Из материалов 2 Российско-Американского Форума:
«…четырех-томное пособие Института социальных услуг «Социально-психологическая помощь семьям и детям групп риска» широко используется во всем мире. Благодаря нашему партнерству с Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения это пособие стало доступно для российских специалистов в сфере защиты детства, многие из которых присутствуют сегодня на этом Форуме…».
http://www.sirotstvo.ru/files/4125/RAF-Booklet.pdf Своих-то педагогов и учёных-психологов у нас нет. И учить-то ведь не бесплатно: госзаказ же-ж… Всё в законах предусмотрено. Тут уж и конечная цель не так важна - лишение родительских прав. Лишат - не лишат, не важно. Сам процесс нравится: курочка по зёрнышку… Там соцработников подучили, там книжки выпустили, там услуги «немножко плохим родителям» оказали. Благо, представители фонда, партнёры и ассоциации по всей стране разбросаны. Только вот жаль, что гражданам от сети подобных учреждений и организаций ни тепло, ни холодно. В законопроекте-то ясно написано:
"социальный патронат - форма осуществляемой органом опеки и попечительства индивидуальной профилактической работы, направленной на предотвращение утраты родительского попечения путём оказания семье, находящейся в социально опасном положении, социально-педагогической, медико-психологической помощи, помощи в воспитании, развитии, реализации и защите прав несовершеннолетнего".
http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=42197-6&02,
Где в этом определении заветные слова - «материальное содержание», «материальная помощь»? Нет.
Да и экономическое обоснование к законопроекту «о социальном патронате» тому подтверждение.
В ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКЕ к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства" указано, что
«В рамках социального патроната перед органами опеки и попечительства ставятся следующие задачи:
оказание помощи родителям в реализации прав ребенка на образование, отдых, материальное обеспечение и других прав.
(М.Г.: не путать «право ребёнка на материальное обеспечение» с самим «материальным обеспечением»).
С целью реализации органами опеки и попечительства социального патроната планируется проведение следующих мероприятий:
проведение социально-психологической диагностики родителей и других членов семьи;
предоставление социальной и социально-психологической помощи родителям и другим членам семьи;
предоставление комплексной социально-педагогической и медико-психологической помощи ребенку;
организация и планирование работы с ребёнком и родителями различных специалистов (психологов, социальных педагогов, медицинских работников, юристов и других) в соответствии с выявленными проблемами развития ребёнка и потребностями семьи в социально-психологической реабилитации, лечении и оздоровлении;
регулярные посещения семьи по составленному органом опеки и попечительства плану;
предоставление необходимой материальной помощи в период преодоления кризисной ситуации в семье;
(М.Г.: усыпление бдительности законодателей, часть из которых законопроект изучила по пояснительной записке. Это обещание не прописано ни в одной статье законопроекта, не обеспечено бюджетом).
Практика показывает, что решение перечисленных задач связано со значительным объёмом работы и требует наличия организационных, кадровых, технических и иных возможностей, которыми не всегда в полном объёме располагает орган опеки и попечительства
(М.Г.: Здравый смысл подсказывает, если не располагает, так нечего изобретать новые функции, со старыми бы справились в рамках имеющихся законов.).
В связи с этим законопроектом предлагается дополнить часть четвертую статьи 6 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" нормой, предусматривающей возможность осуществления мероприятий по проведению профилактической работы с семьей и ребенком в форме социального патроната не только органами опеки и попечительства, но и организациями, указанными в данной статье, в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. К числу таких организаций могут быть отнесены образовательные организации, включая организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органы управления социальной защитой населения (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей) и другие организации, которые уже в настоящее время осуществляют практическую работу с семьёй и детьми и имеют в штатном расписании соответствующих специалистов - психологов, социальных педагогов, юристов» (см.доклад «Национального фонда…»).
Вот ЭТО - самое главное, для чего затевался законопроект: подпустить к решению детских судеб посторонних граждан, не являющихся государственными и муниципальными служащими, работающими за скромную зарплату. Разрешить общественным организациям заключать договоры с органами опеки и попечительства на предоставление различных УСЛУГ, таким образом, перераспределив государственные денежные потоки, сделать из темы детства неиссякаемый бизнес.
