Про свободу

Dec 14, 2007 20:10

Сегодня на работе чего-то заигрался в бисер, думал о лингвистической прелюдии к этому посту, закончилось попытками построить универсальную непротиворечивую либертарианскую этику,
На эту тему буду писать потом, а в качестве вступления скажу лишь, что речь ниже пойдет о внешней свободе, то есть свободе в контексте взаимоотношений человека с окружающим миром, так что свобода от собственных тараканов, например, в область рассмотрения не входит.

Мне вспомнился мой пост полугодовой давности "Про швабоду". Напомню пост и возмущенный комментарий
guber_i:
Пост:
"В России, в отличии от Америки и большей части цивилизованного мира,
можно в 14 лет покупать портвейн
можно скачивать из локалки музыку
можно жечь костры в лесу
можно трахаться с девятиклассницами, не рискуя оказаться за решеткой
можно в три часа ночи забираться в общагу несвоего института
можно тусить в подъездах
можно курить почти везде, в конце концов
И уровень свободы в обществе - он на самом деле вот такими вещами определяется. А вовсе не тем, можно ли писать на заборах большими буквами "Мутин пудак"."
Губер:
"Кардинально не согласен!
Все эти "возможности" - ничто!
И уж точно уровень свободы ими не определяется!
И если уж даже такие люди, как ты готовы довольствоваться этой свободой вместо настоящей Свободы(которая тоже слава богу не в писание на заборе) - то похожу у этой страны нет шансев!
бррр, УЖАС!"
Затем Губер добавил, что настоящая свобода - это свобода слова.

Немного прояснил для себя позицию по этому вопросу, пытаясь понять, почему у двух человек, крайне высоко оценивающих свободу как таковую, такие противоположные мнения.
Внешняя свобода бывает двух видов. Их можно назвать бытовой свободой и политической свободой. К первой относятся перечисленные мной вещи (но далеко не только они), ко второй - свобода слова, собраний и все в том же духе.
Я утверждаю, что безусловную самоценность представляет собой исключительно бытовая свобода. Свобода политическая представляет ценность только в той мере, в которой она служит обеспечению свободы бытовой.
При этом надо понимать, что наличие политической свободы не является ни необходимым, ни достаточным условинем для высокого уровня бытовой свободы. Вроде, никто не сомневается, что в Америке все в порядке с политической свободой, однако я бы, видимо, чувствовал себя там как в концлагере. А в России наоборот складывается.
Ценность политической свободы двояка. Во-первых, она обеспечивает механизм контроля, когда государство решает закрутить гайки в плане бытовой свободы. То есть, условно говоря, если в России за все вышеперчисленные вещи назначат расстрел, то хуй чего я смогу с этим поделать, и это плохо. Или - мне не нравится, что меня военкомат страстно желает, и я с этим ничего не могу поделать (хотя опять же, как посмотреть...). С другой стороны, механизм этот никаких гарантий не дает, в лучшем случае он дает шанс, как видно по тем же США.
А во-вторых, для интеллигента вся эта свобода слова является, на самом деле, свободой бытовой. Меня хлебом не корми - дай порассуждать о всяких отвлеченных и не очень материях. Мне непосредственно приятно прочесть анекдот про Путина - не потому что я считаю, что от этого анекдота рухнет его власть и воссияет торжество демократии, а вот просто приятно. И в этом плане, я считаю, в России сегодня все очень хорошо. Можно песдеть не только на кухне и даже не только в уйутненьких дневничках, но даже на радио и в газете, полностью удовлетворяя свою эстетическую потребность в "оппозиционности".
И я широко улыбаюсь каждый раз, когда кто-нибудь пишет на страницах "Новой Газеты" про то, что у нас нету свободы слова.

мысли вслух

Previous post Next post
Up