Что почитать 2

Mar 06, 2019 17:59

5. Литература ХХ века (включая предтеч из прошлого века)
5.1. Модернизм
5.1.1. Шарль Бодлер - Цветы зла (ну, без этого никуда, даже «Черный обелиск» с «Алисой» оказались фанатами)
5.1.2. Кнут Гамсун - Мистерии, Соки земли (Гамсун оказался довольно эксклюзивным представителем импрессионизма в литературе, а это дорогого стоит. «Голод» мне не кажется настолько удачным, чтобы его включать, но прочитать стоит, тем более он небольшой)
5.1.3. Джеймс Джойс - Улисс (эта книга - альфа и омега литературы ХХ века, особенно модернистской. Читать какого-нибудь Фолкнера в целом необязательно, если только вас не интересует жизнь буттлегеров и фермеров в США в 19-20 вв. А Джойса - обязательно. Иногда поступают идеи включить сюда «Дублинцев» и «Портрет художника в юности», что в целом логично («Портрет» сюжетно связан с «Улиссом», является «приквелом», а «Дублинцы» дают панораму жизни ирландской столицы начала 20 века. Но нельзя объять необъятное - поэтому если «Улисс» обязателен, все прочее - постольку-поскольку)
5.1.4. Генри Миллер - Тропик Рака (довольно посредственный эпигон Селина, сосредоточившийся на вопросах секса. Однако породил армию подражателей - для русской литературы, скажем, «Это я, Эдичка» Лимонова. Да и читать несложно, вон Дмитрий Дибров рекомендует... так что стоит ознакомиться)
5.1.5. Марсель Пруст - В поисках утраченного времени (хотя бы «По направлению к Свану») - все читать нет никакого смысла, пожалуй, если вы не обнаружите в Прусте родственную душу и не увлечетесь нудными рефлексиями главного героя по поводу печенья, бабушки, знакомых евреев, девушек и дворян. Но хотя бы первый роман этого столпа мирового модернизма прочесть имеет смысл
5.1.6. Франц Кафка - Замок, Процесс, Превращение, В исправительной колонии (еще один великий модернист, прочитав которого, можно не обращать внимание на потуги многих других. Из новелл выбраны две, самые значительные по общему мнению)
5.1.7. Луи-Фердинанд Селин - Путешествие на край ночи (перевод Ю. Корнеева; есть перевод Эльзы Триоле, но он неполный), Из замка в замок (поздний Селин, саркастически описывающий бегство французских коллаборационистов от воинов героического де Голля - нешаблонный взгляд на малоизвестную страницу Второй мировой войны, оригинальный стиль)
5.1.8. Томас Стернз Элиот - Пепельная среда, Бесплодная земля, Четыре квартета, Полые люди; статьи о литературе (говорят, что Элиот по влиянию не уступает Джойсу. Без прочтения указанных поэм (а они все вместе меньше 100 страниц) будут непонятны речи героя Дэнниса Хоппера в финале «Апокалипсиса сегодня»)
5.1.9. Владимир Набоков - Лолита, Дар (трудно найти человека, не слышавшего про «Лолиту». «Дар» - наиболее, наверное, изощренный роман «русского периода» Набокова, запоминающийся ироническим жизнеописанием Чернышевского. Читать же какой-нибудь «Ада или Радости страсти» и т.п. могут только совсем замороченные эстеты. Не рекомендую)
5.1.10. Хорхе Луис Борхес - Пьер Менар, автор "Дон-Кихота", Сад расходящихся тропок, Вавилонская библиотека, Тема предателя и героя (по мне Борхес -  малоинтересный автор, но почему-то ставший культовым в мировом масштабе, так что несколько характерных новелл-эссе я отобрал)
5.1.11. Михаил Булгаков - Мастер и Маргарита (тоже культовая книга, при этом читается повеселее Борхеса))
5.1.12. Уильям Фолкнер - Шум и ярость (наиболее «модернистский» роман мистера Билла, к тому же не самый объемный. По мне, его и вовсе можно не читать, но столь многие о нем вспоминают к месту и не к месту, что представление получить нужно, чтобы не выглядеть профаном)