Что особенного предлагается в законопроекте «о социальном патронате» предпринять психологам, социальным педагогам, медицинским работникам, юристам? Да ровным счётом ничего нового. Всё то же самое, что они на протяжении многих лет выполняют в рамках своих должностных обязанностей. Профанация в новом законе завуалирована новыми словами, выдающими симуляцию бурной деятельности (сокращённо «симбурде») за саму деятельность.
Не справляются давно созданные службы с поставленными задачами? (Что навряд ли, поскольку статистические цифры показывают улучшение положения с детьми почти по всем позициям, но об этом далее). Нужно выяснить, что тому виной? Может быть, хроническое невнимание к проблемам бюджетных работников со стороны власти? Например, отсутствие норм нагрузки на одного сотрудника, непонимание роли отдельных специалистов в решении «глобальных» проблем, которые вдруг обнаружились в стране по указке ООН?
Почему, например, нельзя ввести в обязательном порядке должности психологов в детских дошкольных учреждениях, затем, чтобы на ранних стадиях выявлять семейные неблагополучия, которые, как раз, в первые годы существования семьи и формируются?
Почему нельзя увеличить до необходимого количества сотрудников штатное расписание ООиП? Почему нельзя специалистам опеки установить не сумасшедшую (5 млн. рублей), а достойную заработную плату, за которую можно было бы серьёзно спрашивать с сотрудника надлежащее выполнение своих обязанностей? Да и учёт денежных средств чёткий, через казначейство.
Не правда ли, как мило то, что предлагается в законопроекте: не хватает сотрудников ООиП, пригласим не известно кого со стороны для проведения необходимых мероприятий, да ещё и зарплату те получат не мизерную, 10-20 000 руб., а как положено по условиям тендера, ещё и полномочия им делегируем, да и к закрытой информации допустим, а потом и не спросим за сделанное, или вовсе не сделанное, а только написанное в отчёте. Вот бы так с федеральными судами: завалились судьи работой, председатель приглашает общественную организацию, заключает договор, подбрасывает «халтурку» - и всё в порядке. И главное, гражданам хорошо - быстро со всем управились, всем сёстрам по серьгам раздали. Не корректный скажите пример? Отнюдь - там и там государственные и муниципальные служащие, на которых распространяются отдельные законы, существует особый порядок приёма на работу. Кандидаты проходят серьёзную проверку перед поступлением на службу. А тут на тебе: тендер выиграл и занимайся любимым делом, деньги зарабатывай.
Возникает закономерный вопрос: а что, неужели все законодатели так глупы (хотя ведь самый глупый из депутатов умнее среднестатистического гражданина, значит, проблема не в этом…), что верят в сказки, наподобие той, из приведённого примера в докладе уважаемого Президента «Национального фонда…»? Помните? Услуга «Домашний помощник». То есть, и Марина Оскаровна действительно свято верит, что подобное научное «изобретение» в форме универсальной специально обученной женщины среднего возраста с положительным опытом воспитания собственных детей «снизит риск жестокого обращения с детьми через обучение родителей необходимым навыкам ухода за детьми и ведения хозяйства? Что такой «Домашний помощник» эффективно улучшит понимание родителями потребностей ребёнка, и уменьшит случаи агрессии в отношении детей, улучшит бытовые условия проживания семьи? И добьётся общего результата - сохранения для ребёнка кровной семьи?
Как оказалось, так считает не только Егорова М.О. «Домашний помощник» уже пошёл в свет.
«Александр Спивак, вице-президент Национального фонда защиты детей от жестокого обращения (один из разработчиков программы) пояснил, что правительство области дало предварительное согласие на включение в программу мероприятий по борьбе с алкоголизмом и наркоманией родителей, а также психологической и бытовой помощи. Например, есть специальная услуга ( М.Г.: если услуга, значит, кем-то оплачиваемая) для молодых родителей, которые сами не росли в благополучной семье. Сотрудники участковых социальных служб могут выступить на время в роли бабушек и дедушек.
