(no subject)

Nov 29, 2015 09:26

28.11.2004 года.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сейчас в Святом Евангелии мы только что услышали рассказанную Господом нашим Иисусом Христом притчу о милосердном самарянине. Эта притча объясняет нам, как мы можем получить вечную жизнь. Потому что эту притчу Спаситель рассказал в ответ на вопрос, заданный Ему одним из законников: «Что я должен делать, чтобы получить вечную жизнь?»
Дорогие братья и сестры! Вера наша, которая возникает в наших сердцах под действием благодати Духа Святаго, это - желание нашей души жить вместе с Богом. Пока мы заняты повседневными делами своими, пока суета повседневная затмевает наш разум, и мы забываем о том, что мы имеем не только тело, подверженное болезням, страданиям, подверженное голоду и холоду, тело о котором надо заботиться - что поесть, во что одеться, где жить, но мы имеем также и душу, душу о которой тоже необходимо позаботиться - где она у нас с вами будет жить и в каком она будет состоянии. Поначалу, бывает, человек пренебрегает своей душой, не заботится о ней. И у человека душа засыхает, становится мертвой. И человек начинает страдать. И жизнь не доставляет ему радости. И печаль буквально гложет его, и уныние приходит. И люди, порой, настолько не видят смысла в жизни своей, что и руки на себя накладывают.
Но тем мы с вами счастливы, что мы имеем откровение о вере, и нам Господь дал счастье веровать и иметь в своих сердцах спасительную веру в Господа нашего. И человек, который подошел к Иисусу Христу, он задал тот вопрос, который действительно важен для всех людей: Что нужно делать, чтобы наследовать вечную жизнь?
На это Спаситель спросил у него, потому что он был законником: «А что в законе написано?» - И человек правильно назвал закон - главный закон Божий - заповедь любви, говоря о том, что чтобы наследовать вечную жизнь, надо возлюбить Господа Бога всем сердцем своим, всею душою своею, всею крепостью своею, всею мыслью своею.
Дорогие братья и сестры! Мы слышали многократно об этом главном законе - законе любви к Богу. Но как мы можем любить Бога, Которого никогда не видели? Бога видеть невозможно. Как же мы можем Его любить? И дальше в том же законе Божьем говориться: «И ближнего своего возлюби, как самого себя».
Вот это ответ очень важный, но для нас, к сожалению, несмотря на всю его ясность, бывает непонятным. Мы можем говорить о любви к Богу, о нашей вере в Бога, о нашем старании жить по-Божиему. Но когда заходит речь о любви к своим ближним, то что-то сразу ломается в нашей душе. Мы находим себе какие-то оправдания, говоря, почему мы не любим свою соседку, и начинаем перечислять: вот она такая и такая, и то делает неправильно, и тут несправедливо. Мы начинаем говорить, почему мы не любим своих начальников на работе и перечисляем все их недостатки. Да что говорить о соседях или начальниках! Мы начинаем вспоминать обиды между братьями и сестрами родными, между детьми и внуками, между мужем и женой. И исчезает из нашего сердца то понятие, которое приводит нас к вечной жизни, то есть - любовь.
И вот Господь Иисус Христос, чтобы научить нас не придумывать себе оправдания, а приучить нас к любви, потому что если не горит в сердце любовь, то нужно научить сердце свое любить. А как это можно сделать? - А это можно сделать через добрые дела, к которым человек должен себя принуждать.
И вот когда этот законник прочитал Иисусу Христу главную заповедь, то Господь говорит: «Верно, ты сказал! Исполняй это, и будешь жив». - Но законники, подобно и нам с вами, они различали и говорили: «Ближний мой, это тот, который такой же веры, как я, который благочестив, который исполняет заповеди». - То есть они делили людей на разные сорта, как, и мы сортируем людей: кто-то нам нравиться, кого-то мы видеть не можем, к кому-то относимся терпимо. И тогда, желая оправдаться, законник задает Иисусу Христу вопрос: «А кто мой ближний?» - как бы искушает Христа. И в ответ Иисус Христос рассказывает простую притчу. Вникнем еще раз в ее содержание.
Один путник пошел из города Иерусалима в Иерихон, и на него напали разбойники, забрали у него все, избили и еле живого бросили на пути.
Мимо шел ветхозаветный священник, посмотрел на него и прошел мимо. Толкователи спрашивают: «Почему же он прошел мимо?» - Наверное, у него тоже были какие-то резоны важные мимо пройти. По древним ветхозаветным законам не мог священник приступить к служению жертвенника, если он прикасался крови или к чему-либо нечистому. Он, вероятно, хотел себя сохранить в чистоте перед Богом. Так он думал. Но посмотрим, что ответит на это Христос. Итак, он прошел мимо этого израненного человека.