5.1.13. Альбер Камю - Посторонний (помнится, мне попадалась какая-то подборка типа «25 великих романов ХХ века», куда вошел и «Посторонний», с чем нельзя не согласиться: «Падение» плохо запоминается из-за своей манеры письма, ориентированной на «Записки из подполья» Достоевского, «Чума» вообще многословная парабола, а повесть о Мерсо наиболее гармонична и важна для мировой философской прозы ХХ века)
5.1.14. Герман Гессе - Степной волк, Игра в бисер, Демиан (влиятельность Гессе определяется двумя первыми произведениями, но лично мне наиболее понравился «Демиан», который я включил вдогонку)
5.1.15. Давид Герберт Лоуренс - Радуга, Любовник леди Чаттерлей (имя Лоуренсу сделали романы «про секс», хотя после Селина и Миллера он выглядит крайне скромно. Зато, как выразилась моя жена, «это предтеча женских романов» - тоже неплохо))
5.1.16. Александр Блок - Двенадцать, Возмездие, Роза и крест (на русскую культуру Блок имел значительное влияние, не знаю насчет мировой. Две поэмы читаются легко, невелики по объему, но содержат массу важных образов. «Розу и крест» вставил из-за темы: розенкрейцеры, тамплиеры - нынче это в моде)). Но, может, и не стоит)
5.1.17. Рюноске Акутагава - Ворота Расемон, Жизнь идиота, Паутинка, В чаще - японский модернизм, довольно своеобразный
5.1.18. Уильям Голдинг - Повелитель мух (по-моему, средняя книга, но в США ее тираж составил 20 млн экземпляров, в разных обзорах ее ставят где-то рядом с «Бесами» Достоевского, ну, Бог им судья, прочитать несложно в целом... для общего развития)
5.2. Реалисты ХХ века
5.2.1. Джозеф Конрад - Сердце тьмы (реалист ли Конрад - вопрос, однако он оказал фундаментальное влияние на всяких «трагических гуманистов» типа Хемингуэя, а «Сердце тьмы» стала почему-то культовой книгой, по мотивам которой Коппола снял «Апокалипсис сегодня». Почему бы нет? В западных списках выделяют роман «Ностромо» - вероятно, по причине его влияния на латиноамериканский роман)
5.2.2. Джон Голсуорси - Сага о Форсайтах (семейный роман на новый лад: здесь господство капитала выступает на первый план даже на фоне Бальзака, причем у Голсуорси все тоньше, потому что он учитывал достижения Тургенева и Джеймса. Впрочем, можно вообще не читать этот цикл романов, ничего не случится, но если любите классический роман, то почему бы нет?)
5.2.3. Теодор Драйзер - Сестра Керри, Американская трагедия (два прекрасных романа Драйзера, про которого Фолкнер вспоминал при получении Нобелевской премии)
5.2.4. Томас Манн - Волшебная гора (Томас Манн фигурирует в этом списке с целью представления «интеллектуального романа» ХХ века, а самый многозначительный из них - именно этот. С точки же зрения максимальной самореализации Манна как писателя я бы назвал «Доктор Фаустус». Но там меньше многозначительных интеллектуальных диалогов))
5.2.5. Френсис Скотт Фицджеральд - Великий Гэтсби (это молодые коллеги попросили включить эту лабуду)). С другой стороны, где еще почитаешь про разорившегося миллионера - истории такие сплошь и рядом, а собственно романов не так много, так что пусть будет)
5.2.6. Джон Стейнбек - Гроздья гнева (реалистический роман 20 века отличается от такого же в 19 веке темой социальной, классовой борьбы, обездоленные здесь совсем непохожи на сентиментальные построения того же Гюго. И Стейнбек, не будучи коммунистом или социалистом, впечатляюще изобразил людей в крайней жизненной ситуации)
5.2.7. Эрнест Хемингуэй - Убийцы, Какими вы не будете, Снега Килиманджаро, Недолгое счастье Френсиса Макомбера, Праздник, который всегда с тобой (новеллы я выбрал, какие выбрал, а из крупных творений - «Праздник...», потому что романы Хемингуэя, по-моему, самостоятельного значения не имеют, всегда попадая в какие-то обоймы типа «литература потерянного поколения», «антивоенные романы о Первой мировой», «трагический гуманизм и путь мужика». «Праздник...» же повествует о парижской литературной среде, причем со всеми хемовскими мужественными мотивами)
5.2.8. Ярослав Гашек - Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны (великая юмористическая книга одновременно нравоописательная, антивоенная, одно удовольствие читать)
5.2.9. Джером Д. Сэлинджер - Над пропастью во ржи (после Второй мировой повесть Сэлинджера вызвала оглушительный эффект, потому что давненько подростки не попадали в поле зрения большой литературы)
5.2.10. Андрей Платонов - Чевенгур (великая книга о попытке стрительства коммунизма на очень убогом базисе)
5.2.11. Ричард Райт - Черный, Долгий сон, Сын Америки (я не смог выбрать лучший из прекрасных текстов Райта - все они отлично читаются - не в пример тому же Фолкнеру - и весьма познавательно описывают жизнь американских негров первой половины 20 века. Я бы с удовольствием почитал того же Ральфа Эллисона, но, как уже говорилось, на русский он так и не переведен. Тони же Моррисон, по-моему, уступает Райту во всех отношениях кроме нарочитой многозначительности)
5.2.12. Иван Бунин - Деревня, Митина любовь, Господин из Сан-Франциско (это, пожалуй, тот случай, когда я ставлю русского писателя из-за происхождения. Вот что не стоит, по-моему, читать, так это «Жизнь Арсеньева»)
5.2.13. Грэм Грин - Тихий американец (своеобразный коктейль из Конрада, Джеймса и Хемингуэя давал изредка неплохие результаты с точки зрения затронутых политизированных тем (все названные авторы от политики дистанцировались, Грин же ею активно интересовался))
5.2.14. Харпер Ли - Убить пересмешника (легко написанная повесть в традициях М. Твена, повествующая о расизме и благородном юристе - в общем-то, тема не такая уж разработанная в мировой литературе, чаще изображают рвачей и сволочей))
5.2.15. Роберт Пенн Уоррен - Вся королевская рать (этот роман повествует о закулисье выборной демократии, причем делается это на уровне. Так что любой современный политический роман непременно будет учитывать книгу Уоррена)
5.3. Социалистический реализм
5.3.1. Николай Чернышевский - Что делать? (ХХ век ознаменовался социалистическими движениями, которые выработали и своеобразный метод - соцреализм. Предтечей его стал Николай Гаврилович с его очень оригинальной книгой, вскоре запрещенной и читавшейся из-под полы)
5.3.2. Максим Горький - Мать, Детство. В людях. Мои университеты, Жизнь Клима Самгина (можно ограничиться «Жизнью Клима Самгина», самым масштабным и впечатляющим творением Горького, но тогда представление о соцреализме будет неполным. Первым и классическим текстом этого направления стала «Мать». Автобиографическая трилогия Горького не относится к соцреализму, но позволяет понять внутреннюю логику эволюции автора)
5.3.3. Илья Ильф, Евгений Петров - Двенадцать стульев, Золотой теленок (как ни странно, я эти романы отнес бы к соцреализму, поскольку они написаны с коммунистической позиции, просто главным героем стал не матерый большевик, а обаятельный авантюрист Остап Бендер, ограниченность жизненных целей которого откровенно высмеяна в «Золотом теленке»)
5.3.4. Михаил Шолохов - Тихий Дон (имеется масса попыток приписать этот роман каким-то белогвардейцам, но это просто смешно: роман является беллетризованной версией марксистской социологии в приложении к донскому казачеству и его межеумочному классовому положению)
5.3.5. Бертольт Брехт - Трехгрошовый роман (все мои знакомые, критически настроенные к существующему порядку вещей, единодушно восхищались этой злой и остроумной книгой. Пьесы Брехта, на мой вкус, умозрительны и искусственны, зато роман отличный!)
