Москва и кино. История создания одного фильма.

Jun 02, 2012 10:30

Сегодня наша историческая страничка будет посвящена фильму 1927 года "Третья Мещанская". Мы его уже разбирали. Москвы в этом фильме много. Москвы непривычной нам сегодняшним, удивительной. Посмотреть киноразбор при желании можно ЗДЕСЬ

А в этом посте я хочу вам рассказать о том, как снимали этот фильм. Вернее об этом нам "расскажут" сами участники процесса. А еще привести статью Сергея Юткевича из журнала "Советский экран" №40 за 1926 год о том, как проходили натурные съемки. Конечно, будут и рекламка из старой газеты, рисунок-эскиз и кадры из фильма.






Итак, начнем с воспоминаний, опубликованных в книге М. Долинского "Связь времен"

Роом (автор сценария и режиссер постановщик): Я был очень дружен с Виктором Борисовичем Шкловским. И однажды во время обеда он рассказал мне историю, которая и легла в основу фильма «Третья Мещанская».

Шкловский (автор сценария): Завязку мне дала одна история, происшедшая между комсомольцами. (Прим. - Шкловского достаточно часто упрекали в том, что он проявил бестактность по отношению к Владимиру Маяковскому и Брикам, которых он хорошо знал и использовал в качестве прототипов героев фильма)




Роом: Сценарий писался сначала в Москве, а потом в Крыму, куда Шкловский приехал ко мне вместе с Маяковским. Режиссерский сценарий я написал по пути из Севастополя в Москву, в поезде, причем из-за тесноты работал стоя.

Шкловский: По разработке сценария, по своеобразной метафоричности кадров, видению деталей и прежде всего по мягкости, непреднамеренности и ненатянутости игры актеров картина была очень хорошая. Фогель и Баталов - великие актеры. Снимал эту картину старый оператор Гибер, снимал хорошо. Художником был С. Юткевич, ныне уже седой и знаменитый режиссер. И для всех нас эта картина была школой.

Роом: Подготовка заняла меньше месяца, а снят был фильм за двадцать семь дней. Краткое содержание картины: двое мужчин живут с одной женщиной. Никогда не замыкавшийся треугольник - муж жена - любовник - замыкается и оформляется официально. Женщина не прячет от одного из мужчин второго и оформляет эту жизнь втроем.
Длинный ряд трагических и трагикомических сплетений опутывает эту жизнь, ее разрывает своим уходом женщина, оказавшаяся самым страдательным слагаемым в этой сложной задаче.

Место действия знакомо всем и каждому - московская комната, вернее, «жилплощадь», размером в 33 квадратных аршина, принадлежащая обыкновенному совслужащему и расположенная в полуподвале, из единственного окна которой видна отраженная жизнь города. Но и она видна только наполовину: полуподвальное окно, как приспущенный занавес над улицей, позволяет видеть лишь торопливые ноги прохожих, шины авто и копыта извозчичьих кляч. Это комната на настоящей Третьей Мещанской, что у Сухаревой башни, заселенная вещами. Каждая из них имеет судьбу, свое прошлое, настоящее и будущее. Все вместе они живут, дышат, вмешиваются в жизнь человека и держат его в цепком плену.

Обстановка в комнате. Кадр из фильма



Юткевич(художник-постановщик): И все-таки ряд сцен пришлось снимать в декорациях. Я построил декорацию, в которой были четыре стены. Она запиралась на висячий замок, как комната. Любая из стен отъезжала в сторону. Можно было снимать с любой точки.

Обстановка в комнате. Кадр из фильма



Юткевич:Режиссер всячески стремился внедрить в художественную ткань фильма документальный материал. Два таких куска по его поручению я снимал с оператором Дмитрием Фельдманом. Мы снимали Фогеля в поезде, его приезд в Москву, Брянский вокзал, проход по московским улицам. Было раннее утро. В Москве-реке величаво отражался храм Христа Спасителя, появлялись первые такси, оживлялось движение на Страстной площади и Кузнецком мосту. Почти все это вошло в картину.

На Брянском вокзале. Кадр из фильма



Юткевич: Фогель - по фильму - печатник. Мы снимали его в типографии, причем я выбрал наиболее знакомую мне - ту, где делался "Советский экран". Был зафиксирован на пленке весь процесс производства журнала. При монтаже все это было вырезано, кроме одного кадра: волос Фогеля, встающих дыбом от статического электричества.

В типографии. Кадр из фильма



***

И еще одна небольшая иллюстрация работы С. Юткевича

Эскиз декорации к фильму "Третья Мещанская". Приемная врача. 1926г



Приемная врача. Кадр из фильма



***

А теперь статья Солнцеискатели из журнала "Советский экран", автор статьи С. Юткевич.

Охота начинается рано утром.
Охота за солнцем.
Охота увлекательная и быстрая.

Но солнце с явной неохотой, ехидно прищурившись, выползает, цепляясь за антенны. Какое ему дело до того, что нам, съемочной пятерке, для нашей картины «Третья Мещанская» необходима «летняя натура». Однако оно вынуждено сделать полный ход, и мы сейчас же пользуемся его ошибкой.

Шестой спутник, доселе молчаливый и сосредоточенный «Дебри», расставив свои деревянные ноги, начинает глотать кадры уверенно и не спеша.

Нам нужно снять утреннюю Москву.

Зевота пустых улиц. Люди, которые уже встали, и люди, которые еще не легли. Тень от дворника с метлой пересекает Советскую площадь.
Автобусы пофыркивают перед выходом на работу. Такси греют свои лакированные спины, выстраиваются в ряд.
Раннее солнце, как дежурная лампочка на полужелтой стене, дает странные тени и ракурсы, превращая город в фантастическую декорацию.

Первый, кто читает в Москве газету,- постовой милиционер. Он получает ее на ходу с автомобиля газетной экспедиции.
Но уже появляются люди. Снимать становится труднее. К тому же солнце явно увиливает от работы и начинает нырять, как дельфин, в неизвестно откуда появившиеся облака.
Целый день мы носимся по городу, подкарауливая кадры и изучая поведение солнца в нужных нам местах. Приходится простаивать часами из-за одного метра, который, в конце концов, не удается снять: или меняется свет, или обозлившееся солнце скрывается совсем. Однако день за днем упорной работы, которые бывают так незаметны потом на экране, мы накапливаем нужный материал.
Мы пробуем обмануть солнце, снимаем в два аппарата.

Затравленное светило мечется под прицелом двух объективов.
А-а-а! Опять облака. Теперь мы их используем: силуэты лесов строящегося Телеграфа так четко выделяются на их рыхлом и мягком фоне!
Сегодня холодно и солнца не было целый день. Но уже ясно, что мы выиграли.
Подстреленное и скрученное в тугие ролики, лежит на этом монтажном столике в жестяных коробках покорное солнце.
Завтра начинаем павильон.

***

Газетная реклама фильма "Третья Мещанская". 1927г.



И это все на сегодня :)

P.S.: ждем вас на прогулки сегодня и завтра http://progulkino.livejournal.com/59229.html

Разместить ссылку на эту запись:







историческая страничка, на страницах старых газет

Previous post Next post
Up