Реформа бюджетных учреждений

May 17, 2010 14:53

Предлагаю вниманию пост-обзор первоисточников и авторитетных аналитических материалов со ссылками.
Цель: снабдить всех интересующихся общей информацией о проблеме и ссылками для дальнейшего более детального ознакомления.
Дополнения и поправки приветствуются.


О чём речь

Собственно, речь идёт о Федеральном законе Российской Федерации от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», который для ясности и краткости предложено называть законом «О коммерциализации бюджетной сферы».

В данный момент этот документ со скучным названием, но убийственной сутью опубликован в Российской Газете, а значит уже прошёл все инстанции и скоро (с 1 января 2011 года) вступит в силу [1].
«Закон <…> разделяет все государственные и муниципальные бюджетные учреждения на три типа - казенные, автономные и бюджетные учреждения.
<…>
Перечень казенных учреждений будет ограничен. В их число войдут разнообразные военные ведомства, следственные изоляторы, исправительные учреждения, психиатрические больницы, лепрозории, учреждения ряда федеральных ведомств, в том числе противопожарной, миграционной и таможенной служб, Федеральной службы безопасности и т.д.

Все остальные госучреждения получат статус автономных и так называемых новых бюджетных учреждений.

<…> Автономное учреждение, согласно документу, избавляется от необходимости отчитываться перед государством по заработанным средствам, а также получает право распоряжаться всем своим имуществом, за исключением особо ценного. При этом государство избавляется от ответственности за такое учреждение.
<…>
Новые бюджетные учреждения будут финансироваться на основе государственного задания в форме субсидии, а заключать крупные сделки смогут только с согласия учредителя <…> Предполагается, что к бюджетным учреждениям будут отнесены медучреждения, школы, музеи, театры и другие государственные (муниципальные) учреждения» [2]
Здесь надо отметить, что в источниках нет единого мнения, кто станет новым бюджетным учреждением, а кто автономным: например, РИА Новости сообщает что «для образовательных учреждений преимущественно предполагается перевод в автономные бюджетные учреждения» [9].

«Решающее слово, какой статус принять, остается за учредителями. Ими могут быть областные, краевые администрации и муниципалитеты - их профильные комитеты, управления, департаменты. Для федеральных бюджетных учреждений это соответствующие министерства» [8], то есть не сами руководители учреждений - ни о каком выборе здесь речи не идёт - какой статус чиновникам выгоднее, тот и назначат.
«Суть <…> реформы в том, что бюджетные учреждения становятся более самостоятельными экономически - но при этом лишаются гарантированного бюджетного финансирования в полном объеме. По традиционной схеме будут финансироваться лишь такие учреждения, как военные части, исправительная система, психиатрические больницы, лепрозории.

А вот обыкновенным школам и больницам деньги дадут лишь по числу учеников (пациентов) и только в рамках гарантированного государством лимита образования (лечения). Вопрос о бесплатном лимите - а он, понятно, самый важный в этой ситуации - обсудят лишь в ноябре этого года, за месяц до начала реформы.
<…>
Поразительно, но грядущая радикальная реформа образования, которая, если состоится, изменит - и не в лучшую сторону - жизнь миллионов россиян, остается практически незамеченной ни крупными федеральными СМИ, ни их аудиторией. Иначе говоря, о готовящемся переводе образования и здравоохранения на платную основу не знает большинство жителей России, а те, кто знает, уверены, что не могут ничего изменить» [3].

Процесс принятия закона

Надо отметить, что дата окончательного подписания (8 мая [2] [4], накануне праздников, потока новостей и отпусков), как и дата внесения в Госдуму - 30 декабря 2009 [4], срок переходного периода - до 1 июля 2012 г. [1] [2] (после выборов в Госдуму и мартовских президентских выборов, чтобы социальные последствия закона не повлияли на них), название законопроекта, характерны для принятия «болезненных» и «непопулярных» законов.

Кроме того, интересны результаты голосования по этому закону в Госдуме - в первом и втором чтении «за» - Единая Россия единогласно, ЛДПР - не голосовала, остальные - единогласно против [5]. Ну и по смягчающим поправкам интересно - ЕдРо и ЛДПР не голосуют - остальные «за».

Опасность закона

  1. Не определены минимальные стандарты образования, медицины и тем более по музеям (какой там заказ и на что?!), которые будут оплачиваться госзаказом. Сколько уроков будут бесплатными, какой минимум будет в медицине - неизвестно. Все эти вопросы будут рассматриваться за месяц до вступления закона в силу [3].

  2. Вместе с госзаказом появится широкий простор для коррупции. Больше денег уйдёт на откаты, останется меньше для образования.

  3. Помимо госзаказа есть статьи 7.29 и 7.30 нового закона [1] где сказано об ответственности за «несоблюдение требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг» что «больше всего возмущает бюджетные учреждения, при органе управления которого создается служба единого заказчика, которая за откаты и другие формы коррупции осуществляет закупки оборудования» [6].