- Если мама не достигла совершеннолетия или оба родителя - выпускники детдома, к ним направляется человек, который первое время учит, как правильно обращаться с младенцем, - рассказал Спивак. - Как правило, это опытная женщина средних лет.
(М.Г.: Ну надо же, а во времена нашей молодости эти обязанности выполняла патронажная сестра из детской поликлиники! И безо всякой дополнительной оплаты со стороны государства).
Он добавил, что «теща напрокат» не только показывает, как стирать пеленки, но и помогает стабилизировать эмоциональное состояние новоиспеченных родителей, уберегает их от срывов.
- Есть также программа по управлению гневом и клубы, где трудные семьи общаются друг с другом, - перечислил эксперт.
Между тем социальный психолог Наталья Варская выразила сомнение в необходимости услуги «теща напрокат».
- Если человек психически нормальный, то материнский инстинкт сделает большую часть работы, и примеры из книг и кино не понадобятся, - отметила эксперт.(
http://izvestia.ru/news/531080#ixzz22TM3ikyn ).
А какая связь между навыками ухода за детьми, ведением хозяйства, отсутствием денег, и, например, патологией характера одного из родителей? Разве жестокость имеет социальный, имущественный ценз? Как представляют себе специалисты-эксперты «Национального фонда…» проблемы в семьях, живущих за чертой бедности? Идёт, значит, этот «Домашний помощник» в магазин вместе с матерью - няней детского сада, и указывает, как матери разделить деньги между хлебом и квасом. Разделили правильно, как в методическом пособии, составленном Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ), указано. А тут и отец, откуда ни возьмись, приходит, радостный такой, извиняюсь, морда красная. И «справедливо» возмущается, почему в доме квасу нет, опохмелиться нечем? После чего «получают» все трое, вместе с ребёнком. И патронат, видимо, на этом прекратится? Почему-то уверена я, а уверенность моя основана на действующем законодательстве, что профилактическую работу с семьёй, где процветает жестокое обращение с детьми, должны проводить «домашние помощники» в погонах, наркологи и психиатры, а семьям с низкими доходами все вышеперечисленные новомодные программы, как мёртвому припарки. Знают «немножко плохие» родители, как вести хозяйство, к сожалению, завести хозяйство не на что…
5.Социальное сиротство - на поток, или как госзаказ расширяет границы
_________________________________________________________________
Специалисты «Национального фонда…» подготовились к предстоящей работе основательно. Даже гордость распирает: знай наших! Не глупее, чай, иностранцев, тоже додумались, как из воздуха можно деньги делать!
На сайте этой уважаемой организации имеется очень впечатляющий Перечень услуг. Привожу его полностью, как образец классической симбурде.
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ФОНДОМ:
1. МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ
1.1. Мониторинг и оценка эффективности социальной политики субъекта РФ в сфере защиты прав детей
1.2. Мониторинг качества жизни несовершеннолетних воспитанников стационарных учреждений системы образования и системы социальной защиты населения
1.3. Социальный аудит деятельности и прогнозирование дальнейшего развития учреждений социального обслуживания семьи и детей субъекта РФ
1.4. Анализ ситуации в субъекте РФ по следующим вопросам:
1.4.1. Инфраструктура социального обслуживания семьи и детей и выработка предложений по повышению её эффективности
1.4.2. Объём потребности в услугах по профилактике социального сиротства, предупреждению жестокого обращения с детьми, семейному жизнеустройству и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, и лиц из их числа на уровне региона и/или муниципального образования
1.4.3. Экономическая и бюджетная эффективность услуг по профилактике социального сиротства, предупреждению жестокого обращения с детьми, семейному жизнеустройству и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, и лиц из их числа
2. РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ
2.1. Разработка и внедрение моделей по следующим направлениям:
2.1.1. Организация деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте РФ(М.Г.: Видимо, где-то в Российской Федерации эта деятельность до сих пор не организована, и где же этот населённый пункт?)
2.1.2. Организация деятельности по социальному обслуживанию семьи и детей в субъекте РФ
2.1.3. Организация деятельности по профилактике социального сиротства и предупреждению жестокого обращения с детьми в субъекте РФ
2.1.4. Региональная модель семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в субъекте РФ
2.1.5. Организация деятельности по развитию психолого-педагогических и медико-социальных услуг для детского населения в сельской местности
2.1.6. Организация деятельности по социальной поддержке особо уязвимых групп населения в рамках социального обслуживания семьи и детей
2.2. Внедрение новых технологий в следующих областях:
2.2.1. Управление в сфере социальной защиты детства
2.2.2. Управление в сфере социального обслуживания семьи и детей
2.3. Внедрение конкурсных механизмов в сфере защиты детства
2.3.1. Организация и администрирование конкурсов социальных проектов
2.3.2. Разработка региональных стандартов социальных и реабилитационных услуг для семей и детей групп риска
2.3.3. Методическая поддержка и разработка конкурсной документации региональных и муниципальных конкурсов социальных услуг
2.4. Внедрение стандартов социальных услуг по профилактике социального сиротства, предупреждению жестокого обращения с детьми, семейного жизнеустройства и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, и лиц из их числа
2.5. Внедрение методов социального проектирования в деятельность органов управления и учреждения
2.6. Разработка и экспертиза нормативных правовых документов в сфере защиты детства
2.7. Проектирование
2.7.1. Региональные механизмы снижения численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей в интернатных учреждениях
( М.Г.: Интересно бы знать, какими методами, а то ведь недоброе мерещится)
2.7.2. Инфраструктура профилактической работы, раннего выявления и коррекции семейного неблагополучия, на уровне субъекта РФ и/или муниципального образования
3. ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ
3.1. Внедрение следующих услуг и технологий:
3.1.1. Механизмы профилактики социального сиротства и предупреждения жестокого обращения с детьми, а также механизмы семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, их последующей адаптации к независимому проживанию, на уровне субъекта РФ или муниципального образования
3.1.2. Современные технологии профилактической и реабилитационной работы с семьями группы риска по социальному сиротству
3.1.3. Психолого-педагогические и социальные услуги по реабилитации детей в трудной жизненной ситуации (группа риска по социальному сиротству)
3.1.4. Услуги по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (отбор и подготовка опекунов и приемных семей; сопровождение приемных и опекунских семей; подготовка детей к семейному устройству; профилактика возвратов детей из замещающих семей)
(М.Г.: Согласно Семейному кодексу Российской федерации посредническая деятельность каких бы то ни было организаций, кроме указанных в действующем законе, запрещена).
3.1.5. Услуги по социальной адаптации выпускников интернатных учреждений
3.1.6. Новые методы обучения социальной работе с семьями и детьми, нуждающимися в государственной защите
3.2. Создание системы методической (супервизорской) помощи для специалистов учреждений, работающих с детьми и семьями
3.3. Модернизация системы повышения квалификации специалистов в области защиты детства
3.4. Экспертиза программ, учебных планов и курсов повышения квалификации
Аннотация услуг
http://www.sirotstvo.ru/fond/services/index.shtml Темы семинаров, проводимых фондом, - песни, например эта: «Социальный навигатор НКО».
Как указано на сайте фонда, задача программы:
• Содействие НКО в расширении объема и эффективности государственной поддержки их деятельности в сфере профилактики социального сиротства через экспертную поддержку органов исполнительной власти субъектов РФ по разработке программ поддержки социально ориентированных НКО по этому направлению».
Понятно кому-нибудь, что написано? По-моему, явная круговая порука: «…эффективная государственная поддержка… через экспертную поддержку…разработке программ поддержки социально ориентированным НКО…».
И вот подобные семинары проходят по разным регионам:
График проведения окружных семинаров «Участие в реализации программ поддержки СО НКО в сфере профилактики социального сиротства»
Дата проведения Федеральный округ (город)
19-20.04.2012 Северо-Западный (Санкт-Петербург)
22-23.05.2012 Северо-Кавказский (Ставрополь)
29-30.05.2012 Приволжский (Пермь)
27-28.09.2012 Сибирский (Новосибирск)
17-18.10.2012 Дальневосточный (Благовещенск)
30-31.10.2012 Южный (Волгоград)
08-09.11.2012 Уральский (Екатеринбург)
17-18.12.2012 Центральный (Калуга)
http://www.sirotstvo.ru/nko-seminar/index.shtmlСтоимость участия в семинаре от 5000 до 6 000 рублей (без учёта проезда и проживания в Москве.
http://www.sirotstvo.ru/files/3354/NFPCC-seminar.pdf Проведя семинар для социально ориентированных НКО Дальневосточного федерального округа, например, специалисты Национального фонда научили, как нужно выигрывать конкурсы на получение финансовых средств. В течение года денежную помощь получили (не подумайте, что семьи, находящиеся в социально-опасном положении) некоммерческие организации из областного бюджета 10 000 000 руб., из федерального - 7 000 000 руб.
http://www.sirotstvo.ru/rus/about//document4642.shtmИз Иркутской программы-стратегии по работе с детьми:
Нужно добиваться
«…б) повышения доступности услуг для семей с детьми за счёт активного развития и поддержки сектора профильных некоммерческих организаций;…».
Всеобъемлющий захват рынка, да что там, прямо скажем - тотальный, комар носа не просунет. Как говорится: и швец, и жнец, и на дуде игрец.
Сначала «мы» (некие НКО) отмониторим регионы, наладим работу органов опеки и попечительства, научим кадры, как нужно работать на детском рынке, подключим телефоны доверия для детей, выявим недостатки в детских учреждениях, сами их тут же и устраним (всё, что угодно за ваши деньги!), подсчитаем нуждаемость в социальных услугах, сами же эти услуги и предоставим, а поскольку семьи будут попадаться «сложные», то сроки патроната будем продлевать, изобретая новые основания для профилактики (а что, список-то открытый, формулировки не точные, более того, регионы сами могут выдумывать эти основания для установления патроната). Документы на тендеры тоже подготовим, сами же проследим, чтобы всё было честно, сами же конкурсы и выиграем. Ну, если уж совсем тяжелый случай, тоже справимся, подыщем социальному сироте приёмных родителей, которых сами же и обучим и проверим. Что говорите? Иностранное усыновление? Никаких проблем с нашими партнёрами…
Если кто-то ещё сомневается в истинной цели нововведений, то некоторые цифры многих отрезвят.
С учетом положений статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации предполагается, что полномочия органов опеки и попечительства по социальному патронату будут осуществляться за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации в пределах объёмов средств, предусматриваемых на решение вопросов организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в бюджете субъекта Российской Федерации. Ежегодная сумма по социальному патронату будет составлять в каждом регионе около 8,8 млн.руб. Уверяю, что это «сущие копейки» по сравнению с клондайком, обнаруженным тёртыми законодателями.
Стоимость затрат на предоставление УСЛУГ по социальному патронату, по работе с семьями, детьми, оказываемых различными НКО, не искушённый гражданин даже и представить себе не сможет.
Возьмём, к примеру, столицу нашей Родины, и поинтересуемся заказами, размещёнными в первом и втором квартале 2012 года:
http://old.dsmp.mos.ru/activity/tender/ План-график размещения Государственного заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в 1 -2 кварталах 2012 года
Государственный заказчик Департамент семейной и молодежной политики города Москвы
1 квартал:
№ п/п Государственный заказчик Предмет размещения заказа Сумма, (руб)
9 ДЕПАРТАМЕНТ СЕМЕЙНОЙ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА МОСКВЫ Открытый конкурс на право заключения контрактов на оказание услуг по проведению мероприятий, направленных на реализацию основных направлений семейной политики 11500 000
Оказание услуг по организации и проведению фестиваля клубов молодых семей 5300 000
Оказание услуг по организации и проведению праздничного мероприятия, посвященного Дню социального работника 2000 000
Оказание услуг по организации и проведению ежегодного конкурса на лучшее учреждение города Москвы, работающее с семьями, детьми и подростками 2200 000
Оказание услуг по организации работы межотраслевых рабочих групп: мониторинг основных направлений Стратегии Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей "Московские дети на 2008-2017 гг." и сведений о параметрах реализации мероприятий по улучшению демографической ситуации 2000 000
Продолжение следует >>>