23 октября 2016,
https://yandex.ru/maps/-/CZHAaZPDЕё также называют Марчуговской, ибо как почти везде
обычно пишут , сначала обитель стояла
южнее, на другом берегу Москвы реки в селе
Марчуги (а точнее немного западнее того села в
урочище Красный холм возле деревни Бельково, здесь:
https://yandex.ru/maps/-/CZHAiO2x).
Там пустынь была размыта половодьем и потому перенесена в 1655 - 1657 годах на нынешнее
место, в деревню Фавстово (теперь Фаустово), а у Белькова тогда была поставлена памятная
несохранившаяся часовня.
Из-за того холма её также называют ещё и Краснохолмской, а на новом месте якобы даже
был создан насыпной холм того же названия. Однако же,
другие заявляют, что сначала (1653)
монастырь основали в Москве (опять же "у Красного холма"), а затем перенесли в Фаустово.
Мало того, говорят, у
Зверинского и
Иванчина-Писарева имеются данные об основании пустыни в
Марчугах уже в конце XV века (у последнего даже конкретно - 1492), однако твёрдой датой обычно
признаётся 1653 (или 1654) год.
Во множестве работ (в том числе и
вполне серьёзных) основателем монастыря называется Стефан
Нифонтов, протоиерей кремлёвского Благовещенского собора и соответственно духовник царя Алексея Михайловича, постригшийся на Соловках в 1671 с именем Савватия.
Причём, информация сия восходит к
знаменитому труду достопочтенного
архимандрита Досифея.
Но я никогда не слыхал, чтобы у царя Алексея был в те годы духовник с такими "паспортными
данными". Зато более чем широко известен
Стефан Вонифатьев, тоже кстати постригшийся с
именем Савватий, только не в 1671, а в 1655 и не на Соловках, а в московском
Покровском
монастыре (им же тогда и созданном на царские деньги). А в 1656 он уж скончался на Валдае
и был похоронен опять же в Покровском.
Вонифантьев был духовником Алексея с 1645 по 1656 г., и трудно представить, что одновременно
имелся ещё и духовник-тёзка, а у Благовещенского собора - второй настоятель, и потому, при всём
уважении к Досифею, мне кажется, у него тут какая-то махонькая неточность ...
(хотя, может знатоки меня и поправят ? )
Стефан был весьма ревностным пастырем. Не боялся всячески поучать царя и критиковать
патриарха, увещевал бояр и успокаивал на Красной площади бунтовщиков во время
Соляного
бунта (1648). Возглавлял известный
Кружок ревнителей благочестия.
А в 1652 году митрополит
Корнилий и протопоп
Аввакум даже подавали челобитную за избрание
Стефана патриархом (вместо умершего
Иосифа), но говорят, он отказался в пользу
Никона.
Кстати, его возможное избрание беспокоило западных дипломатов, говорят, шведский резидент
в Москве докладывал своим, что в «усердии и кознях (против иностранцев) не будет недостатка»,
ибо Стефан был ярым противником иноземных влияний.
Упоминается, что монастырь основали по случаю избавления от морового поветрия в Москве,
а назвали - по Стефанову "произволению". Видимо у него было своё особое отношение к
Соловецкому монастырю, и не случайно он пред смертью постригся с именем одного из отцов-
основателей той славной обители.
Ново-Соловецкая пустынь никогда не отличалась обширностью своих имений и обилием иноков
(на рубеже XVII-XVIII вв. там было от 3 до 8 монашествующих да десятка полтора "служителей").
В копии царской грамоты 1700 года так и сказано: "пустыня самая скудная".
Она практически всегда была приписной:
до 1678 года - ко всем известному московскому
Андреевскому монастырю,
в 1683 - "устроение и надзор" поручены Соловецкому подворью в Москве,
в 1699 - "совершенно приписана к Соловецкому монастырю",
а в 1764 - к Новоиерусалимскому (до упразднения в том же году).
От монастырского ансамбля, созданного в 1660-х - 1690-х годах, сохранились только Троицкий
собор (в нижнем этаже - Благовещения с трапезною):
и надвратная церковь Зосимы и Савватия:
Колокольня перестроена (видимо полностью) в 1870:
Прочие постройки были деревянные, но не все. Опись 1741 года, составленная после большого
пожара перечисляет каменные кельи: настоятельские, больничные, братские и ризничную.
