В огонь и в воду...

Dec 02, 2013 09:09

Вот уже пару веков как умы будоражит пример якобы беспримерной верности и преданности женщин своим непутёвым мужьям, вот уже пару веков иные люди искренне восхищаются женами декабристов. И поступок их называют не иначе как подвигом.
Ну есть же, согласитесь, вокруг дам этих некий ореол почти что святости. Мол, вот, раньше были женщины, не то, что сейчас!
Чтоб вот так, бросить всё, да за мужем, в Сибирь!

Ну, оставим в сторонке откровенное мудачество самих мужчин-декабристов: зная, что есть семья, которая в тебе нуждается - и так влипать!
Думали они о семьях, когда мутили эти свои перевороты?
Да чёртва с два! Во власть и заговоры они хотели поиграться.
Думали они о жёнах и судьбах рождённых детей? Думали, что станет с ними, если восстание не выгорит?
Да бросьте, когда мужчины думали о таких мелочах! Мужчины игрались, и пофиг те семьи.
И ведь не выгорело же.

Ну да ладно, речь не об этом. Речь о жёнах.
Итак, принято считать, что жёны декабристов - ах, эти благородные женщины! - во имя долга и любви бросили всё и помчались за мужьями.
Ну вот и давайте с вами разберёмся: а что же они бросили?

Итак, напомню: девятнадцатый век. Другие времена, другие нравы. Жёны - сплошь дворянки: дочки офицеров-генералов, графини, княгини, фрейлина императорского двора, баронесса, дочери помещиков...

И вот, значит, муж такой дворянки плотно загремел. И не просто там проигрался, а, на минуточку так, стал изменником родины и предателем.
Чувствуете, да?
Была дворянкой, стала… женой изменника.
И всё. Реально - всё. В обществе больше не принимают, все двери закрыты, всеобщее презрение, знакомые отвернулись, друзья поразбегались, персона нон-грата в любом приличном доме. Социальный крах. И это - на всю жизнь.
Добавьте к этому низкую вероятность снова выйти замуж или завести любовника (времена другие, да!), ну и воспитание (ах эти французские любовные романы!).

И - вуаля! - на выходе мы получаем женщину, которая от безысходности действительно - в огонь и в воду...

Кстати, не всегда там дело и в романах-то французских было. К примеру, Волконскую, поди, так вообще тупо муж-каторжник с роднёй запрессовали.
Ну а что, замуж Машенька вышла по велению разорившегося папеньки, дабы поправить положение; с мужем, по свидетельству современников, жила мало, плохо и совсем не душа в душу. Да она и думать, наверное, не думала о какой-то там Сибири, но…

Но, скажем, строчка из письма Волконского сестре:
"Выпадет ли мне это счастье, и неужели моя обожаемая жена откажет мне в этом утешении? Я не сомневаюсь в том, что она с своим добрым сердцем всем мне пожертвует, но я опасаюсь посторонних влияний, и её отдалили от всех вас, чтобы сильнее на неё действовать"...
Каков манипулятор, а! Ах, Машенька, благородная душа, неужто бросит бедного, в ссылке, меня?!...
И влияний посторонних опасался неспроста.
Вдруг Машенькина родня Машеньку таки отговорит от столь безумного шага?
Какой прохаванный хитрец.

Была, правда, одна, похоже, реально влюблённая, Камилла. Ну там совсем другой компот был. Она, знаете ли, была дочерью гувернантки в приличном доме, и давно горела к сыну хозяев весьма пылкими чувствами. Но... социальный статус, итить его! Пока Васечка был дворянином - недосягаем был Васечка, как ныне Абрамович стюардессам. Ну, то есть, в принципе, возможно все, но для этого надо оказаться в нужное время и в нужном месте.
Вот она и оказалась. Как только Васечка стал каторжанином - она и поняла, что вот оно, счастьице-то! И помчалась за ним.
Ну, девчонки, кто из нас не носил временами розовых очков?
Особенно когда запретный плод вдруг становился очень досягаем.

Вот, собственно, и получилась у нас картинка того беспримерного благородства, блин. Ну и сюда же, до кучи, вплетаем то, что дамы эти не вполне осознавали всех ждущих их в Сибири ужасов.
Интернетов, поди, не было, про Сибирь не погуглишь.

Ну и плюс дурной пример. Трубецкая такая подорвалась и погнала...
А остальные такие повертели, покрутили и каждая решила: "А я что, лысая, что ли?".
Как тут в Сибирь не умотать, когда вокруг всего этого уже культ святости создался? Как не оправдать...

Пожалели ли они о своём решении? Уверена, что да. А вернуться уже нельзя, запрещено царским указом.
Были ли они там счастливы?
Вряд ли.
Ну какая, скажите, жизнь ждала в бараках и домишках урождённую дворянку?
Ах, да! И с мужем-то можно видеться два раза в неделю.
А в остальное время - выживать.
Они там болели, страдали и умирали. Подвиг же?

* * * * *
Собственно, к чему я это всё написала...
Века идут, а женщины местами всё те же, декабристки.
Так в прошлом посте одна из моих френдов, flavoristka, написала, мол, Кать, а прикрутила бы ты опрос для девчонок, на тему "Декабристки". Интересно, мол, градус по нашей ЖЖ-больнице узнать.

Нет, ну речь, конечно, нифига не про Сибирь, но всё же... у нас же и без Сибири приколов хватает, когда дамы за своими мужиками и в огонь и в воду. И через трубы тоже, да.
Ну так вот, собственно, опрос:

Poll
________

© Екатерина Безымянная

опросы, разноцветная жизнь

Previous post Next post
Up