Одна из самых удачных экранизаций произведений Булгакова, думаю, что многие с этим согласятся.
При том, что действие повести целиком и полностью происходит в Москве, фильм был снят режиссером Владимиром Бортко в Ленинграде. Да-да и в 1980-е, чтобы заснять Москву времен НЭПа, натуру подбирали в Северной Столице.
В том, что и где снималось в этом фильме в подробностях разобралась уважаемая
black-mile еще пару лет назад, но от этого этот рассказ не стал менее интересным
Начинается фильм с кадров «кинохроники»: улицы, на которых никто не убирает снег, черные фигуры куда-то спешащих людей...
Санкт-Петербург, Дегтярный переулок: слева в кадре дом 26, справа - дом 7:
Дегтярный переулок, д. 5:
Трамвай по переулку в наши дни уже не ходит - трамвайное депо, в которое вели пути, разрушено.
В подворотне лежит пес Шарик и размышляет над своею незавидной судьбой: «У-у-у-у-у-гу-гуг-гуу! О, гляньте на меня, я погибаю. Вьюга в подворотне
ревет мне отходную, и я вою с ней. Пропал я, пропал».
По мнению исследователя творчества Булгакова Б. Мягкова, завязка повести происходит возле нынешнего Дома ученых - Пречистенка, 16. (Б. Мягков. Булгаковская Москва, Московский рабочий, 1993. С. 53)
В фильме же пес спрятался в подворотне дома 3 по Боровой улице (Санкт-Петербург)
Из подворотни пес видит здание Ямского рынка (Боровая ул., 2)
И здесь же судьба сводит его с профессором Преображенским
Из воспоминаний Владимира Бортко о съемках этого эпизода:
«До предложения сниматься в роли профессора Преображенского Евгений Александрович Евстигнеев «Собачье сердце» не читал. Да и где он мог прочитать повесть Булгакова, если долгие годы та ходила только в самиздате?
Случилось так, что из-за уходящей зимней натуры пришлось снимать сразу после утверждения проб без долгих разговоров и репетиций.
В первом кадре, который мы начали снимать, профессор Преображенский выходил из кооперативного магазина, пересекал дорогу и подходил к дворняге Шарику. Вот, собственно, и все. Оператор Ю. Шайгарданов быстро поставил свет. Включили ветродуй, полетел снег.
- Мотор! - крикнул я и увидел, как из кооперативного магазина, держа в руках пакет краковской колбасы, вышел профессор Плейшнер из фильма «Семнадцать мгновений весны» и направился к дворняге.
- Стоп! - крикнул я.
Не уверен, что дальнейший диалог запомнил дословно, но смысл передаю верно.
- Евгений Александрович, профессор так не ходит.
- Не надо мне рассказывать, как ходит профессор. Я уже одного профессора играл.
- Вот именно. А это другой профессор.
- Какой?
- Менделеев!
- Вот так?
- Вот так.
Он немного подумал и сказал: «Давайте снимать». Полетел снег, со скрипом открылась дверь магазина, и оттуда вышел... не Менделеев, не Плейшнер, а профессор Преображенский».
(
Евгений Евстигнеев - народный артист Кстати,
«биографическим прототипом Филиппа Филипповича <Преображенского> большинство исследователей считают дядю писателя по матери Николая Михайловича Покровского. Он и его брат, Михаил Михайлович, были врачами. Их адреса значатся в дореволюционных и начала 20-х годов московских адресно-справочных книгах: «Покровский Н.М. - женские болезни - Обухов переулок, 1, квартира 12» и «Покровский М.М. - венерические болезни - Пречистенка, 24, квартира, 12». А по существу их адрес был один, - в угловом доме постройки 1904 года домовладельца-архитектора С.М. Калугина (в повести - Калабухов) в бельэтаже второго подъезда.
(Б. Мягков. Булгаковская Москва, Московский рабочий, 1993. С. 51)
Вот так выглядит дом в «Обуховом переулке» (с 1922 г. - Чистый переулок) в наши дни:
И что-то мне подсказывает, что дверь слева должна быть окном…
В фильме Обуховым переулком стала Моховая улица в Питере.
Справа - дом 29 по Моховой
Профессор Преображенский живет Доме страхового общества «Россия» (1897-1899 гг, архитектор Бенуа Л. Н. Моховая ул., 27-29
А Шарика выгуливают совсем недалеко, на Преображенской площади, возле Преображенского собора (1827-1829 гг., архитектор В.П. Стасов)
Собор находится за спиною оператора. В кадре дома: Манежный переулок, д. 1, Преображенская площадь, д. 6,
Улица Рылеева, д.2/6
«Так свезло мне, так свезло, - думал он, задремывая, - просто неописуемо свезло. Утвердился я в этой квартире. Окончательно уверен я, что в моем происхождении нечисто. Тут не без водолаза. Потаскуха была моя бабушка, царство ей небесное, старушке. Правда, голову всю исполосовали зачем-то, но это до свадьбы заживет. Нам на это нечего смотреть».
Разместить ссылку на эту запись: