Блестящий памятник блестящей династии.
Фамилия Шустовых известна в России наверное всем, подозреваю, лишь лютые трезвенники ни в жисть не сознаются, что хоть раз её слышали. Пишут, пред Первой мировой Шустовы "контролировали" чуть не треть алкогольного рынка страны нашей, и будто бы только им французы разрешали писать на товаре слово "cognac".
А "Рябина на коньяке", "Белый аист", "Спотыкач", "Зубровка" - всё это названия родные до боли и знакомые с детства. И происходит род Шустовых не с
берегов Шаранты, а с Оки, из села Дединово Коломенского, а потом Зарайского уездов ( нынче в Луховицком районе).
Река Цна здесь зовётся "Ройка" и делит село на верхний и нижний концы. Вот в нижнем Дединове в самые последние годы XVII века Никита Фёдорович Шустов и построил эту редкой красоты церковь. Рядом с деревянной, помянутой ещё в 1646 как "клецки о пяти главах".
В то время Шустовы ещё не разливали коньяк, а занимались хлебом и солью. Занимались видимо серьёзно, т.к. в годы строительства судились аж с самими "хозяевами Урала"
Строгановыми из-за Левненских промыслов.
И речку прозвали Ройкой конечно не случайно, наверняка её рыли-чистили, ибо здесь находились знаменитые Дединовские судостроительные верфи, на которых строилось хоть и не "всё", как врут, но очень многое из того, что плавало по Оке, Волге, Каспию, Дону и пр., а Пётр Великий, говорят, сработал тут струг, дабы служил образцом прочим мастерам "... под наказанием и ссылкой вечной на галеры, если инако делать станут".
Струг хранился где-то при церкви плоть до пожара 1865 года.
Говорят, льва и единорога над входом сделали по приказу самого царя, и вообще Пётр Алексеич любил бывать у Никиты Фёдоровича, нянчить его сына Василия, которому подарил рубль со своим "портретом".
Совсем недавно в Дединове нашли клад тех времён и подозревают, что зарыл его именно Василий Никитич,
ибо:
1-е - только он при Анне Иоанновне не вернулся из ссылки по "делу Долгоруковых (т.е. не мог откопать)
2-е - в кладе "в отдельной коробочке из палисандрового дерева хранился рубль 1718 года"
http://reviewdetector.ru/index.php?showtopic=311401
В общем, с храмом этим столько всего вспоминается, что никак не дойдёшь до здания самого. Как все давно уж заметили, это роскошное московское барокко с удивительно изысканным белокаменным декором. Строили красоту эту мастера известного
Солотчинского монастыря.
Этакая ассимметричная кучка: церковь-трапеза-колокольня-придел северный, южный уже в классические времена классицисты добавили для симметрии, о которой в XVII в. особо не думали, потому и колокольню поставили не по оси церкви, а немного северней:
Все главы глухие, северное крыльцо позднее (по кладке судя), но не намного позже (судя по стилю).
Ко всему тому - уникальная настенная живопись, которую открыл известный спец из
ЦНРПМ Владимир Яковлевич Кузнецов под поздними крышами на северном и западном фасадах четверика:
Он её реконструировал так: гроздья "винограда, цветов, баклажанов, .. листьев ... прямо по кирпичу темперными красками широкими и уверенными мазками ...", контуры обведены чёрным.
Давно уж нет наружних росписей "травами" храма
Ильи в Ярославле, а росписи Высокопетровского монастыря утрачены так по-идиотски
уже в наше время. От того дединовская роспись вельми ценна, а уж в каком она состоянии теперь, не знаю.
Пишут ещё, в 1930-х церковь сия была "всегда полна народу", благодаря проповедям отца Константина Немешаева, в коих судя по всему доставалось по заслугам и нежно любимым товарищам. Осуждён тройкой и расстрелян в Бутово 21.11.37.
А ещё, южнее церкви стоит очень удачный особняк позднего классицизма, говорящий, что в том стиле умели таки без выкрутасов сделать красиво. Все пишут, "дом Хромовых":
Во всяком случае он стоял 10 сентября 2010, когда мы
ТАМ гуляли.