После него той же дорогой шел другой уважаемый человек - левит, служитель храма. Раньше левиты носили на своих плечах ковчег закона Божия, переносили переносной храм-скинию. И это целое племя, потомки Левия - левиты, были очень почитаемы и уважаемы в народе. И он тоже проходит мимо. Наверное, и у него какие-то, как ему казалось, были причины.
Но вот той же дорогой идет самарянин - человек в глазах всего древнего иудейского общества грешный и никуда негодный. Потому что и плохо заповеди самаряне соблюдали, и веровали не совсем так, как Моисей заповедал. И в глазах иудеев они были отступниками, потому что они женились на язычниках и перемешались с язычниками в крови даже. И хуже самарянина для евреев не было никого. И что делает этот самарянин? - Берет израненного человека, перевязывает его раны, возливая на них масло и вино, сажает на своего осла, везет его до ближайшей гостиницы, дает денег начальнику этой гостиницы и говорит: «Поухаживай за этим человеком, а когда я буду назад возвращаться, то, если ты истратишь больше, чем я тебе дал денег, то я тебе добавлю».
И вот, рассказав такую притчу, Христос спрашивает у законника: «Как ты думаешь, кто же из этих трех ближний оказался этому несчастному человеку, который попал в разбойники?» - Законник говорит: «Оказавший милость ему». - По-другому ответить невозможно. И вот, вместо того, чтобы отвечать на праздный вопрос законника - «кто мой ближний», Христос говорит ему: «Иди и ты поступай так же».
Вот, дорогие братья и сестры, указание нам с вами. Сколько бы мы не мудрствовали в своем сердце, сколь бы мы ни оправдывали себя за жестокосердие свое и равнодушие, сколько бы мы ни говорили, что мы и сами больные, у нас и у самих много дел, да у нас различные жизненные обстоятельства, каждому из нас в нашей жизни так или иначе встречается тот или иной человек, который нуждается в нашей помощи так же, как нуждался этот человек, на которого напали разбойники. И вот тут мы и должны услышать голос Иисуса Христа: «Иди и ты поступай так же». - Если мы желаем иметь вечную жизнь - жизнь с Господом нашим Иисусом Христом, мы должны поступать так, как поступил милосердный самарянин.
На древних иконах, да и сейчас так же на росписях, когда изображают в картинах притчу о милосердном самарянине, под человеком, на которого напали разбойники, который лежал израненный, часто изображают Самого Господа Иисуса Христа. Потому что когда мы оказываем кому-нибудь милость, делаем кому-нибудь доброе дело, бываем кому-либо сострадательны, мы Самому Христу это оказываем. Вспомните рассказ Христа о Страшном суде (Мф. 25, 31-46). Когда Христос спрашивал, почему Я был голоден, а вы не накормили Меня, почему Я жаждал, и вы не напоили Меня, почему Я был без одежды, а вы не одели Меня, почему Я был в больнице, сидел в тюрьме, а вы не пришли ко Мне? - И тогда, помните, как ответил Господь тем людям, которые вопрошали Его: «Когда же мы видели Тебя или голодным, или раздетым, или в больнице, или в тюрьме»? - И тогда Христос сказал: «Все доброе, что вы делаете для ближних своих, вы для Меня делаете».
Вот, дорогие братья и сестры, какой ключ к нашему спасению -стремится быть милосердными. Да, к сожалению, не горит в наших сердцах огненная вера друг к другу. Это дар, который редко кому дается, - святой великий дар любви. Но чтобы огонь все-таки в нашей душе затеплился, хотя бы самый маленький, мы должны приложить к этому усилия, понуждать себя на добрые дела - принуждать себя к состраданию, принуждать себя к милосердию, бороться со своим равнодушием. - Сложно это, но нужно. Потому что у нас нет другого пути к спасению. А Церковь помогает нам быть милосердными и сострадательными. В Церкви Господь дает нам эту благодать, умягчает наши сердца, делает сильной нашу волю к добрым делам и добрым поступкам. Обратимся же с молитвой к Господу Иисусу Христу, и попросим у Него, чтобы Он дал нам дар любви, научил нас любить ближних своих, не рассуждая, достойны ли они нашей любви. Чтобы Он научил нас делать добрые дела без разбора - нашей ли это человек национальности или не нашей, нашей ли он веры или не нашей, нравиться ли он нам или не нравится. Если просят нас о добром деле, если сам вид человека взывает к нашему милосердию, мы должны преодолевая свою гордость, свое тщеславие, свое малодушие, стремиться делать эти добрые дела.
Будем просить Господа нашего Иисуса Христа, чтобы умягчил наши равнодушные сердца, чтобы Духом Своим Святым дал нам этот дар - уподобляться милосердным самарянам. Будем вспоминать эту притчу всегда, когда перед нами стоит выбор - помочь или не помочь этому человеку. Вспомним, что сказал Иисус Христос о добрых делах: «Иди и ты твори так же».
Аминь.

недели по Пятидесятнице

Previous post Next post
Up