Москва в кино. "Я купил папу" (Киностудия им. Горького, 1962)

Feb 03, 2012 09:30

Фильм оказался крепким орешком. Бились над ним несколько вечеров, просили помощи друзей, но никак не могли опознать некоторые места, пока вдруг не выяснилась, что практически половина фильма снималась в Волгограде (тогда еще Сталинграде). Но и по московским адресам один вопрос остался (но об этом ниже) :)

Фильм очень светлый и трогательный. Алеша Загорский, сыгравший главную роль неподражаем. И вроде сюжет прост: у маленького Димки нет папы, о котором он очень мечтает. Однажды утром Димка отправляется на его поиски и "находит"...

В общем, хочу сказать большое спасибо уважаемому kruzhkov, который посоветовал посмотреть этот фильм. Огромное удовольствие получила и немало удивилась, как умудрилась не посмотреть сей фильм раньше...

Та часть фильма, которая снималась в Москве тоже очень интересная. Есть весьма и весьма интересные виды. Но самое главное в фильме запечетлен один очень интересный эпизод из истории московского пассажирского транспорта.

Давайте смотреть!




1. Наш главный герой Димка, вполне самостоятельный мальчуган 5 лет, ходит в детский сад. Интересно, что детский сад получился тоже "составной". Снимали его на Ленинском, Кутузовском и... в Сталинграде. Сталинградскую часть мы опускаем, а вот московские адреса разберем.

Итак, вход в детский сад. Ленинский проспект, 29.






На самом деле, конечно, никакого детского сада на углу Ленинского проспекта и ул. Стасовой не было. Да и Ленинский проспект входил в Октябрьский район, а не в Ленинский. Это все киношные "штучки".

Очень приметный козырек. Есть замечательная фото встречи космонавтов из 60х, тут этот козырек очень хорош.



а вот так это место выглядит сегодня



И вот, по воле съемочной группы, мы перемещаемся с Ленинского проспекта на Кутузовский. Димина детсадовская группа на прогулке. Одногруппники хвастаются своими папами, а Димка мечтает о том, что и у него когда-то будет отец, глядя на проспект, а воспитательница его одергивает.



Съемки велись между домами 24 и 26 по Кутузовскому, там и сегодня есть забор. А в кадр попали дома на противоположной стороне - Кутузовский 25 и 27.

Вот примерно тот же ракурс в наши дни



2. Вечером, как и полагается, нашего героя забирает домой мама.


Точное местожительство, увы, мне установить не удалось. Судя по тому, как выглядит гостиница "Украина" на заднем плане и по крутому рельефу местности я сделала предположение, что это в районе Малого Трехгорного переулка. Трехгорка.

Вот так это место выглядело в середине прошлого века. Вот где-то здесь :)



И пусть вас не смущает табличка с адресом на воротах, которую можно увидеть в фильме, никакая это не Пролетарская улица :)

А на нашем кадре на заднем плане крыши старых домиков и труба. Красота!

3. И вот наступает день, когда Димка вдруг решает не идти в детский сад, а отправиться в путешествие по городу в поисках папы.
Первое препятствие - широченный Ленинский проспект, по которому мчится множество машин, и светофор... Кстати, любопытно, что и светофор, и наземный пешеходный переход остались на том же самом месте. Правда, машины нынче по Ленинскому летят другие, сфетофор вполне себе современный, да и дорожная разметка иная.







Димке решил помочь отзывчивый юноша. Здесь мы в кадре видим дом, не раз уже мелькавший в наших киноразборах. Ленинский, 22



Автомобили в фильме, конечно, замечательные. Что не кадр, то легенда отечественного автопрома.



Но на одной машине я все-таки остановлюсь. Я и сейчас испытываю некоторую слабость к фигуркам животных на кузове, как у "Ягуаров", например. А в детстве, помните, у "Волги" с блестящим оленем можно было стоять бесконечно. И всегда хотелось его потрогать :) В фильме мною был замечен еще один представитель фауны - медведь, на сей раз на грузовом автомобиле.
И Димка наш мишку тоже приметил.



Оказывается, медведи были символом автомобилей ярославского завода. ЯАЗов. Потом это производство перевели в Кременчуг и появились автомобили КРАЗ. Помните, в Мимино: "КрАЗ-25бэ, новий!" :)

4. Перейдя Ленинский, Димка вдруг оказывается на Кутузовском. Около Зоомагазина (д.5) напротив "Украины"



Сама гостиница тоже в кадр попала



И дом № 4/2 по Кутузовскому



5. На роль папы Димка примеряет разных "мужчин":
... и атлантов на Солянке д.7 (доходный дом Расторгуевых).



...и манекен, стоящий в Доме обуви на Ленинском проспекте



6. Именно в Доме обуви (Ленинский пр-т, 34) с очень узнаваемыми витринами "ёлочкой" Димка и находит "своего папу"



Далее достаточно большой кусок фильма снимался в Сталинграде. "Папа" с Димкой путешествуют по городу, а у "папы"-то свидание назначено! Туда они и отправляются на автобусе.

