Загадочный народ Пакистана. Калаши.

Apr 09, 2011 00:53

Калаши - загадочный народ из прошлого

Мало кто знает, что в Пакистане живут прямые потомки древних греков. Народ, лица которого как будто сошли с античных ваз, называет себя Калашами (Kal’as’a) и исповедует свою собственную, отличную от мусульманского окружения, религию.



Калашская девочка
(фото с сайта Википедии)



Калашский юноша.

О том, что это за религия в подробностях сказать сложно. Сами калаши уклончиво отвечают на вопросы про свою религию, что, скорее всего, связано с опасениями религиозного геноцида, которому этот народ подвергался со стороны мусульман еще не так давно (по некоторым сведениям, калаши, составляющие сегодня всего 3000 человек, еще в конце 19 века были численностью не менее 200 тыс. человек). Посетителям они часто говорят, что верят в единого бога-творца, которого называют Дезу (у древних греков Deos), хотя количество богов, которым они поклоняются гораздо больше. Подробно узнать, каков пантеон калашей, не удалось. По одним сведениям, в числе их богов можно встретить знакомые нам с детства Аполлона, Афродиту и Зевса, другие же источники говорят о том, что эти мнения безосновательны.


В истории о калашах поразительно не только то, что в мусульманском мире они ухитрились сохранить свою религию, но и то, что они совсем не похожи на окружающие их народы, а похожи на западноевропейцев, среди них много людей со светлыми волосами и голубыми и зелеными глазами. Все, посетившие калашские деревни, отмечают чрезвычайную красоту калашских женщин.
Учёные относят калашей к белой расе - это научный факт. Лица у многих калашей - чисто европейские. Кожа белая в отличие от пакистанцев и афганцев. А светлые а часто иголубые глаза - как паспорт неверного-кафира. У калашей глаза голубые, серые, зеленые и очень редко карие. Есть еще один штрих, который никак не вписывается в общую для муслимов Пакистана и Афганистана культуру и быт. Калаши всегда изготавливали для себя и пользовались мебелью. Они едят за столом, сидя на стульях, - излишества, которые никогда не были присущи местным "аборигенам" и появились в Афганистане и Пакистане только с приходом англичан в ХVIII-ХIХ веках, но так и не прижились. А калаши испокон веков пользовались столами и стульями...
В конце первого тысячелетия в Азию пришел ислам, а с ним и беды индоевропейцев и в частности народа калашей, которые не хотели поменять веру предков на аврамическое "учение" Местные мусульманские общины настойчиво пытались заставить калашей принять ислам.
И многие калаши вынуждены были подчиниться: либо жить, приняв новую религию, либо умереть.
В ХVIII-ХIХ веках муслимы вырезали калашей тысячами. Тех, кто не подчинялся и хотя бы тайком отправлял языческие культы, власти в лучшем случае гнали с плодородных земель, загоняя в горы, а чаще - уничтожали. Жестокий геноцид народа калаши продолжался вплоть до середины XIX века, пока крохотная территория, которую мусульмане называли Кафирстан (земля неверных), где обитали калаши, не попала под юрисдикцию Британской империи. Это спасло их от полного истребления. Но и сейчас калаши находятся на грани исчезновения. Многие вынуждены ассимилироваться (через брак) с пакистанцами и афганцами, принимая ислам, - так легче выжить и получить работу, образование, должность.

Здесь уместно рассказать о том, что это за народ и как он оказался в Пакистане, в труднодоступном районе Гиндукуша, всего в нескольких километрах от границ с Афганистаном и Таджикистаном, недалеко пакистанского от районного центра Chitral .(см. на карте)



Калашская девочка с курицей в руках

По наиболее распространенной версии, калаши - потомки воинов Александра Македонского. На пути в Индию, он оставлял в тылу заградительные отряды, которые в итоге, не дождались своего хозяина, да так и остались жить в этих местах оседло. Если калаши и имеют свои корни в завоевательных походах Александра Великого, то более правдоподобной выглядит легенда, согласно которой Александр специально отобрал 400 самых здоровых греческих мужчин и женщин и поселил их в этих труднодоступных местах с целью создания колонии на этой территории.
По другой версии, калаши - потомки народа, осевшего в горах Тибета в процессе большого переселения народов во времена вторжения арийцев на Индостан. У самих калашей единого мнения по поводу своего происхождения нет, но в разговорах об этом вопросе с чужеземцами, они чаще отдают предпочтение версии македонского происхождения.



Калашская девочка
(фото с сайта silkroadchina)

Более точное объяснение происхождению этого народа могло бы дать подробное исследование калашского языка, к сожалению, еще слабо изученного. Считается, что он относится к дардской языковой группе, но на основании чего было сделано это отнесение не совсем понятно, т.к. более половины слов из лексики калашского языка не имеет аналогов в языках дардской группы и языков окружающих народов. Встречаются публикации, в которых прямо говорится, что калаши говорят на древнегреческом языке, но так ли это, неизвестно. Калашский язык, или Калаша - язык дардской группы индоиранской ветви индоевропейской языковой семьи. Распространён среди калашей в нескольких долинах Гиндукуша, юго-западнее города Читрал в Северо-Западной Пограничной Провинции Пакистана. Принадлежность к дардской подгруппе стоит под вопросом, так как чуть больше половины слов схожи с эквивалентными по значению словами в языке кховар, который также входит в эту подгруппу. С точки зрения фонологии язык атипичен (Heegård & Mørch 2004).

