Сегодня мы представляем очередной, четвёртый, совместный выпуск "
Птиц" и "
Кораблей" на московских домах: достраивающееся здание с раздвижной крышей Многофункционального плавательного центра в Лужниках (ул. Лужники, д. 24 стр. 4).
Здание строится на месте старого открытого бассейна 1956 года постройки, признанного в 2013 году вконец изношенным. Обновлённый облик бассейна был разработан победившем на конкурсе 2014 года архитектурным бюро UNKproject, функции Генерального проектировщика выполнила инженерная компания «Метрополис». Изначально
планировалось открыть его в 2017 году или к Чемпионату мира по футболу (2018), теперь
упоминается 2020 год. Но внешние отделочные работы уже практически завершены.
При этом на новом здании были установлены копии исторического панно со старого бассейна, которое было создано в 1956 году тремя скульпторами творческого объединения "ЛеСС" - Владимиром Лемпортом, Вадимом Сидуром и Николаем Силисом. Было заявлено (хотя это и не совсем так), что копии в точности повторяют оригинальные 12-метровые барельефы, только изготовлены из современных материалов (фибробетона). Они-то нам и нужны, ибо на них есть и птицы, и лодки. Всего барельефов 12, но они повторяются, так что сюжетов там три. Дальше будет много картинок и некоторое количество слов, так что добро пожаловать под кат.
Выходит так, что разговор про нынешние барельефы плавательного комплекса требует постоянного упоминания барельефов бывших (вроде бы они сохранены и будут установлены где-то внутри здания. Хочется верить.) Поскольку такой разговор требует картинок, далее неоднократно будут цитироваться фотографии "старого" бассейна в Лужниках, сделанные в 2012 году Евгением Чесноковым. Цитироваться они будут по
этой записи в ЖЖ
evgechesnokov.
Старый бассейн в Лужниках выглядел так:
.
Новое здание значительно превосходит его габаритами,
так что не слишком удивительно, что впихнуть его в ландшафт Лужников без существенного искажения исторической панорамы как-то... э-э-э... несколько не получилось.
Но вернёмся к нашим барельефам.
Ныне они расположены на фризе второго этажа здания, а посколькe этот этаж окружён широкой террасой, с земли барельефы выглядят несколько подрубленными, с прикрытым низом. Они действительно точно воспроизводят сюжет и расстановку фигур старых барельефов, но при этом сделаны откровенно грубее, без былой проработки деталей, с более стилизованными (чтобы не сказать "халтурными") лицами людей. Пропала и анатомическая точность обнажённой натуры - там, где она присутствовала на оригиналах.
1956 vs 2018.
Новые лица.
...Да-да, я помню, что обещал про лодки и птиц. Сейчас вернусь. Итак, барельефы по порядку. Справа на лево в той последовательности, в какой они видны от станции метро "Воробьёвы горы".
На первом наших объектов нет, что избавляет меня от необходимости вывешивать его нынешнюю ипостась. Тем более что на старом видна в траве очаровательная лягушка, а сохранилась ли она на новом или нет - я не знаю, так как эта трава скрыта вышеупомянутой террасой. Так что вот он вам на фото Евгениея Чеснокова.
Второй, центральный, барельеф имеет и лодку, и птицу.
В левой его части плывёт парусный бот, и у его паруса летит чайка. (Второй снимок тут сделан на боковой стене комплекса, где свет шёл по касательной и лучше видны детали, но зато там невозможно рассмотреть барельефы целиком, частично из-за деревьев, а частично из-за какого-то забора, мешающего отойти подальше.)
1956 vs 2018.
И я всё же поставлю это сравнение. Насколько тщательнее ботик и море были проработаны на прежнем барельефе!
Ну и внимательное изучение старых фотографий показывает, что ранее на этой композиции была ещё одна чайка - над хвостом античного дельфина. Пропала. Отдельная деталь, мороки много, надо полагать. Дельфин нынче, кстати, тоже больше не отдельный: сросся с основным барельефом.
И, наконец, третий барельеф.
В первый момент кажется, что на нём есть только лодка - модель в руках девушки (
тут она же в боковом свете).
Однако потом возникает подозрение, что странная запятая слева внизу тоже является птицей. Старые фото подтверждают эту догадку, более того, выясняется, что птица сидит на носу ещё одной лодки, ныне скрытой террасой! Впрочем, что это была за птица, непонятно и на старом барельефе. Не чайка, это точно :). Так что значиться ей в неопознанных.
Вот такое пополнение сразу обоих циклов. Новых адресов в запасе у меня пока что немножко есть, так что оставайтесь на нашем канале.
"
Птицы...": выпуск 325
Систематический индекс 'Птиц' К.м.д.: выпуск 39
Карта 'Кораблей...', Σ