Уважаемые родители, согласно приказу Начальника департамента образования Перегудовой В.В. № 214-08-2373/12 от 04.12.12 г сейчас в школах идет работа по разработке нормативно-правовой базы, необходимой для организации деятельности школьных уполномоченных по правам ребенка (далее уполномоченного, омбудсмена), а так же проводится подготовительная работа по организации выборов школьных уполномоченных.
Внимание! Данная должность нигде законодательно не прописана. Её внедряют ПРОТИВОЗАКОННО, но проводят это как выборы в рамках школьного самоуправления. Выборы уполномоченного будут проходить в сентябре 2013 года (в начале учебного года). Вместе с уполномоченным в школу войдёт и служба медиации.
Данная должность вводится (согласно данному приказу) для защиты прав и законных интересов несовершеннолетних в системе образования, а также формировании правовой культуры участников образовательного процесса, под девизом «Защитить детей от насилия в семье и школе!», но как показала практика, данная мера себя не оправдала, она оказалась не эффективна.
Что же это за законные интересы и права учащихся, которые хотят защитить уполномоченные по правам ребенка в школе? Давайте разбираться вместе.
Начнём с того, что поясним,
Кто же такой уполномоченный по правам ребенка?
Что Вам говорят: Уполномоченный осуществляет свою деятельность в целях гарантий защиты прав, свобод и законных интересов, обучающихся в образовательном учреждении, а так же восстановлении и защиты их нарушенных прав (согласно Примерного положения об Уполномоченном по правам ребенка к приказу № 214-08-2373/12 от 04.12.12). Задачи уполномоченного:
Оценка реального и потенциального нарушения прав обучающихся
Оказание помощи в регулировании взаимоотношений между обучающимися, обучающимися и педагогическими работниками в конфликтных ситуациях.
Содействии правовому просвещению обучающихся.
Что замалчивается. Уполномоченный:
Независим от органов власти (и местного самоуправления, а так же органов управления и должностных лиц образовательного учреждения). Администрация учебного заведения не в праве вмешиваться и препятствовать его деятельности с целью повлиять на его решение в пределах его компетенции.
Проводит сбор персональных данных детей и их родителей, информации о частной жизни семьи (материальное положение, доход, источники дохода, места отдыха, проблемы семьи, ссоры, болезни, конфликты, вредные привычки и пр.) Собранная информация никак не защищена от бесконтрольного распространения.
Имеет право проводить повсеместное психологическое тестирование школьников с непросчитываемыми результатами и неизвестными ни родителям, ни школьной администрации способами хранения и использования полученной информации.
Проводит правовое просвещение учащихся. Упор делается на права ребенка - об обязанностях рассказывается вскользь. По опыту западных стран и пилотных регионов России введение омбудсмена приводит к повышенной конфликтности, детскому цинизму («Я малолетний, вы мне ничего не сделаете»). Создание почвы для анонимного доносительства будет весьма способствовать разрыву традиционных социальных уз.
У него размытые функции и полномочия. Отсутствует личная ответственность.
Неясны источники финансирования деятельности омбудсмена и гарантии его независимости
Теперь разберемся с тем,
Для чего вводится в наши школы уполномоченный:
Одной из причин введения уполномоченного в школы является «широкое распространение жестокого обращения с детьми в семье». (То есть основным источником опасности для ребенка является семья). Так ли это на самом деле?
Что Вам говорят:
...Недопустимо широко распространены жестокое обращение с детьми, включая физическое, эмоциональное, сексуальное насилие в отношении детей, пренебрежение их основными потребностями. (стр. 4 Стратегии в интересах детей по Иркутской области на 2012-2017 гг. (Далее Стратегия))
… Еще одной из острых и актуальных проблем на сегодняшний день является проблема насилия над детьми и жестокого обращения с ними. Значительная часть преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности детей совершается в семье, а также лицами, обязанными по закону заботиться о ребенке (стр. 36 Стратегии)
Что на самом деле:
Доказательств, подтверждающих разгул семейного насилия в отношении детей, не представлено. Данные статистики свидетельствуют о постоянном снижении негативных тенденций, количество противоправных действий в отношении несовершеннолетних в Иркутской области неуклонно снижается. Налицо ситуация, когда из небольшого по количеству, но вопиющему по жестокости и бесчеловечности числу случаев жестокого обращения с детьми, пытаются сделать мрачной и всю картину семейных взаимоотношений.
По данным МВД, в 2010 г. число несовершеннолетних, пострадавших от преступных посягательств, составило 100227 человек. Непосредственно от преступлений со стороны членов семьи пострадало 5208 человек, из которых от преступных действий или бездействий самих родителей - 4044 ребенка. Следовательно, 95% несовершеннолетних стали жертвами вовсе не семейных преступлений. Относительно общей численности детей, проживающих в России, которая составляет около 26 млн, число несовершеннолетних, пострадавших от семейного насилия, составляет 0,02%.
В 2010 году руководитель комиссии по социальным вопросам и демографической политике Общественной палаты РФ Елена Николаева сообщила: «По оценкам МВД в последнее время число беспризорников возрастает, и сейчас составляет 2,17 % от общего числа детей, то есть двое из 100 детей в России. Всего в стране 26 миллионов детей, т.е. 500 тыс. беспризорников. Генеральная прокуратура сообщила о том, что МВД не соблюдает права беспризорных детей. В ведомстве отмечают: «…случаи несвоевременного выявления детей, которым нужна помощь государства или родителей, по-прежнему имеют место. Эффективные программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, не внедряются, что во многих случаях приводит к длительному нахождению детей в психотравмирующей обстановке».
Другой причиной введения данной должности называется «нарушения прав обучающихся».
Кто может нарушать в учебном заведении права детей? Скорее всего, это администрация школы, учителя, обслуживающий персонал (работники столовой, например) сами дети, ну и конечно - родители. Больше некому.
Какие права могут нарушаться в школе?
"Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается", - гласит в ст.15 п.6 Закона «Об образовании». Конечно! Кто ж с этим поспорит?
Но формулировки закона позволяют подверстать под насилие и множество вполне заурядных дисциплинарных мер, без которых не только воспитание, но и образовательный процесс невозможен. Судите сами.
Физическое насилие - это применение физической силы к ученику.
Значит, если, к примеру, ученики затеют драку, учителю не стоит их разнимать. Ведь без применения физической силы это далеко не всегда получается. И если ученик кинется с кулаками на самого учителя (а такое сейчас бывает, поскольку стало гораздо больше возбудимых, расторможенных и одновременно плохо воспитанных детей), самооборона - дело для педагога весьма рискованное. В Америке именно поэтому в такой ситуации вызывают полицейских: чтобы разбушевавшиеся хулиганы не могли обвинить учителей в физическом насилии.
Вариантов тут может быть довольно много, но, ограничившись этими двумя примерами, перейдем к психическому насилию.
Формами психического насилия являются:
- угрозы в адрес обучающегося; Это опять-таки можно трактовать расширительно; например, фразы типа "если то-то и то-то - вызову родителей, пойдешь к директору, останешься на второй год и т.п." тоже являются угрозами.
- преднамеренная изоляция обучающегося; Фактически это запрет выгонять учеников из класса, который реально уже действует во многих школах страны. Первый омбудсмен России Ляля Неповиннова в интервью газете "Известия" так прямо и заявила: "Выгнать ученика с урока нельзя ни при каких обстоятельствах - это запрещено "правилами внутреннего распорядка школы" ("Известия" от 20.05.06). Что ж, в западных школах, с которых придется брать пример, учителя уже давно примирились и с распитием на уроках разных напитков, и с ругательствами, произносимыми вслух, в том числе и в их адрес. Даже "интим" на уроках стал возможен, за это тоже нельзя выгнать из класса.
- предъявление к учащемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;
Поскольку сейчас немало детей с задержкой психического развития, эта норма даст уполномоченному возможность оправдать такое, скажем, нередко сейчас встречающееся проявление инфантилизма, как сидение под партой. Физически учитель вытащить "сидельца" не может - это насилие. Грозить тоже запрещено. А теперь выясняется, что он ни в какой форме не смеет выразить своих претензий, потому что может быть обвинен омбудсменом в некомпетентности. Раз ученик сидит под партой, значит, его психологический возраст меньше реального и к нему нужно было найти индивидуальный подход, чтобы «малышу» не было скучно слушать объяснения. Ну, а то, что еще полкласса, видя безнаказанность "инфантила", уползло под парту, а другая половина над этим потешалась и урок был сорван - это опять-таки проблемы учителя.
- оскорбление и унижение достоинства;
- необоснованная систематическая критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия;
- демонстративное негативное отношение к обучающемуся (см. "Комментарий к Закону "Об образовании", стр.389).
Эти пункты позволяют протестовать против любых замечаний. А подростки - те даже советы часто принимают в штыки и выходят из состояния душевного равновесия, которое у них в силу возрастных особенностей крайне неустойчивое. Что же касается "необоснованности", то это как кому. Учителю критика кажется обоснованной, ученику и родителям - нет. Без омбудсмена, как без пол-литра в народной присказке, не разберешься.
Впрочем, не только систематическая критика влечет за собой серьезные санкции.
"Применение, в том числе однократное методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося (воспитанника) является основанием для увольнения педагогического работника по инициативе администрации"(то есть, по статье) (Закон РФ "Об образовании", ст.56 п.4.2).
Хотим особо подчеркнуть, что практически все перечисленные здесь пункты не вызывали бы никаких сомнений, если бы понятия об оскорблении, унижении и насилии соответствовали нормальным, традиционным представлениям, какими до сих пор руководствуется большинство наших учителей, директоров школ, родителей и представителей власти. Но в том-то и фокус, что в "ювенальной реальности" дела обстоят именно так, как мы описали. В Америке, например, работа школьных педагогов настолько зашла в тупик, что Джордж Буш в Проекте программы реформ в области образования заявил, что в рамках повышения безопасности школ XXI века "учителя получат право удалять с урока агрессивных учащихся", поскольку уровень образования из-за невозможности поддерживать дисциплину снизился до критической отметки. "Сегодня, согласно результатам государственных экзаменов по чтению, - говорится в Проекте,- почти 70 процентов детей, живущих в старых районах городов, по окончании четвертого класса не обладают элементарными навыками чтения. Международные тесты по математике показали, что наши выпускники средней школы отстают от учащихся Кипра и ЮАР. И почти треть первокурсников колледжей нуждаются в дополнительном курсе обучения". Ситуация была названа Бушем "катастрофической" (см. "Народное образование", N8, 2002, стр.16).
