Рена Эффенди родилась в 1977 году в Баку. В 19 лет она получила свою первую работу - должность переводчика в Азербайджанской международной нефтяной компании, консорциуме крупнейших нефтедобывающих компаний мира. В 2001-м занялась фотографией, заинтересовавшись влиянием развития нефтяной промышленности на жизнь простых людей. В 2006 году она получила от компании BP рекламное задание - проехать вдоль азербайджанского отрезка нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан и собрать фотоматериал для корпоративного календаря, освещающего достижения программы социальной ответственности BP. В этой командировке Эффенди убедилась в том, что большинство жителей Азербайджана не извлекает никаких выгод из того богатства, которое течет у них под ногами. Это побудило ее заняться независимым журналистским расследованием. Пытаясь выяснить, что спрятано за рекламными манифестами экономического благоденствия, установившегося в районах, примыкающих к нефтепроводу, Эффенди предприняла фотопутешествие вдоль его 1700-километровой трассы через Азербайджан, Грузию и Турцию, по пути собирая до тех пор нерассказанные истории.
Результатом ее труда стала книга «Линия жизни».
«Нефтяные инвестиции 90-х принесли новое богатство в Азербайджан - страну, пораженную коррупцией, нищетой, безработицей и послевоенной гуманитарной катастрофой. И, конечно, лишь увеличили пропасть между богатыми и бедными, а вовсе не создали новые рабочие места за пределами городов, как было обещано. Миллиарды долларов вкладывались в доходные морские месторождения, а обветшавшая советская нефтяная инфраструктура окончательно пришла в упадок, превратив окружающую среду в гнилостные пустыри с нефтяными болотами и свалками».
«С притоком иностранных денег и носителей иной культуры стали множиться бары и рестораны для обслуживания иностранцев и немногочисленных представителей среднего класса, порожденного нефтяным бумом. Растет и проституция - молодые провинциалки, не надеясь найти работу в родных местах, стекаются в Баку, чтобы заработать на жизнь».
«В центре Баку расположен старейший и беднейший район Махалля, где люди всю жизнь ютятся в маленьких домишках с плоской крышей. Эта историческая застройка и последний бастион традиций обладает давно сложившейся и присущей только ему культурой. Сто лет назад здесь жили рабочие-нефтяники. Сегодняшние обитатели Махалли - муллы, поэты, голубятники, бывшие заключенные - занимаются мелким ремонтом, розничной торговлей, нехитрыми ремеслами прямо на своем крыльце. Однако, боясь упустить неожиданно открывшиеся возможности легкого обогащения, некоторые правительственные чиновники поспешили извлечь выгоду: выселить жителей Махалли, снести их дома и продать коммерсантам лицензии на строительство. В результате старинные дворики района разрушены, а на их месте выросли безликие жилые высотки».
«Единственный маршрут нефти и газа в обход российских энергетических систем в регионе, трубопровод БТДж, затрагивает политические, экономические, экологические интересы сопредельных государств. И без того болезненные проблемы усугубляются тлеющими в регионе конфликтами. Многочисленные очаги боевых действий породили огромное число жертв войны и беженцев, которые вынуждены жить в нечеловеческих условиях - в заброшенных гостиницах, каркасах недостроенных домов, вагонах брошенных поездов, землянках, больницах, школах».
«Несмотря на то что правительства щедро сулили своим гражданам, живущим в бедности, лучшую жизнь, большинство, кого непосредственно коснулось строительство нефтепровода, осталось ни с чем. Азербайджанские фермеры потеряли земли. По соседству с многомиллиардным технологическим чудом - Сангачальским терминалом, откуда трубопровод начинает свой путь, ютится обнищавшая деревня из 4500 человек, которые дышат отравленным воздухом. В Грузии нефтепровод змеится через сейсмоопасные горы, ускоряя уничтожение и без того уязвимого ландшафта. В Турции БТДж вызвал дальнейшее разрушение хрупкой экосистемы».
«Верните нам наше море!» - требует Беньямин Гереген, рыбак из бухты Юмурталык, который лишился своего улова из-за оживления движения нефтяных танкеров.