С севера к собору примыкали келарская, поварня и хлебня.
От того теперь первый ярус северного фасада выглядит голым:
Забавно, но об архитектуре собора та опись гласит: "строение оной церкви готическое".
Т.е. для спецов времён
великого Растрелли, то что мы теперь зовём
Нарышкинским барокко,
считалось таки готикой.
А на сенах собора, законченного к 1698 году, определяющую роль играет именно нарышкинское убранство.
Нижний ярус строился раньше, считают, его освятили уже в конце 1670-х,
и декор его ещё из
Московского узорочья, но он скрыт гульбищами и не так бросается в глаза.
В описаниях храма вечно повторяется сравнение его с соборами в
Волоцком монастыре и в
Астрахани, первый даже иногда ухитряются называть "ближайшим аналогом".
А в чём сходство то?
Оба упомянутые - четырёхстолпные храмы соборного типа со световым пятиглавием, композиция
фасадов которых при всех различиях декора совершенно внятно отражает структуру интерьера и
схему конструкций.
В марчуговском же соборе трёхчастные фасады - полнейшая декорация, никак не связанная с его
"внутренностью". Он двустолпный, столбы стоят прямо по оси центральной главы и косяков средних
окон боковых фасадов.
И пятиглавие здесь весьма своеобразное. Средняя глава световая гранёная, обработана
по нарышкински, а угловые глухие круглые и целикои из стиля Узорочья:
Да и по общему характеру композиции этот храм другой. В отличие от волоцкого и астраханского
"визуальный вес" четверика в нём несравненно меньше, а продольная ось выражена гораздо
отчётливей и за счёт колокольни (пусть чуть смещённой к северу), и за счёт алтаря нижней церкви,
сильно вынесенного к востоку. Черты традиционно-соборного здания тут конечно налицо, но и тяготение к образам посадских храмов того времени заметить не трудно:
Западный портал нижней церкви решён роскошно. Венчает его сложный кокошник, а проём обрамлён двойным жгутом, опирающимся на стопки мелких кубышек:
К сожалению не сохранились колонки, только их резные базы на филенчатых постаментах и очень
сильно повреждённые капители.
Южный портал гораздо проще и традиционней:
Окна нижней церкви имели треугольные фронтоны и позже переделывались:
Пишут, в сводах нижнего яруса заложено множество сосудов вверх донцами (для облегчения
кладки или может ещё и в роли голосников ? ). А с юга и запада он окружен аркадой когда-то
открытого гульбища весьма удачных пропорций:
На парапете полихромные изразцы.
Нетрудно заметить насколко декор колокольни суше и грубее, чем в более старых постройках
обители:
Однако, очень радует, что колокольню XVII века заменили всё же постройкой тоновского круга, а не
чем то более стилистически несовместимым с остальным ансамблем.
В сводах верхней церкви тоже упоминаются голосники.
Церковь Зосимы и Савватия стоит на воротах, входивших в линию монастырской ограды с южной
стороны:
Она смотрела на реку, которая давно ушла отсюда, оставив живописную старицу:
Декор тут тоже в основном нарышкинский:
Особенно запоминаются толстые витые колонки по сторонам южных и северных дверей,
выходящих на гульбище:
Опись 1741 года упоминает на церкви и зелёную черепицу, и "железный крест вызолочен".
О соборе опись на сию тему умалчивает.
В отличие от собора, изразцы тут монохромные муравлёные:
Прямоугольный массив ворот прорезан по традиции большой аркой проезда в центре и малой аркой
прохода с востока (на фото она справа, сейчас заложена), но свойственная нарышкинскому стилю
тяга к симметрии заставила устроить слева от проезда арочную нишу, соответствующую калитке:
И вообще вся композиция постройки строго симметрична. Четверик церкви окружают равновеликие
апсида и притвор, полностью скрытые под кровлей гульбища:
Нарушается общая симметрия лишь крыльцом с северной стороны, благодаря которому гульбище
тут выглядит особенно эффектно:
Монастырёк сей конечно не велик, но писать о нём можно долго ...
ХватитЪ !