Ходил сегодня по низовьям Сетуни, где заказник - в рамках ежелетнего учёта утиных выводков по Москве. Выводков насчитал десяток, плюс-минус как всегда. Но подумал: сколько же я тут уже хожу? Речка вон и русло местами изменила... Нет, в самом деле: текла в одном месте вплотную к обрывчику, и там надо было проползать, цепляясь за забор, а теперь между обрывчиком и рекой спокойно идти можно... Речка потихоньку залечивает случившееся с ней благоустройство берегов, но стало очень мало лягушек (слыхал буквально два-три плюха), и не заметил ни одной стрекозы. Зато нашёл свежий бобровый погрыз и куртинку эпипактисов из орхидок. А на лесном участке на выступе берега кто-то ел рыбу и ронял чешую... Впрочем, чего это я треплюсь? Картинки же есть...
Так на чём бишь мы остановились? Ах да, бобры...
Второй погрыз более старый, но на меня произвёл впечатление размах деятельности. Да, телефон тут не бобриный, это я свой положил для масштаба :)).
Много уток с малым числом утят, до одного, явно теряли. Раньше таких вроде бы меньше было. В чуть более глухих "лесных" местах утки от человека откровенно удирают, что наводит на размышления. Правда, у пешеходных мостов всё же плывут к. В одном месте утку с утёнком отслеживала ворона, не знаю уж, просто так интересовалась или планы имела. И видал явно травмированную утку.
В нескольких местах на берегу были собачьи следы поверх утиных. То ли домашние любопытствовали, то ли не домашние охотились.
Кстати, эта фотография кликабельна, потому что кроме уток и собаки здесь потоптался какой-то грызун, чьи следы я регулярно вижу у на илистых полосах у берегов. То ли водяная полёвка, то ли всё же крысы приходят, то ли кто. Вот
тут они вообще без уменьшения вырезаны. И, раз уж заговорили о следах, то вот то место, где кто-то рыбу кушал, тоже на глухом "лесном" участке реки.
Вот потенциально наиболее интересные следы из тех, что рядом:
Кто скажет, это, часом, не норка? (Upd.: вот
dipperman в
eto_kto_hodil говорит про енотовидку.) А вообще на этой кочке кто только не потоптался: и собака, и ворона, и утки, и всё тот же грызун... Вот тут есть фотографии фрагментов кочки для разглядывания:
1,
2 и
3. Увы, без масштаба.
Ну а это обещанные орхидки, Epipactis helleborine.
Большая куртина, больше десятка растений. Некоторые прячутся в крупнотравье под кустами, а некоторые выросли на таком месте, через которое, похоже, дождевая вода скатывается. И теперь стоят по колено в грязи посреди лысой пустоши. Но ничего, цветут себе.
Река, как я уже говорил, потихоньку залечивает былое благоустройство берегов, но зато в заказник местами впёрлось новое представление московских природопользовательских властей о том, как должны выглядеть особо охраняемые природные территории.
А ООПТ в их представлении выглядят примерно вот так. Тут практически полный комплект: и дорожки, и беседки, и подсыпка торфом с неизбежными сорняками, и высаженный не пойми кто вместо аборигенной растительности...
Нет, всё-таки ООПТ должны выглядеть так:
Ну и ещё пара картинок.
Последствия очередных московских ветров (но это как раз природные процессы)...
...и карта из моей сегодняшней рапортички со встреченными утками, в основном как раз с выводками. На Сетуни были только кряквы, в Мосфильмовском пруду случились огари.
А вот о чём совсем не хотелось думать, а приходится, так это о том, что, если московские власти продавят-таки свою затею со строительством в этих местах Южного дублёра Кутузовского проспекта, то он заказник очень сильно поуродует. Причём самые утиные места. Вот
тут, среди прочего, карта есть, можно сравнить. И все эти кошмарные беседки с дорожками будут вспоминаться с ностальгией... Такие дела.