  4. Директора школ не бизнесмены, как и руководство больниц и музеев. А спрос будет как с бизнесменов - при управлении которое приведёт к накоплению долгов руководителей могут снять.

  5. Автономные учреждения отвечают по обязательствам своим имуществом, исключая особо ценное и недвижимость. То есть в опасности методические пособия, парты, медицинские каталки-носилки и прочее - всё что не прикручено к полу и не включено в список особо ценного. Государство с себя при этом все обязательства по финансовой поддержке снимает - если школа наберёт кредитов и надо будет расплатиться, расплачиваться будут именно имуществом [2].

  6. Даже не смотря на защиту недвижимого имущества ему также угрожает опасность: «до банкротства и ликвидации в любом случае не дойдет - этого новый закон не позволяет. Но процесс слияний и поглощений на рынке социальных услуг государство запускает. Объединять бюджетные учреждения станет легче. В Москве уже были примеры, когда непопулярные школы, в которых мало учеников, присоединялись к успешным. Со следующего года таких случаев прибавится. Это и есть „оптимизация“: меньше директоров и завучей, не нужно строить новое здание для вуза - освободилась площадь. Государство сможет сэкономить. А иначе и реформу не стоило начинать» [7].

    «Если объем оказываемых услуг не соответствует госзаданию по объему или по качеству, то финансирование может быть уменьшено или прекращено. <…> Если, допустим, учреждение оказывает услуги низкого качества, то учащихся могут перевести в другую школу либо старую присоединить к хорошо работающей» [8]. Здесь становится понятно, как так получается, что государство за учреждения не отвечает, а «обанкротить» их с долгами невозможно. Здесь же просторы для лишения школ и больниц территорий под застройку элитным жильём, особенно с учётом демографической ситуации.

  7. Совершенно непонятно, как теперь будет оплачиваться труд учителя, что на эту оплату будет влиять и кто гарантирует что зарплата учителя и медика не снизится. Уже сейчас идёт речь о том что никаких индексаций не будет: «„В первой половине 2011 года будет переходный период, на это время сметы фактически сохранятся“, - говорит чиновник Минфина. Денег тоже меньше не станет. Учреждения получат по госзаданиям столько же, сколько по смете в 2010 году. Это лукавство, указывает один из критиков закона, депутат от „Справедливой России“ Оксана Дмитриева. Сохранив номинальные расходы, государство уменьшит реальные - за счет инфляции» [7].

  8. Проблемы будут у провинциальных школ: предоставлять платные услуги им попросту некому.

  9. Различные социальные последствия, о которых можно прочитать по ссылкам в ЖЖ-собществе и сайтах противников реформы.
Этот закон очень похож на желание государства снять с себя ответственность за социальную сферу прикрываясь легализацией самостоятельного заработка бюджетных организаций. Само по себе законодательное оформление возможности самостоятельно зарабатывать в дополнение к бюджетному финансированию крайне необходимая мера. Но в данном случае есть все опасения что дополнительный заработок станет основным по объёму не потому что окажется таким большим, а потому что финансирование будет урезано.

Что делать

Протестовать законными способами: ходить на организуемые пикеты, митинги, голосовать на выборах. Первые пикеты уже прошли в Москве и других городах 15 мая. В дальнейшем организаторы планируют провести ещё ряд протестов. Этот вопрос касается каждого и каждый должен прийти на эти мероприятия. Только одна просьба: смотрите на что получено разрешение, если на пикет, значит на пикет, не берите громкоговорителей, ведите себя соответствующе и не берите с собой детей. По итогам первых пикетов организаторы показали себя с хорошей стороны.

Ссылки на ресурсы:

Прочие ссылки:


1 - «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений - Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ», Российская газета (Федеральный выпуск), 12 мая 2010 г., № 5179.
2 - РБК. 2010. «Д.Медведев подписал закон о реформе финансирования бюджетных учреждений», 08.05.2010.
3 - Размахин А. 24.04.2010. «В России введут платное среднее образование». Свободная Пресса.
4 - Государственная Дума, 2010. Электронная регистрационная карта на законопроект № 308243-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // Официальный сайт Государственной Думы.
5 - Смолин О.Н. 2010. «Результаты голосования Госдумы 5-го созыва (проблемы образования)».
6 - Чернега Ю. 21.04.2010. «Оксана Дмитриева: последствия закона о реформе бюджетных учреждений будут хуже, чем последствия закона о монетизации льгот». Новая Политика.
7 - Литвинов А. 09.05.2010. «Автономное плавание». Русский Newsweek.
8 - Кукол Е. 12.05.2010. «Школа в трёх вариантах». Российская газета (Федеральный выпуск), №5179 (100).
9 - РИА Новости. 2010. «Медведев подписал закон о реформе бюджетных учреждений», 08.05.2010.

X-Post в exoulum
Previous post Next post
Up