"Около 400 млн лет назад на Земле сложились условия для горения..."
(начало буклета ФБУ "Авиалесоохрана")
Леса на Земле горели всегда. Беда только в том, что последнюю сотню лет горят они в основном по вине человека, горят катастрофически, причём нередко люди умудряются подпалить их там, куда технике не пройти, да и просто добраться по земле затруднительно. Ну и природные пожары не следует сбрасывать со счёта. Лес горит в горах. Горит на болотах. Горит дальняя тайга. Всё это и привело к тому, что в разных странах начали возникать лесопожарные службы, использующие для попадания на лесной пожар авиацию. В СССР первый полёт к лесному пожару на самолёте У-2 был выполнен ещё в 1931 году, и вскоре после этого стали проводиться первые высадки к местам пожаров пожарных-парашютистов. Служба эта, пережив все потрясения в истории страны, существует и поныне: в структуре Рослесхоза есть ФБУ "Авиалесоохрана".
К горящему лесу "воздушные пожарные" добираются либо на самолёте (в этом случае им предстоит прыжок с парашютом), либо на вертолёте (тогда десантирование на землю идёт по шнуру с высоты нескольких десятков метров). Оборудование, бензопилы, ранцевые огнетушители, припасы или сбрасываются с самолёта в контейнерах, либо тоже опускаются с вертолёта. И группа остаётся наедине с лесом и пожаром, часто на долгий срок, пока огонь не будет потушен. Расчищаются и прокапываются до негорючих слоёв минерализованные полосы, отсекая пожар от спасаемого леса, валятся деревья, по которым огонь мог бы их перескочить. Потом обычно организуется встречный отжиг, и два огня, дикий и рукотворный, встречаются и душат друг друга. А полосу ещё надо окарауливать, следить, чтобы не перелетела её невзначай какая-нибудь горящая ветка. Тяжелейшая работа, часто на жаре, в таёжной мошке... Опасная работа. Про неё есть очень хороший прошлогодний
очерк annabaskakova.
У "Авиалесоохраны" есть региональные базы, и есть федеральный резерв. Резерв задействуют в случае объявления где-либо чрезвычайной ситуации, и тогда он в добирается до места в течении суток и оказывает помощь в тушении лесных пожаров. "Авиалесоохрана" занимается и обучением: в её авиационно-учебном центре проходят обучение и переподготовку руководители и специалисты региональных баз, да и не только они.
А обучение необходимо: для того, чтобы спуститься по шнуру с сорокаметровой высоты или приземлиться в небольшой прогал между деревьями, чтобы потушить сложный лесной пожар, нужно многое уметь. На местах этому учат старшие инспектора парашютно-десантных пожарных служб субъектов РФ, и раз в год они (вместе с инспекторами резерва) собираются уже на собственную переподготовку. Новое в лесопожарном деле, новые методы и оборудование... а так же тренировки на тренажерах и, конечно, прыжки с парашютом. В минувший четверг, в рамках очередного учебно-методического сбора, они прыгали на "пятачок" с километровой высоты на аэродроме Большое Грызлово, что под Пущино. Шестьдесят человек, из федерального резерва и приехавшие из регионов: от Карелии и Архангельской области, через Красноярский край, Туву и Бурятию, до Чукотского автономного округа и Камчатского края. Я уже писал, что с подачи всё той же замечательной
annabaskakova мне удалось попасть туда вместе со сборной пресс-группой и немножко поснимать. Ниже тут будет дюжина картинок про эти прыжки. Выглядят они красиво и празднично, но вот только не надо забывать то, что говорили пожарные путавшимся у них под ногами приехавшим людям: "Наша работа - не парашюты. Парашюты - всего лишь средство доставки. Наша работа - тушить лес..."
За штурвалом Л-410 Алла Чекалова - абсолютная чемпионка Европы по высшему пилотажу на поршневых самолётах 1998 г.
Пилотирует - как по шёлку вышивает :)
Парашют "Лесник-3" специально разработан для пожарных-парашютистов, и предусматривает, например, возможность приземления в крону дерева
Тренировочный прыжок идёт на точность приземления: удобные прогалины в лесу бывают очень невелики...
Я это уже один раз говорил, но я повторю: на самом деле это совершенно феерические люди. Кое-кто из них вот так прыгает в горящие леса уже лет тридцать, и трудно представить, сколько лесу они успели спасти. Удачи им, и поменьше работы.
P.S. Да, и напоследок: телефон, который стоит знать. 8-800-100-94-00. Это "Прямая линия лесной охраны". Сюда можно и нужно звонить про лесные пожары, загрязнения и вспышки вредителей.