7. Звучит объявление водителя по громкой связи: "Следующая остановка Парк Культуры и отдыха". Наши герои выходят... И вроде арка входа в парк, и полукруг касс... Но что-то здесь не так! Никакой это не парк, а выставка. ВДНХ. Южный вход.






Вот этот вход на территорию выставки сегодня:



Правда, наши герои, видимо, умеют очень быстро перемещаться в пространстве, т.к. на колесе обозрения они катаются уже в ЦПКиО им. Горького.



В кадре Голицынские пруды, Москва-река, на дальнем плане Фрунзенская набережная, а на горизонте МГУ... Все, как полагается :)

8. Я намеренно пропустила один большой эпизод, отложив его "на сладкое". Был в фильме еще один, фактически главный, герой. Автобус, да не простой. Именно о нем и пойдет речь в конце поста.

Двухэтажный автобус появляется в кадре несколько раз.
Сначала Димка смотрит на него из-за забора детского сада на Кутузовском.



Затем любуется необычной машиной, прогуливаясь возле "Украины"






Еще бы! Можно представить, как Димке хотелось прокатиться на таком и неприменно на втором этаже!

На самом деле киношники, как это часто бывает, попытались запечатлеть что-то необычное, знаковое для определенного времени и в данном случае это им удалось на 100%!

Есть занятная легенда, объясняющая появление этих автобусов в Москве: "В 1958 году, во время визита в ГДР, Никита Хрущев подарил тогдашнему главе ГДР Отто Гротеволю лимузин ЗИЛ. А тот в ответ презентовал двухэтажные автобусы, которыми заинтересовался Никита Сергеевич…"

Но скорее всего причина более прозаическая. В конце 1950х - начале 1960х проводилось не мало мероприятий по оптимизации движения транспорта в Москве, как легкового и грузового, так и пассажирского. В частности проводили эксперементы по увеличению вместимости городского пассажирского транспорта. Видимо именно под эту программу в Москве и появилось три необычных автобуса: немецкие Büssing D2U, Do 56 и Do S6

Вот ряд фотографий, запечатлевших эти автобусы на маршрутах:












В фильме запечатлен автобус Büssing D2U, но не совсем обычной модификации
Вот так выглядит обычный автобус этой марки



Во-первых, задняя площадка - в нашем варианте в автобусе вместо задней открытой площадки установлены широкие двери. Через этот вход можно было попасть в салон и на первый и на второй этаж. Автобусы с открытой площадкой выпускались до 1963 года.

Во-вторых, и это главное, автобус в нашем фильме имеет 3 двери. Через переднюю дверь можно попасть только на верх, а через среднюю только в салон первого этажа.

Кстати, фильм нам позволяет разглядеть внешний облик и внутреннюю планировку этой машины. Давайте смотреть.

Вот Димка решается-таки прокатится на двухэтажном автобусе и запрыгивет в первую дверь.



Средняя дверь



Задняя дверь. Обратите внимание на ее ширину!



А вот и салон. Лестница, ведущая на второй этаж






Салон второго этажа






Кстати, сквозь залитое дождем стекло автобуса Димка видит
Крымский мост и эстакаду у Зубовского бульвара






Отметим так же, что двухэтажные автобусы здесь никогда не ходили. Как, впрочем, не было их и на Кутузовском. Все три машины первоначально ходили по маршруту №111 от МГУ до пл. Свердлова (через Университетский и Ленинский проспекты, по Якиманке, через Б. Каменный мост, по Моховой и к Большому театру). Позже они были переведены на маршрут 144 - от метро "Октябрьская" до 42-го квартала Юго-Запада (улица Миклухо-Маклая). А в завершении своей "московской карьеры" на маршрут № 211 от площади Свердлова до аэропорта "Внуково".

Однако довольно быстро эксплуатация выявила их недостатки. Автобусы были тихоходными, недостаточно маневренными, при выполнении поворотов стремились опрокинуться на бок, особенно на скользкой дороге. К тому же, пассажиры избегали подниматься на второй этаж. Разве, что дети всегда с удовольствием ездили на "верхотуре".
При этом нужно понимать, что эти машины в нашей стране были полностью уникальны. В СССР не эксплуатировались даже грузовики, узлы и агрегаты которых использовались на этих автобусах. Поэтому любая мало-мальская поломка превращалась в катастрофу. В результате отсутствие запчастей и износ привели к тому, что двухэтажники всё реже выходили на линию. Наконец, в 1964 г все машины были списаны и порезаны на металлолом. Вот такая недолгая жизнь была у этих необычных автобусов у нас в стране и, тем не менее, как минимум одна из трех машин надолго останется в истории благодаря фильму "Я купил папу" :)

Хочу сказать отдельное спасибо sergeykostikov за замечательный пост об этих удивительных автобусах. Обязательно загляните при случае в этот журнал, там много всего интересного.

Разместить ссылку на эту запись:







разбор полетов, 1960-е

Previous post Next post
Up