Сюжет фильма вполне себе оправдывает жанр. Фильм основан на реальном уголовном деле тех лет: шайка преступников убивает видных в прошлом военачальников с целью кражи их боевых наград. Совершено убийство отставного генерала и его квартира ограблена. Майор милиции Таганцев (Фатюшин) выходит на наводчиков бандитов. Но вору-рецидивисту по кличке Валек (Галкин) удается переиграть сыщика. Группе Таганцева приходится основательно потрудиться, чтобы поймать рецидивиста в городе у моря - Ялте…
Но нам с вами этот фильм интересен, конечно, с другой стороны. Дело в том, что съемки бОльшей части фильма происходили в Москве в январе-феврале 1991 года. На фоне многотысячных демонстраций, где выступали за отставку Горбачева, протестовали против действий армии в Литве... По сути именно тогда Союз перешел в состояние окончательного распада, из которого так и не вышел.
До выборов первого мэра Москвы Гавриила Попова оставалось еще полгода. И наш город производил удручающее впечатление - ощущение серости, грязи, запущенности, повсеместных строительных лесов (правда, с избранием мэра лучше не стало)… Такая Москва в этом фильме. Давайте смотреть, давайте вспоминать.
1. Это Поварская, тогда еще ул. Воровского, д. 20
Красиво оформленный доходный дом, построил известный архитектор начала ХХв Валентин Дубовской. Многие знают его сооружения на Арбате и в Гусятниковом переулке - дома с рыцарями.
2. На следующем кадре вид с той же точки, но уже в сторону площади Восстания. По левой кромке картинки мы видим еще не перестроенное здание верховного суда, да и в правой части кадра на дальнем плане на месте сегодняшнего новодела еще стоит старый доходник.
А вот примерно тот же ракурс в наши дни
И вид в сторону Нового Арбата, тогда еще проспекта Калинина
3. Здесь машина въезжает в небольшой проезд между д.5/13 по Смоленской набережной и метромостом. Вид в сторону Москва-реки. На заднем плане мы видим дом 3 по наб. Шевченко.
А справа в кадре опоры, которые живы и по сей день, правда перекрашены в серебристый цвет. Дело в том, что буквально через несколько лет после постройки дома со стен стала слетать керамическая облицовка, поэтому на уровне второго этажа подвесили широкую металлическую сетку - ради безопасности пешеходов.
Подъезд
Метромост и гаражи
Вид из окна на метромост
4. На площади Курского вокзала.
Понятное дело никакого «Атриума», киоск-диспетчерская, огромная очередь на такси из людей с баулами и серость-серость-серость.
5. Насчет этого кадра у меня есть сомнения, но почему-то кажется, что это дом в так называемой немецкой слободе в район Октябрьского поля (хотя вот комментаторы меня убеждают, что нет) - будем искать.
6. Старый Арбат - уже пешеходный, но еще «не зализанный» «реставрациями» и новоделами .
И традиционные развалы с матрешками-палихой-пуховыми платками и с советской атрибутикой
тоже уже имеются
7. Тверская площадь. Тогда еще Советская.
8. Мелькнул в фильме и ЦПКиО им. Горького. Радостная сцена встречи с дочерью на фоне кучи колотого льда и малого колеса обозрения у Пионерского пруда.
Ух, и не любила я в детстве на нем кататься, мне нужно было непременно на большом. Впрочем, сегодня, увы, нет ни того ни другого.
9. Самый запомнившийся всем, наверное, атрибут тех лет - огромные очереди у продовольственных магазинов.
10. Таганцев на свидании у м. Кропоткинская
11. А вот этот дом мне, увы опознать не удалось. Что-то знакомое, но не могу ухватиться, все время что-то ускользает…
12. Еще одна примета времени - очередь за свежей прессой. Люди ждали новостей и жадно их читали, а потом обсуждали. Часто прямо не отходя от киоска, со случайным прохожим. Киоск на Кутузовском уд. 18.
Куранты, Независимая, MN… это новая пресса, которая разлеталась как горячие пирожки…
13. Площадь Гагарина
14. Кадры не требующий пояснений с точки зрения дислокации - дом Пашкова перед нами. Я лучше вам диалог из фильма в этом моменте воспроизведу.
-А это что еще такое
-Да это демократы организовали манифестацию в поддержку Литвы
-Но что-то эта колонна с красными флагами идет… Наверное, райкомовска… Как бы стычки не было…
15. И вот этот самый митинг у стен Кремля 20 января 1991 года. Место, конечно, изменилось. Здесь нет еще всех этих стеклянных куполов-фонтанов на Манежной, нет Иверских ворот, гостиница «Москва» еще не реставрировалась… и море людей…
Несколько кадров из фильма
А этот кадр документальный, его автор Vitaly Armand/AFP/Getty Images, 20/01/1991 вид с гостиницы «Москва»
16. Но не смотря на это все город жил, а оперативники продолжали ловить преступников
Ленинский проспект, 7
На месте палаток с квасом и пивом продуктовый магазин. И если бы вы вздумали снимать этот фильм сегодня, то в кадр неприменно попали бы новые высотные дома на Шаболовке
17. Встреча с преступниками у Центрального Дома туриста (гостиница Турист, Ленинский, 146)
Вид в сторону области от входа
А это вид на противоположную сторону Ленинского. Бизнес центр и отель по совместительству Park Place Moscow. Он будет сдан в 1992 году
Мне там даже удалось поработать некоторое время, правда спустя лет десять после событий, описываемых в фильме. Там был московский офис южнокорейской телекоммуникационной компании, в которой я трудилась маркетологом. Офис был двухэтажным, с балконом и ванной комнатой на втором этаже. А еще там можно было воспользоваться услугой доставки еды в номер офис… Но цены там были шальные, и мы предпочитали обедать в кафешках Лумумбария.
18.Митинги шли везде.
Арбатская площадь. «Прага».
На площади Никитских ворот
19. А по Петровке в сторону центра идет колонна милиции с красным знаменем.
Высокопетровский монастырь. Многоярусная надвратная колокольня в лесах
Угол Петровки и Кузнецкого моста
Обратите внимание на лозунги у милиционеров
20. Кого-то милиция привозит в Трубниковский переулок. В районе д. 19, вид в сторону Н. Арбата.
Интересно, было ли там отделение милиции?
21. И всюду множество людей.
Читают плакаты и самописные газеты, вывешанные прямо на стены зданий.
seakonst:у здания "Московских новостей", что на Пушкинской. Был там такой "Гайд-парк" своеобразный. Металлический забор огораживает сгоревший в 1990 дом на углу с ул.Горького (тогда сгорели помещения "Дома актёра").
И в руках у многих плакаты
22. Главный герой размышляет о том, на чьей он стороне в это не простое время, куря сигареты на Пречистенской набережной (на тот момент еще Кропоткинской), слева за кадром через несколько лет построят Патриарший мост, но маленькие домики, что за спиной Таганцева, уцелеют…
23.А по набережной мимо едут машины. Везут военных, чтобы контролировать ситуацию и сдерживать митингующих…
И вроде прост сюжет фильма, но время, в которое он создавался, сделало обычный детектив почти документальным фильмом. И какое-то тревожное от него "послевкусие"...
А на сегодня это все. Главный герой отправляется в Ялту, где в конце концов ловит главаря банды. А в Москве еще долго кипели страсти на улицах…
Разместить ссылку на эту запись: