7 секретов гелиоса-40, которые помогут наконец-то добиться от него резких фотографий

Sep 01, 2016 23:47





А помните тот момент, когда вы впервые увидели фотографии, сделанные на советский гелиос-40? Как были зачарованы сумасшедше закрученным боке, мягкостью и пластичностью его картинки? Увиденное не давало спать и вот уже рука потянулась искать, где купить это чудо, а дальше всё, как в тумане...

И вот счастливый день настал - стекло мечты в руках. Кажется, что стоит надеть его на камеру, и шедевры польются рекой, только успевай нажимать на кнопку. Но не все так просто - после первых съемок наступает разочарование, потому что из 100 кадров в лучшем случае 5-10 оказываются в фокусе, да и те... Поиски в интернете ничего путного не дают, так что становится совершенно уже непонятно, как были сделаны недавно ошеломлявшие примеры фотографий из сети.

Если ваш гелиос-40 лежит на полке, покрываясь пылью, или вы только собираетесь его купить и пока не знаете, что делать с ним дальше, то эта статья для вас.

Плюсы и минусы гелиоса-40

Давайте для начала разберемся, в чем плюсы и минусы легендарного советского гелиоса-40 - может, после прочтения этого раздела вы вовсе откажетесь от покупки.

Минусы:

1. Вес стекла около 900 граммов, что затрудняет его установку на легкие камеры. Возникают проблемы с весовым балансом - объектив оказывается ощутимо тяжелее камеры, а удобного хвата у таких камер зачастую не предусмотрено. Когда я тестировала гелиос-40 в связке с Сanon 500D, у меня было ощущение, что камера - это так, брелок к объективу:)

Полнокадровые профессиональные камеры объектив уравновешивают, но общий вес оборудования составляет порядка двух килограммов. Внушительные габариты гелиоса-40 обусловлены его монолитной конструкцией (мой серебряный гелиос-40 сделан из металла), толстыми стеклами и большими воздушными промежутками между ними.



2. На камерах с кроп-фактором большая часть того самого боке обрезается.

Я тестировала гелиос-40 на камере Сanon 500D с кроп-фактором 1,6 (фокусное расстояние объектива эквивалентно 136мм). Приходилось отходить значительно дальше, чем при съемке с полнокадровой камерой, тяжелее было стабилизовать камеру в руках из-за перевешивающего объектива, фокусироваться по небольшому дисплею также труднее - всё это препятствует получению резкого кадра.



Canon 500D + гелиос-40, кроп центральной части кадра без обработки и цветокоррекции



Canon 5D mark III + гелиос-40, кроп центральной части кадра без обработки и цветокоррекции

3. Не держит боковой и контровый свет, в кадре появляются неприятные радуги, "зайцы", "молоко".

Если ко всему прочему между линзами скопились пыль и грязь (у меня, к сожалению, так), то они тоже станут видны в кадре.





4. На открытых диафрагмах резкое изображение можно получить только в круге по центру кадра, что накладывает ограничения на построение композиции.

5. Непригоден для быстрой съемки - репортажи, свадьбы, быстродвижущиеся объекты не для него.

Нет, я конечно знаю примеры съемок свадеб только на гелиос-40, и меня в одно время донимали вопросами, снимаю ли я свадьбы на гелиос-40 (OMG!), но как по мне - это перебор и незачем так мучиться:)

6. Софтит, особенно если фокусироваться на предметы, находящиеся на большом расстоянии от объектива.



Кроп центральной части кадра, видно софт на лице

7. Кольцо фокусировки расположено слишком близко к камере, из-за этого можно промахнуться и крутить кольцо значений диафрагмы.

К этому можно привыкнуть, но я спустя четыре года работы с гелиосом-40 иногда промахиваюсь. Бывает, что из-за этого можно упустить хороший кадр.

8. Неудобная система двух колец, регулирующих диафрагму - все время забываю, в каком порядке и в какую сторону их крутить, один раз у меня заклинило диафрагму. Починили мне это, кстати, бесплатно за три минуты в Мастерских РСУ.

9. На открытой диафрагме по краям кадра появляется виньетка.

10. Цена объектива - за такое количество минусов она объективно завышена.

Стоимость объектива варьируется от 10 000 рублей за не самый лучший экземпляр с рук до 23 000 рублей за новый гелиос-40-2, произведенный на Красногорском механическом заводе.

Плюсы:

1. Легендарная объемная картинка.

Гелиос-40 будто переводит двухмерное изображение в трехмерное. 3D-эффект появляется благодаря резкому кругу по центру, о котором мы говорили, описывая минусы объектива. В этом круге резкое изображение выглядит более резким в сравнении с краем кадра, то есть происходит оптическое усиление выразительности картинки.

Еще гелиос-40 софтит (об этом тоже было в "минусах"), а это как нельзя лучше подходит к убийственной резкости цифры, смягчает ее (кстати, из-за софта почти незаметны хроматические аберрации - цветовые каемки на контрастных переходах).











2. Боке на открытых диафрагмах убирает все лишнее из кадра, превращая предметы в цветовые мазки.

Но с этим нужно быть аккуратным и тщательно выбирать плотность, однородность и цвет фона. Боке гелиоса-40 может быть как воздушным и объемным, так и рябящим, неприятно дребезжащим. Я сравниваю процесс подбора фона с написанием картины - всё время думаешь, какую кисть взять и где положить мазок.



Пример неудачно выбранного фона, который превратил боке в рябь

3. Гелиос-40 отлично справляется с неспешной съемкой психологических портретов, сказочных сюжетов, природы.









4. Объектив хорошо защищен металлическим корпусом, линзовый блок не выступает вперед.

Мой гелиос-40 падал с высоты роста на пол, и все, что с ним случилось - это погнутый обод, защищающий линзовый блок.

5. Мне нравится цвет, который дает объектив (он немного смещает баланс белого в желтую область) - он живой, приятный без цветокоррекции.



Фотография без обработки и цветокоррекции, кроп



Обработанный вариант

7 секретов гелиоса-40, которые помогут наконец-то добиться от него резких фотографий

Эти секреты я открывала в процессе знакомства с советскими гелиосами - до гелиоса-40 у меня был гелиос-44, и многие тонкости мне удалось постичь еще с ним. Итак, что же нужно, чтобы получить красивое боке и резкую картинку?

1. Абсолютно неважно, какая версия объектива гелиоса-40 у вас в руках: серебряный гелиос-40, черный гелиос-40-2, циклоп или новый гелиос-40-2, выпускаемый Красногорским механическим заводом - на всех можно научиться попадать в резкость, если придерживаться описанных мною правил.

Гелиос-40 отличается от старого и нового гелиоса-40-2 разрешающей способностью (у гелиоса-40-2 она немного выше) и цветопередачей (гелиос-40 смещает баланс белого в желтую область, у гелиоса-40-2 более точный баланс белого), а циклоп представляет собой облегченную версию гелиоса-40-2 без диафрагмы (то есть там всегда установлено минимальное значение диафрагмы 1,5). Какой купить - дело удобства, вкуса и денег.

2. Основное правило, которым вы должны руководствоваться при выборе переходного кольца для гелиоса-40, - это отсутствие на нем одуванчика (микросхемы для подтверждения автофокуса).

Да, вы не ослышались! Подтверждение автофокуса часто врет, а вы этого не замечаете, визируя по маленькому окошку видоискателя. Не верьте электронике, с гелиосом-40 она не работает!

3. Еще с гелиосом-40 не работают электронные увеличители видоискателя и всякие наглазники с увеличением, они тоже здорово врут о резкости картинки.

Как-то раз я купила такую штуку и сильно пожалела, отправив после неё в брак одну съемку. Еще раз повторяю - гелиос-40 не поддается этим вашим электронным хитростям, забудьте:)

4. Как же тогда фокусироваться? На этом пункте печально вздохнут обладатели камер без фокусировки по экрану (режим Live View), потому что именно этот режим поможет сделать четкий кадр в 80% случаев.

Я использую фокусировку по дисплею с максимальным увеличением - то есть сначала строю композицию, а потом максимально увеличиваю изображение на дисплее, чтобы четко видеть, в фокусе нужный мне предмет или нет.

5. 20% брака я оставила на дрожащие руки (во время съемки сотни раз нужно удерживать неподвижно два килограмма) и случайное движение во время съемки.

Тут могут помочь упражнения для силы рук или использование штатива. В самом начале работы с гелиосом-40 я снимала со штатива - могу сказать, что это довольно неудобно, неповоротливо и тяжело (хотя мой штатив один из самых легких, а передвигаюсь я на машине). Лучше качайте руки:)

6. Если вы все-таки выбрали вариант "качаем руки, отказываемся от штатива", то для удерживания камеры поможет кистевой ремень.

В руке приятнее, чем на шее, носить два килограмма техники, и лучше они будут надежно закреплены. Еще кистевой ремень хорошо помогает стабилизовать камеру и избежать дрожания в процессе съемки.

7. Все начинающие фотографы страшно любят делать портреты исключительно на диафрагме 1,5 - по хардкору, так по хардкору, сама через это прошла:) Тут нужно помнить, что и на диафрагме 1,5 гелиос-40 бывает резким - достаточно соблюдать все правила, описанные выше, и не помещать лицо человека вне центрального круга.

Существенный минус такого приема - неизбежная центральная композиция, поэтому почти все фотографии с гелиоса-40 я кадрирую в квадрат. После уменьшения эйфории от сумасшедшего боке на диафрагме 1,5 советую переходить на диафрагму 2,8 или лучше - 4. Так удобнее контролировать глубину резкости, да и картинка вместо аляповатого верчения приобретает благородные глубину и пластичность.









Легендарная объемная картинка гелиоса-40 на природе и в условиях студийного освещения.
Значения диафрагмы на фотографиях - от 1,5 на первой до 2,8 и 4 на последующих.

Вот и все секреты! Придерживайтесь этих семи правил и получайте резкие фотографии на гелиос-40 всегда.

Если у вас после прочтения статьи остались вопросы ко мне - пишите в комментариях! А еще я буду очень рада, если вы просто поделитесь своими ощущениями от работы со стеклами гелиос:)

Кстати, все эти приемы помогают и для работы с другими гелиосами со схожей картинкой - гелиосом-44 (фокусное расстояние 58мм) и гелиосом-77 (фокусное расстояние 50мм).

Все фотографии в этой статье - мои, оригинал статьи находится на моем сайте anastasiazubkova.ru
Previous post Next post
Up