3 января 2020,
https://yandex.ru/maps/-/CGxtUL7-
Петергофская железная дорога, открытая в 1857 году, первоначально была частной. Строилась на деньги банкиров Штиглица и Фелейзена.
Николай Леонтьевич Бенуа для сей дороги спроектировал целый ряд объектов. Дошедшие до нас вокзалы станций
Сергиево:
Стрельна:
сгоревший ещё в 1890 г. вокзал в Лигово:
Но безусловным венцом всей той работы и откровенным шедевром явился конечно же вокзал в Новом Петергофе. Проект утверждён 16 июля 1854 г., а закончили здание в 1858-м.
Пишут, рассматривались варианты проекта и в других стилях. В частности, публиковался вот такой, "неоренессансный":
В сети широко тиражируются фразы типа
"вокзал представляет собой уменьшенную копию собора в Орвието", некоторые
особо сурьёзные даже дают ссылку на известную
книгу М.И.Бартеневой. Хотя конечно же у Милицы Игоревны таких глупостей про "копию" не написано.
Зато там есть проект таких вот чугунных ворот, для стрельчатых арок западного фасада:
Дорогу продолжили на запад лишь в 1864 году, и пока первые семь лет станция была тупиковой, арки предполагалось закрыть этими шикарными решётками. Только я не понял по тексту, не осталась ли сия красота только на бумаге.
Восточный фасад с
дебаркадером:
В сети можно встретить такой эскиз сего фасада:
В центре северного фасада тоже предполагался вход, не ведаю когда закрытый:
Памятник
Штиглицу пред северным фасадом:
Часто пишут, сколько мильёнов пожаловали на строительство банкиры-благодетели и гораздо реже, что из-за жадности их светлостей декор вокзала так и остался не завершённым.
За отсутствием средств часть
пинаклей и куполков вместо чугуна выполнили из камня со значительным упрощением форм, часть - вообще остались на бумаге. Когда Бенуа выпрашивал 4600 рублей на их отливку, ответ был что-то типа "А сколько эти 4600 дадут нам доходу?..."
Остаётся добавить, что на месте окна-
розы планировались часы.
Ну, и всё, вроде ...