Оригинал взят у
mincao в
До Сакко и Ванцетти. Джо Хилл - певец революции.
Джо Хилл (англ. Joe Hill; Джозеф Хилстром, настоящее имя Йоэль Эмануэль Хеглунд; 7 октября 1879 - 19 ноября 1915) - американский поэт шведского происхождения, рабочий, борец за права трудящихся, революционер, боевик профсоюза «Индустриальные рабочие мира» (Industrial Workers of the World).
Расстрелян в американской тюрьме 19 ноября 1915 г.
В 1910 г. Джо Хилл вступил в местную организацию ИРМ в Сан-Педро, штат Калифорния. Профсоюзная организация «Индустриальные рабочие мира» существовала уже пять лет.
Она была создана в июне 1905 г. на съезде в Чикаго, в котором участвовали социалисты, анархисты, профсоюзные работники и профессиональные революционеры, в том числе седовласая матушка Джонс - организатор Объединенного профсоюза горнорабочих США, Юджин В. Дебс, лидер Социалистической рабочей партии, Люси Парсонс, вдова Альберта Р. Парсонса, павшего жертвой расправы за демонстрацию на Хеймаркет*, и 36-летний Уильям Д. Хейвуд («Большой Билл»), бывший ковбой и горняк, секретарь-казначей боевой Западной федерации горнорабочих.
* Примечание: в начале мая 1886 г. на площади Хеймаркет в Чикаго состоялись бурные демонстрации рабочих под лозунгом борьбы за 8-часовой рабочий день, приведшие к кровавым столкновениям. А.Р.Парсонс был казнен за руководство этими выступлениями, положившими начало празднования во всем мире дня пролетарской солидарности - Первого мая.
Открывая исторический съезд ИРМ, Хейвуд заявил:
«Товарищи-рабочие!
Это съезд рабочего класса всего континента. Мы собрались здесь, не считаясь с хозяевами-капиталистами, чтобы объединить рабочих нашей страны в ряды рабочего движения, которое обладало бы экономической мощью, средствами к жизни и контролем над аппаратом производства и распределению».
Хотя делегаты и расходились во мнениях по многим вопросам, они были единодушны в том, что взамен Американской федерации труда (АФТ) с ее организованными по цеховому принципу профсоюзами, проповедью классового сотрудничества и «чистого» тред-юнионизма следует основать профсоюзную организацию, построенную по производственному принципу, которая объединила бы всех рабочих, независимо от их квалификации, пола, цвета кожи или национальности.
Эта организация должна была бороться за создание нового общественного строя взамен капитализма. В то время как АФТ призывала к сотрудничеству между рабочими и предпринимателями, ИРМ записала во введении к своему уставу:
«Рабочий класс и класс предпринимателей не имеют ничего общего. Не может быть мира до тех пор, пока миллионы рабочих терпят голод и нужду, а немногочисленные представители класса предпринимателей пользуются всеми благами жизни. Борьба между этими двумя классами должна продолжаться до тех пор, пока рабочие всего мира не организуются как класс, не станут хозяевами над землей и орудиями производства».
_____________________________________________________
Он родился в Швеции 7 октября 1879 г. и получил имя Йоэль Эммануель Хагглунд (Joel Emmanuel Hagglund). Его отец был рабочим-железнодорожником, любителем игры на органе, но хотя Йоэлю и приходилось слушать дома музыку, сам он в детстве не учился играть.
После смерти отца Йоэль пошел работать, чтобы помочь матери прокормить шестерых братьев (двое умерли). Он работал на канатной фабрике, а позже помощником кочегара на паровом подъемном кране. В 12 лет у Йоэля обнаружили заболевание кожи и он был вынужден после «лечения» рентгеновскими лучами сделать несколько операций, которые навсегда оставили следы на его лице.
В 1902 умерла и мать, дети продали дом, четверо остались в Швеции, а Йоэль вместе с младшим братом эмигрировали в США, отправившись за «великой американской мечтой».
Он прибыл в США в октябре 1902 г., когда ему было 23 года. И очень быстро он убедился, что истории о быстром обогащении в новой стране сильно преувеличены.
О последующих годах его жизни в США известно немного - в течение 8 лет он занимался разной работой и за это время переменил имя и фамилию на Джозеф Хилстром. Он скирдовал пшеницу и прокладывал трубы, играл на пианино и чистил плевательницы в пивных, добывал медную руду и плавал на кораблях, работал в доках и у плавильных печей.
В Чикаго, где он работал в механическом цехе, Хилл был уволен и попал в черный список за попытку организовать профсоюз.
Насколько достоверны сведения о его жизни в эти годы?
Его недруги утверждали, что у него, как у всякого бродяги, были проблемы с законом и именно поэтому он сменил имя.
Его товарищи, напротив, утверждали, что Хилстром активно выступал в защиту прав своих товарищей - рабочих-эмигрантов, вынужденных нищенствовать в стране, где богатствами владела кучка людей. А американизировать имя - вынужденная мера, чтобы проще было устроиться на работу.
Еще одно новое имя - Джо Хилл появилось осенью 1910 года. Именно так было подписано письмо редактору газеты ИРМ («Индустриальные рабочие мира»), в котором осуждались действия местной полиции, нападавшей на уоббли (так называли членов ИРМ) и других рабочих.
Были ли у Джо неприятности с законом в это время?
Его соратники утверждают, что Хилл был жестоко избит полицией во Фресно во время забастовки, известно, что Хилл пробыл тридцать дней в местной тюрьме Сан-Педро по обвинению в бродяжничестве.
Годы спустя полиция Сан-Педро дополнила описание «преступной» жизни Джо Хилла, сообщив, что Хилл был фактически главным подозреваемым в вооруженном ограблении трамвая, но не мог преследоваться по суду, потому что преступник был в маске и не мог быть опознан.
Если бы биографы Джо Хилла верили всем рассказам о нем, то они могли бы утверждать, что он участвовал фактически во всех главных забастовках, организованных ИРМ в период между 1909 и 1912 годами. Легенды о Хилле сообщают, что он одновременно был в дюжине разных городов.
Одна вещь бесспорна. Если Хилл не был на линии борьбы лично, там были его песни.
Потому что все это время он занимался «сочинительством»: писал стихи, песни, куплеты...
Он научился играть на фортепьяно, гитаре и скрипке и сочинял песни, которые поддерживали самых бедных рабочих в Америке. Его песни порицали боссов и скэбов* и подчеркивали достоинства рабочих, организовывающих Один Большой Союз, чтобы бороться за свои права. Его песни издавались в «Маленьком красном песеннике», который выпускался ИРМ.
*Скэб(англ.) - вошь. Жаргонное прозвище штрейхбрейкеров
Вступив в ИРМ, Джо был некоторое время секретарем местной организации ИРМ в Сан Педро, Калифорнии, там же написал многие из его самых известных песен, включая "Проповедник и раб" и "Кэйси Джонс - скэб».
В 1911, он был в Тихуане (Мексика) в армии из нескольких сотен бездомных бродяг (hoboes - хобо) и радикалов, которые стремились свергнуть мексиканскую диктатуру Порфирио Диаса, захватить Калифорнию, эмансипировать рабочий класс и объявлять индустриальную свободу.
В 1912 году Хилл был активным участником коалиции "Свободы слова", объединявшей уоббли, социалистов, суфражисток и членов АФТ в Сан-Диего, которая возражала против решения полиции закрыть центр города для уличных митингов.
Он участвовал в забастовке строителей железной дороги в Британской Колумбии, выступал с песнями во время забастовки итальянских докеров.
Эта забастовка привела к первому зарегистрированному столкновению Хилла с полицией, которая арестовала его в июне 1913 и держала его в течение 30 дней по обвинению в бродяжничестве, потому что, как сказал он позже, он был "излишне активен, чтобы нравиться руководству города" в течение забастовки.
Не нравились руководству города (и не только города) и его песни.
Уоббли работали с рабочими, прибывшими в Америку из разных стран и поэтому агитационные материалы были на разных языках. Однако из всех воспитательно-образовательных материалов, которые издавались ИРМ, особенно после 1912 г., лучшим, по мнению многих уоббли, был так называемый «Маленький красный песенник».
«В песеннике ИРМ 38 песен, - писал в 1912 г: один из ее организаторов, - причем 24 из них имеют воспитательно - образовательный характер, и можно с уверенностью сказать, что каждая из них очень поучительна».
Некоторые уоббли (так называли членов ИРМ) даже советовали, чтобы ИРМ перестала издавать брошюры и другую литературу экономического характера и всецело посвятила себя изданию песенников.
И хотя Джо Хилл не одобрял этой точки зрения, он все же считал, что «если сложить песню, положив в ее основу несколько простых, общепонятных фактов, сдобренных юмором так, чтобы они не казались сухими, то такая песня скорее дойдет до многих рабочих, которые слишком неразвиты или индифферентны, чтобы прочесть брошюру или статью по экономическим вопросам».
В 1911 г., работая в порту Сан-Педро докером-поденщиком, Джо Хилл сочинил свою первую популярную песню «Кэйси Джонс - скэб», являвшуюся пародией на оригинальную песню о Кэйси Джонсе, которая появилась двумя годами раньше.
(О настоящем Кэйси Джонсе я напишу позже - сейчас скажем лишь, что это был машинист, геройски погибший, спасая пассажиров. Символ американского трудяги, народный герой.)
Песня Хилла была написана с целью помочь бастовавшим рабочим Южно-Тихоокеанской железной дороги. Последним грозило поражение в результате привлечения компанией штрейкбрехеров. В песне говорилось об одном таком штрейкбрехере, который «медалью деревянной награждается за службу «Эс-Пи лайн». («Эс-Пи лайн» - сокращенное название Южно-Тихоокеанской железной дороги).
В песне описывается, как члены ИРМ пустили под откос паровоз* Кэйси Джонса, рассказывается о его путешествии на небо, где он стал «скэбом» даже у ангелов, и о его низвержении в ад, где ему дали самую черную работу:
«… Кэйси Джонс, - сказал тут дьявол, - знай:
Выгребать тебе здесь серу надо
3а штрейкбрехерство твое на «Эс-Пи лайн»!
*На самом деле, в песне поется о том, что штрейхбрейхер Кейси Джонс работал на разваливающемся паровозе, который жадные хозяева ж/д компании не желали заменить и, в результате, паровоз пошел под откос. Версия про саботаж присутствует в одном из русских переводов, том самом, что исполнял Леонид Утесов.
Click to view
Песня сразу стала популярной. Отпечатанная на раскрашенных открытках, доход от продажи которых поступал в стачечный фонд, она помогала рабочим продолжать забастовку. Через несколько месяцев, когда бродячие рабочие разнесли песню по стране, ее стали распевать рабочие во многих штатах.
«Кэйси Джонс» - классическая американская песня о штрейкбрехере, она столь же популярна сегодня, как и тогда, когда была написана.
Еще один пример сотрудничества Холла с "Маленьким красным песенником" классическая песня «Проповедник и раб» («Пирог на небе»), в которой отражено соперничество между уоббли и Армией Спасения в их стремлении овладеть симпатиями кочующих рабочих и разоблачается лицемерие церковных проповедников.
Каждый вечер проповедник к нам спешит,
Учит нас, как надо жить, чтобы не грешить,
А спроси его, где достать хлеба,
Он с улыбкой покажет на небо.
Припев:
В райской обители у господа-бога
Будешь есть сытно, вкусно и много,
А пока ешь мякину, трудись да гни спину,
А сам господь-бог поднесет тебе сладкий пирог.
Не могу не вспомнить в связи с этим прекрасную пьесу Бертольда Брехта "Святая Иоанна скотобоен", которую
очень советую к прочтению.
Отдавая дань Джо Хиллу как песеннику, Элизабет Гэрли Флинн писала 22 мая 1915 г.:
«Джо пишет песни, которые поют. Эти песни воодушевляют, заражают смехом и искрятся. Они разжигают огоньки протеста в павших духом и возбуждают жажду настоящей жизни в сердцах самых покорных рабов. Он выразил словами простую мечту «матроса, портного и лесоруба» о свободе. Не забывает он и «милой девушки с кудрями». Он отразил все черты нашей пропагандистской работы в своих песнях, начиная с задорных «Мистер Блок» и «Кэйси Джонс» и кончая суровой «Если я солдатом буду… всем тиранам буду враг». Он облек идеи нашей организации в бессмертные формы - в песни народа, в его фольклор».
Сам Джо Хилл писал издателю газеты "Солидарность":
«Листовка, как бы хороша она ни была, читается только один раз. Песня же выучивается наизусть и повторяется многократно. И я твердо убежден в том, что если кому-то удастся выразить несколько холодных, всем известных фактов в песне и одеть их в юмористические одежды, чтобы они утратили свою сухость, то он сумеет достучаться до гораздо большего числа рабочих, слишком ограниченных и равнодушных для того, чтобы прочесть листовку или статью об экономике».
продолжение следует