Кажется, последний в этом году выпуск "
Птиц на московских домах". Два голубя и какая-то мелочь из воробьиных
нашлись на здании Центрального московского ипподрома.
Московский ипподром открылся 12 сентября 1834 года. Главное здание ипподрома (ныне улица Беговая, дом 22) было построено в 1896-1899 годах архитекторами И.Т. Барютиным и С.Ф. Кулагиным. Оно было богато украшено, и, самое главное, увенчанное скульптурами коней, выполненными К.А. Клодтом и С.М. Волнухиным. Однако в 1949 году здание сильно пострадало от пожара, и было практически полностью перестроено в 1953-1954 годах архитекторами И.В. Жолтовским, В.Л. Воскресенским и П.И. Скоканом. Однако идея обильных украшений была ими сохранена.
Нынешнее здание визуально распадается на два крыла: левое, с изящной башенкой, увенчанной шпилем с флюгером-лошадью, и правое, с мощным восьмиколонным портиком.
Здание по-прежнему венчают уцелевшие в пожаре сорок девятого года скульптуры коней. Но нас, в нашем птичьем цикле, интересуют не они :).
А интересует нас, в первую очередь, портик правой части здания.
Помимо сплошного лепного фриза и скульптур на крыше, по краям он украшен ещё и горельефами.
И на каждом из этих двух горельефов, и на правом, и на левом, в одном из "окон" над всадником летит голубь. Мира, надо полагать. Вот он слева:
А вот он справа:
Но эти голуби - не единственные птицы на ипподроме. На его левом крыле, на северном торце, возле касс, есть очаровательное лепное панно. С лошадьми, разумеется. Но на нём тоже порхают три птицы :).
Кто они такие, было, наверное, неизвестно с самого начала. А уж теперь, когда они несколько раскляксились от многочисленных подкрасок и подновлений, этого и подавно сказать нельзя. Но вроде бы кто-то из воробьиных. Так мы их и запишем.
И на этом "Птицы", в очередной раз исчерпав запас известных адресов, впадают в анабиоз до новых находок...
Выпуск 231
Систематический индекс