Загадки острова Пасхи. Часть 1, платформы аху.

Jan 24, 2016 14:19

Наверное, остров Пасхи самый загадочный на планете, вокруг него витает множество невероятных мифов и удивительных версий. Я отправилась на остров, чтобы все для себя выяснить.






Собираю имеющуюся информацию об острове Пасхи.

Откуда здесь появились люди?

Остров был открыт европейцами в 1752 году и произошло это, как многие открытия, случайно - крохотный кусочек суши затерялся в океанских просторах подобно иголке в стогу сена, до ближайшего соседского острова более двух тысяч километров.
Случилось это в пасхальное воскресение, поэтому голландцы дали имя открытию - остров Пасхи, однако островитяне называли и продолжают назвать свой остров Рапа Нуи.

Удивлению моряков не было предела - остров оказался заселен людьми. Понятно, что они не могли зародиться здесь сами по себе. Откуда они здесь взялись? Если приплыли, то откуда? Уникальное положение острова Пасхи выводило вопрос о происхождении первых поселенцев в разряд загадочной тайны.

Горячим сторонником версии о заселении острова Пасхи прибывшими с южноамериканской стороны был норвежский исследователь и путешественник Тур Хейердал, но теория о заселении островов Полинезии и далее острова Пасхи со стороны Азии, которое поддерживает все мировое научное сообщество, уже доказана.

Все исследования, которые были проведены на острове Пасхи (археологические, палеоботанические, этнографические, этнологические, генетические), отвергают версию американского происхождения культуры Рапа Нуи.
До сих пор гипотеза Хейердала о восточном заселении островов Тихого океана остается среди ученых в ранге забавной, но далекой от действительности версией.

Один авторитетный этнограф, к которому обратился Хейердал с просьбой о рецензии на свою рукопись с идеей о восточном происхождении островитян, скептически заметил, что у южноамериканских индейцев не было лодок, чтобы переплыть Тихий океан, а на возражение норвежца о том, что индейцы Южной Америки умели строить плоты из легкого дерева, усмехнулся и предложил Хейердалу самому построить такой плот и проделать такой путь.

Горячий парень (Хейердалу тогда было 32 года) так и сделал. Был построен плот без единого гвоздя и металлического крепления, с небольшой хижиной на борту, снабженный лишь парусом и рулевым веслом. Странному судну дали имя «Кон-Тики» в честь легендарного бога южно-американских индейцев Кон-Тики.

В 1947 году из перуанского порта Тур Хейердал и его пять друзей (один швед и пятеро норвежцев) пустились в плавание, которое продлилось 101 день и, достигнув атолла Французской Полинезии, где Кон-Тики напоролся на риф и был разбит, доказало, что такое возможно.

Однако и после этого опасного эксперимента раздавались усмешки, что если что и удалось доказать, то только то, что шестеро обеспеченных скандинавов могут себе позволить экзотическую стодневную поездку на плоту по Тихому океану.

По итогам этого рискованного эксперимента Хейердалом была написана книга «Путешествие на «Кон-Тики»», переведенная ныне на 66 языков мира, а также выпущен фильм «Кон-Тики», который получил в 1951 году премию «Оскар» как лучший документальный фильм.

Гигантские статуи Моаи.

Первые европейцы, открывшие Рапа Нуи , помимо факта наличия на нем населения, были поражены гигантскими каменными статуями, массово воздвигнутыми на острове.

«Туземцы, по всей видимости, не имели никакого оружия и, как я думаю, они во всем полагались на своих богов и идолов, которые стояли в большом количестве на берегу и перед которыми они падали ниц и молились. Эти идолы были высечены из камня в виде людей с длинными ушами и короной на голове, но сделаны они были весьма искусно, чему мы весьма дивились» (Я. Роггевен)

Ныне общее число статуй оценивается в 887 штук. Некоторые стоят на платформах (аху), другие повалены и сломаны.

На сегодняшний день известно, что статуи изготавливались в каменоломне потухшего вулкана Рано-Рараку, там же были обнаружены недоделанные моаи, а том числе самая большая 21-метровая. В среднем высота изваяний колеблется от 3 до 5 метров, реже встречаются 10-12 метровые. На головах некоторых статуй можно увидеть «шапки» (пукао) из красной породы вулканического туфа, символизирующие то ли прическу, то ли корону.

Все они имеют свои индивидуальные черты и нет ни одной похожей моаи на другую.

Больше всего научных споров разворачивается вокруг того, каким образом туземцам удавалось транспортировать эти огромные статуи из каменоломни (у подножия вулкана) до платформ аху (которые расположены на побережье).

Конечно, загадка каменных памятников не могла не привлечь внимание Хейердала. Ему удалось организовать и провести три эксперимента - по изготовлению, транспортировке и установке статуй. По результатам этой экспедиции Тур Хейердал написал книгу «Аку-Аку», которая стала очередным международным бестселлером.

Существуют мнение, что статуи высекались с помощью каменных молотков, передвигались волоком в положении лежа, затем при помощи рычагов из бревен поднимались и устанавливались на платформы.
Другая версия, тоже доказанная практическим экспериментом, предполагает, что статуи передвигались в вертикальном положении, когда при помощи тросов статуя слегка наклонялась и поворачивалась (как мы дома передвигаем холодильник).

Островитяне стоят на своем: «Моаи ходили сами».

Когда все это происходило?

Хейердал считал, что историю острова Пасхи, прежде всего по возведению статуй и платформ, можно разделить на три периода: ранний - 400-1100 гг., средний - 1100-1680 гг. и поздний - 1680-1868 гг. нашей эры.