5.3.6. Владимир Маяковский - Облако в штанах, Владимир Ильич Ленин, Хорошо!, Во весь голос (тот случай, когда поэзия превратилась  в прозу, пусть и невеликую, но очень характерную для соцреализма)
5.3.7. Николай Островский - Как закалялась сталь (книга, потрясшая молодежь 1930-х годов, а потом повлиявшая и на китайскую, и на вьетнамскую коммунистическую молодежь)
5.3.8. Алексей Толстой - Петр Первый (А.Н. Толстой показал, что соцреалист может описывать и далекие эпохи: все равно будет понятно, что нужно, правильно переходить к обобществлению капитала и общенародным, общегосударственным задачам, а не только радостям элит)
5.4. Военный роман ХХ века
Изображение боевых действий в ХХ веке стало предметом ряда выдающихся книг, основные перечислены ниже:
5.4.1. Анри Барбюс - Огонь
5.4.2. Эрих Мария Ремарк - На Западном фронте без перемен
5.4.3. Норман Мейлер - Нагие и мертвые
5.4.4. Юрий Бондарев - Горячий снег
5.5. Региональные литературы
Литературы, которых раньше вовсе не существовало или они играли незначительную роль, в ХХ веке дали писателей, которые приобрели всемирное значение. Некоторые такие писатели и их книги, особо понравившиеся автору списка, упомянуты ниже:
5.5.1. Чинуа Ачебе - Стрела бога
5.5.2. Михайло Лалич - Лелейская гора
5.5.3. Карел Чапек - Война с саламандрами
5.5.4. Генрик Сенкевич - Камо грядеши
5.5.5. Габриэль Гарсия Маркес - Сто лет одиночества, Полковнику никто не пишет
5.5.6. Алехо Карпентьер - Превратности метода, Век Просвещения
5.5.7. Чабуа Амирэджиби - Дата Туташхиа
5.6. Литература постмодернизма
Литература постмодернизма пока не получила однозначной оценки, в то же время уже можно выделить ключевых для нее авторов и тексты:
5.6.1. Лотреамон - Песни Мальдорора
5.6.2. Умберто Эко - Имя Розы, Маятник Фуко
5.6.3. Джон Фаулз - Волхв
5.6.4. Чарльз Буковски - Макулатура, рассказы
6. Детектив
Как ни странно, все списки литературы упорно игнорируют массовые жанры - это при том, что из персонажей ХХ века только Шерлок Холмс, наверное, стал нарицательным во всемирном масштабе. Причем авторы детективов зачастую отличались немалым литературным талантом, а их известность часто превосходит известность авторов «высокой прозы».
6.1. Артур Конан-Дойль - Приключения Шерлока Холмса, Собака Баскервилей, Знак четырех
6.2. Агата Кристи - Убийство Роджера Акройда
6.3. Реймонд Чандлер - Прощай, любимая!
6.4. Стиг Ларссон - Девушка с татуировкой дракона
7. Фантастика, антиутопии и фэнтези
Комментарий аналогичен пункту 6.
7.1. Жюль Верн - Двадцать тысяч лье под водой
7.2. Герберт Уэллс - Машина времени, Человек-невидимка, Война миров, Остров доктора Моро
7.3. Евгений Замятин - Мы (прочитав Замятина, вы будете избавлены от необходимости читать «Дивный новый мир» Хаксли)
7.4. Джордж Оруэлл - 1984
7.5. Рэй Брэдбери - Марсианские хроники
7.6. Станислав Лем - Солярис
7.7. Иван Ефремов - Туманность Андромеды (не знаю, что выделить у Стругацких - их фантастика гораздо менее коммунистическая, чем у Ефремова, тем самым их можно заменить тем же Лемом, а стилистически они эпигоны американской прозы 1930-40-х. Как выразился Виктор Топоров, они постоянно что-то «коммуниздили»)))
7.8. Брэм Стокер - Дракула
7.9. Джон Рональд Руэл Толкиен - Властелин колец (если прочитаете Толкиена, необходимость чтения легиона прочих фэнтези-авторов отпадет, ничего нового они не придумали)
7.10. Стивен Кинг - Сияние (или Оно?) - Кинг, несомненно, очень даровитый писатель. Другое дело, непонятно, зачем он все это пишет. Но реально страшно))
8. Детская литература (лет с 8)
Конечно, можно и другие тексты вставить, но в подобных списках детской литературы вообще не было, так что я первопроходец)).
8.1. Майн Рид - Всадник без головы
8.2. Льюис Кэрролл - Алиса в стране чудес
8.3. Алан Александр Милн - Винни-Пух
8.4. Джанни Родари - Чиполлино
8.5. Джек Лондон - Белый Клык
Взято здесь

книги, 2019, чтение

Previous post Next post
Up