В калашском языке очень хорошо сохранился базовый словарный состав санскрита, например:



Факт то, что единственно кто помогает сегодня калашам выживать в экстремальных высокогорных условиях - современные греки, на деньги которых были построены школа, больница, детский сад, и вырыто несколько колодцев.

Исследование генов калашей не выявило ничего конкретного. Все очень непонятно и зыбко - говорят, что греческого влияния может быть от 20 до 40%. (Зачем было проводить исследования, коли сходство с древними греками видно и так?)

Заняты Калаши земледелием. В семьях принято равноправие полов. Женщина вольна уйти от мужа, но при этом, предыдущий ее муж должен получить от нового выкуп в двойном размере. Из притеснений женщин имеет место только изоляция женщин в отдельном доме во время месячных и родов. Считается, что в это время женщина нечиста, и ее надо изолировать, с ней запрещено общаться, и пищу им передают через специальное окно в этом доме. Муж также волен уйти от нелюбимой жены в любой момент.



Кладбище (фото с сайта indostan.ru)

Про местоположение стоит вот еще что сказать. Народ Калаша проживает в нескольких деревнях, разбросанных по трем горным плато в местности, которую Пакистанцы называют Кафиристан - страна неверных (об этом подробно в интересной статье в МН). В этой самой стране неверных, кстати, живут кроме калашей еще несколько не менее экзотичных народов.
Религиозные культы калаши отправляют в специальных местах. Основа культа - жертвоприношения животных.
Хоронят калаши своих покойников на кладбище, при этом гробы не закрывают.
Самым впечатляющим, по словам всех посетивших калашские деревни, являются гипнотизирующие зрителей танцы калашских женщин.

Танцы
Как и многие малые народы сегодня, этот уникальный народ находится на грани исчезновения. Современная цивилизация, принося в высокогорные деревни калашей соблазны современного мира, постепенно вымывает молодежь из их селений.

По калашскому поверью, мир будет существовать, пока калашские женщины совершают свои танцы. Кто знает, быть может эти маленькие девочки  последние, кто через 30 лет будет уметь их танцевать.

Религия и культура калашей

Первые исследователи и миссионеры начали проникать в Кафиристан после колонизации Индии, но по настоящему объемную информацию про его жителей предоставил английский врач Георг Скотт Робертсон, посетивший Кафиристан в 1889 году и живший там в течение года. Уникальность экспедиции Робертсона в том, что им был собран материал по обрядам и традициям кафиров до исламского вторжения. К сожалению, ряд собранных материалов было утеряно при переправе через Инд во время его возвращения в Индию. Тем не менее, сохранившиеся материалы и личные воспоминания позволили ему издать в 1896 году книгу "Кафиры Гиндукуша" ("The Kafirs of Hindu-Kush").



Языческий храм калашей. в центре Родовой столб.
На основе наблюдений религиозно-обрядовой стороны жизни кафиров, сделанных Робертсоном, можно вполне обосновано утверждать, что их религия - напоминает трансформированный Зороастризм и культы древних ариев. Основными аргументами в пользу этого утверждения могут служить отношение к огню и погребальный обряд. Ниже мы опишем некоторые традиции, религиозные основы, культовые здания и обряды кафиров.



Родовой столб в храме
Главным, "столичным" у кафиров было село под названием "Камдеш". Дома Камдеша располагались ступенями по склонам гор, поэтому крыша одного дома была двором для другого. Дома были богато украшены сложной деревянной резьбой. Полевыми работами занимались не мужчины, а женщины, хотя мужчины предварительно очищали поле от камней и упавших бревен. Мужчины же в это время занимались шитьем одежды, ритуальными танцами на сельской площади и решением общественных дел.



Жрец у огненного жертвенника.
Основным предметом поклонения был огонь. Кроме огня кафиры поклонялись деревянным идолам, которые вырезались искусными умельцами и выставлялись в святилищах. Пантеон состоял из множества богов и богинь. Главным считался бог Имра. Также весьма почитаемым был бог войны Гиша. Каждая деревня имела своего мелкого божка-покровителя. Мир, согласно поверьям, был населен множеством борющихся друг с другом добрых и злых духов.



Родовой столб с свастичной розеткой



Для сравнения - традиционный узор, характерный для славян и германцев

Наконец одним из важнейших был обряд погребения. Похоронная процессия в начале сопровождалась громким женским плачем и причитаниями, а затем ритуальными танцами под бой барабанов и аккомпанемент камышовых дудок. Мужчины, в знак траура, надевали поверх одежды козьи шкуры. Заканчивалась процессия на кладбище, куда входить разрешалось только женщинам и рабам. Покойных кафиры, как и положено по канонам зороастризма, не зарывали в землю, а оставляли в деревянных гробах на открытом воздухе.

Таковыми, согласно красочным описаниям Робертсона, были ритуалы одной из затерянных ветвей древней могущественной и влиятельной религии. К сожалению, сейчас уже сложно проверить, где здесь скрупулезная констатация реальности, а где художественный вымысел. В любом случае сегодня у нас нет оснований подвергать сомнению рассказанное Робертсоном.

интересно

Previous post Next post
Up