На первом этапе, по его мнению, переселенцы изготавливали самые большие моаи, и воздвигали их на самые большие и качественные платформы.

Второй этап характеризуется резким падением качества и размеров - и статуй и платформ.

Третий этап ознаменован конфликтом, в результате которого статуи перестали изготавливать и принялись свергать ранее воздвигнутые.

Академическая наука меняет очередность периодов, так как логична эволюция в сторону развития, а не деградация чего-либо по непонятным причинам. Считается, что в ранние периоды изготавливались маленькие и простые маои, а наиболее большие и качественные - во второй период.

Именно поэтому большие и качественные статуи остались недоделанными, брошенными внутри и около каменоломни на склоне вулкана Рано-Раку, в результате какого-то неожиданного события, ознаменовавшего переход к третьему этапу истории моаи.

Что произошло, из-за чего прекратилось производство моаи?

Считается, что остров делили два племени, с длинными и короткими ушами.
Первые были мастерами - резчиками статуй, вторые обслуживали привилегированное племя длинноухих, обеспечивая их пропитанием.

Так как производство статуй было поставлено на поток, и для транспортировки использовались бревна и веревки из коры пальм, то постепенно лесной покров острова истощился, что привело к эрозии почвы и снижению урожаев . Нехватка деревьев привела к тому, что не из чего оказалось строить лодки. А значит, добывать рыбу.
Были съедены и истреблены многие виды животных, птиц и рыб, в результате чего произошла экологическая катастрофа, приведшая к бунту - короткоухие перебили мастеров и скинули статуи.

Далее, полагают ученые, рапануйцы отказались от своих древних идоло-религиозных представлений и заменили их на культ человека-птицы, центром которого стала церемониальная деревня Оронго.

Подведем итоги.

Таким образом представлен рассказ об острове Пасхи в большинстве современных источников, что выглядит довольно странной, вызывающей недоумение историей.

Поведение островитян представляется нелогичным, если не сказать безумным.

Кучка людей пускается в опасный морской поход неизвестно куда, преодолевает на примитивных плавсредствах тысячи километров океанских просторов, в которых находит крохотный остров.

Прибыв на место, довольно скудное и неплодородное, вместо того, чтобы заботиться о хлебе насущном, бросаются изготавливать статуи и ставить их на платформы, то есть заниматься тем, чего прежде никогда не делали.

В азарте настолько фанатично увлекаются процессом, что уничтожают леса и вызывают экологическую катастрофу.

Затем ввергают себя в братоубийственную войну и впадают в экстаз разрушения всего воздвигнутого ранее.

После чего вдруг, по прошествии целого ряда поколений, «вспоминают» свое полинезийское прошлое и возвращаются к жизни, которая полностью согласуется с культурными и иными традициями жителей Полинезии.

Как будто и не было никогда у них периодов безумного созидания и столь же безумного разрушения…

Платформы аху.

Прочитав результаты экспедиции 2013 года исследователя А. Склярова, меня, честно, интересовали больше всего не статуи острова Пасхи (вернее, не все из них), а платформы аху.

В справочниках платформам аху уделяется мало внимания, указывается лишь, что они служили постаментами для статуй. Которые, мы знаем, как утверждают историки, выточили прибывшие на плотах с островов Полинезии туземцы. Вдруг выточили статуи, собрали платформы и установили памятники.

Мне так же как и Склярову, эта версия кажется несостоятельной.

Туземцы прибыли на остров и платформы уже были. И платформы ли это, тоже еще вопрос?

Насчет платформ аху у меня большие сомнения. Я уверена, статуи на них не стояли.

Платформы представляют собой двойной ряд стенок из хорошо сложенной каменной кладки, расположены на берегу параллельно линии берега. Если пофантазировать и соединить их, достроив дополнительные аху, получится опоясывающая остров двойная стена.

Какой истинный замысел был у строителей, не ясно, но очевидно, что не в качестве фундамента для статуй.

Время и океанские волны заполнили камнями, грунтом и щебнем расстояние между рядами стенок, вот я схематично нарисовала:




Обратите внимание на качество опорных стенок, на многотонные тщательно обработанные блоки, на полигональные и трехмерные соединения - могли ли такое сделать туземцы с примитивными орудиями труда? Блоки выполнены из базальтового туфа - очень твердого и тяжелого материала.
















Можно ли вырезать такую овальную заплатку с помощью одного лишь базальтового молотка? И зачем?







Совершенно очевидно, что островитяне тоже строили аху, но качество их работы значительно ниже, оно соответствует уровню развития строительных технологий того времени:




вот пример строительства рапануйцев. Сверху лежат поваленные статуи




вот здесь хорошо видно строение аху - опорные стенки и забутовка:










Скажите, зачем ставить такие большие памятники на не монолитный фундамент, каким является забутовка? Ведь моаи стояли прямо на шлаке, не касаясь своим основанием опорных стенок. Ясно, что конструкция будет неустойчивая и рано или поздно статуи упадут. Вряд ли та строительная бригада высочайшего уровня, что строила показанные выше платформы, придумала такую нелепость.

Мое мнение: аху и моаи не являются двумя составляющими одной конструкции. Статуи сами по себе, аху - сами, у них было явно другое предназначение.

Но для туристов современные реставраторы добавили к основанию статуй бетона, чтобы не упали, и очередной миф острова Пасхи устойчив!







продолжение следует...

острова, РапаНуи

Previous post Next post
Up