вернули один двигатель, и с этого момента он перешел на хранение "Комиавиатранса", но долгое время сохранял ливрею своего прежнего эксплуатанта.
RA-65777 на хранении в 2014-2016 гг.:
В 2016 г. было принято решение провести в Сыктывкаре в рамках празднования 95-летнего юбилея Республики Коми авиасалон малой и региональной авиации "Авиарегион-2016", а Ту-134 должен был стать одним из его экспонатов, представляя историю авиации в регионе. Специально для этого самолёт был перекрашен в ливрею "Аэрофлота" образца 1974 г. В-общем, back in the USSR, как поётся в одной известной песне.
Таким предстал обновленный уже СССР-65777 на авиасалоне:
Авиасалон проводился в два дня - 20 и 21 августа, погода в первый день его работы выдалась не очень хорошая, небо было закрыто тучами и периодически шел дождь.
В первый день работы авиасалона желающих осмотреть Ту-134 было так много, что очередь растянулась на добрую сотню метров, а время ожидания составляло, как это ни удивительно, около 3 часов. Согласитесь, вид советской аэрофлотовской классической ливреи вызывает ностальгию о прошлом - детстве, юности, молодости, вот и мне захотелось подняться на борт и снова увидеть эти круглые иллюминаторы, кресла с железными столиками. А детям, никогда не летавшим на советских машинах, было просто интересно буквально прикоснуться к истории.
Очередь 20 августа:
На второй день в Сыктывкаре было солнечное небо, так что глупо было не сходить в аэропорт и не пофотографирвать самолёты и аэрошоу в более выигрышных условиях. Однако, по причине хорошей погоды число посетителей заметно прибавилось, отчего все очереди выросли, как минимум, в два раза, так что на борт "тушки" в этот день я уже не попал: стоять снова часа 3-4 в очереди не было ни времени, ни сил.
Длинная очередь 21 августа:
Ту-134 для меня - особенный самолёт, я с детства много летал на нём как пассажир, а в 2012-2013 гг. часто фотографировал "тушки" в нашем аэропорту (см.
фотообзор), теперь же благодаря авиасалону появилась возможность не только вновь подняться на его борт и посидеть в пассажирском кресле, но и заглянуть в кабину экипажа и вообще близко рассмотреть сам самолёт со всех сторон.
Итак, Ту-134 снаружи и внутри в деталях. Далее - много полноразмерных фото самолёта снаружи и внутри для фанатов Ту-134:
Носовая часть фюзеляжа с кабинами пилотов и штурмана:
Кстати, если бы восстановили старый трап навроде СПТ-154 и поставили его под самолёт, это было бы более идентично и олдскульно. Хотя, конечно, при таком наплыве посетителей более широкий трап новой модели с площадкой наверху оказался и надежнее и удобнее, в том числе для команды на борту, которой порой приходилось сдерживать буквально штурмовавших самолёт сыктывкарцев.
Вид на хвостовую часть самолёта:
Хвостовой багажный отсек:
Киль и мотогондолы:
Реверс левого двигателя:
Сопло внутренней силовой установки:
Законцовки крыла с зеленым и красным бортовыми огнями и стекателями статического электричества:
Место размещения одного из бортовых самописцев:
Шасси:
Надписи на бортах:
Теперь пора подняться на борт и осмотреть пассажирский салон и кабины экипажа:
Первый салон:
Сидения у аварийного выхода:
Старые-добрые советские кресла с металлическими тонкими откидными столиками:
Пассажирские панели - индивидуальный обдув, освещение, вызов стюардессы:
Вид из иллюминатора на крыло:
Второй салон:
Очередь в самолёт не уменьшается:
А нам пора заглянуть в кабину пилотов.
Рабочий тамбур с кухней и коридором к кабине:
Кухонное оборудование:
Аппаратура стюардесс для связи с пилотами и пассажирами:
Коридор в кабину. Слева за ним- дверь в носовое багажное отделение и щиток с кнопками и тумблерами, справа - тамбур с дверью:
Собственно, кабина пилотов:
Кабина штурмана:
После авиасалона Ту-134 RA-65777 должен стать памятником в сыктывкарском аэропорту. Надеюсь, что ему уготована лучшая судьба, чем у его предшественника - самолёта Ил-14, стоявшего перед аэровокзалом (
о нём). Главное, не ставить Ту-134 на незащищенное пространство вне аэропорта: пока стоял в очереди, видел, как многие родители поднимали своих деток на крылья самолёта и возмущались, когда сотрудники аэропорта требовали снять их резвящихся отпрысков на землю. А ведь это небезопасно для детей и вредно для самолёта.
Для тех, кто заинтересовался историей Ту-134 - книга его конструктора Л.Л. Селякова
"Человек, среда, машина".