Следующей причиной введения уполномоченного называется «правовое просвещение учащихся».
Правовое просвещение детей проходит путем развешивания плакатов в школах, а также уроков, на которых рассказывается детям об их правах (в урочное и внеурочное время).
В некоторых Иркутских школах уже висят плакаты следующего содержания:
- Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы!
- Ты имеешь право на собственную комнату!
- Ты считаешься ребенком, пока тебе не исполнилось 18 лет. И т.д.
Практически на всех плакатах родители выступают этакими монстрами, которые изображаются с ремнем в руке, заставляют гладить белье, мыть пол, не дают отдыхать детям, не дают вкусного питания и чистой воды и постоянно насилуют своих детей: физически, психически, сексуально (стоит отметить, что ребенку объясняется, что такое сексуальное насилие тоже). Попросту говоря, детей заранее настраивают против своих родителей, педагогов, теряется авторитет старших, и дети встают даже не наравне со взрослыми, а НАД ними. Все нравственные ценности переходят на юридический уровень.
А вот чему учит наших детей омбудсмен Иркутской области (информация с сайта уполномоченного по правам ребенка Иркутской области):
«А если ты будешь расходовать свои деньги неправильно (например, тратить в игровых автоматах), твои родители (законные представители) через суд могут ограничить или даже лишить тебя права распоряжаться своими доходами». Через суд? Какими доходами? То есть, ребенок имеет право на карманные деньги, а мы не можем ограничить наших детей в этих деньгах сами, но только через суд? Этот бред не укладывается в сознание, но это факт.
Кто чаще всего будет обращаться к омбудсмену?
Современный подросток, который склонен бунтовать против близких и искать оправдания и поддержки на стороне. Поэтому именно подростки станут частыми гостями в кабинете омбудсмена. Причем, подростки определенного склада: демонстративные, своевольные, не любящие подчиняться установленным правилам, порядкам, законам.
Нам уже известны случаи, когда дети приходят домой и перестают слушаться своих родителей, заявляя им о своих правах. Естественно, в семье назревает конфликт. Все рычаги управления переходят к детям. Некоторые родители попросту в растерянности и даже не знают, что делать.
Омбудсмен в школах собирает всю поступающую к нему информацию, все обращения и жалобы к нему. Самое примечательное то, что омбудсмена будут выбирать дети (конечно из предложенных директором педагогов), таким образом, они будут доверять ему и вообще омбудсмен должен быть самый лучший друг детей, которому можно рассказать все.
Итак, омбудсмен собирает конфликтные ситуации, а дальше «предлагается», а мы бы сказали навязывается СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ (согласно Примерного положения об Уполномоченном по правам ребенка к приказу № 214-08-2373/12 от 04.12.12) . Заметим, что это ювенальная технология по контролю над семьёй в рамках школы, которая при поддержке посольства Великобритании негласно обкатывается в России в рамках проекта «Территория примирения».
Предлагается даже памятка специалисту «Как предложить процедуру медиации?» Причем, если конфликтные стороны настроены друг к другу положительно, то медиация может нести рекомендательный характер. (Спрашивается, зачем здесь вообще нужна медиация? А затем, что чем больше данных будет, тем лучше. И чем больше будет конфликтных ситуаций, тем лучше, как не парадоксально это звучит).
Если же стороны негативно настроены друг к другу и не хотят примирения, тогда медиация носит предписывающий характер (то есть обязательный).
Решился ли конфликт, после того как обратились в Центр медиации и что произошло с данными о конкретном ребенке (конкретной семье) мы знать НЕ можем, потому что данная информация является конфиденциальной.
Сами медиаторы весьма «благодарны» школам за содействие и развитие инновационных технологий в работе с несовершеннолетними и семьями, находящихся в трудной жизненной ситуации или в социально-опасном положении.
В Иркутских школах проходят вопиющие случаи по «выявлению» жестокого обращения с детьми (то есть выявление семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или в социально-опасном положении), которые, кстати, также выявляются через обращения к омбудсмену. У нас есть данные, когда педагогам предлагали за отдельную плату докладывать о синяках, ссадинах и ушибах на детях. Затем начинается соц. сопровождение несовершеннолетних.
Так для чего же НА САМОМ ДЕЛЕ вводится институт уполномоченного в школе?
Покажем это в виде схемы:
Уполномоченный по правам ребенка в школе
- Проводит сбор информации об учащемся, его здоровье, вредных привычках, конфликтах, социальном статусе его семьи, проблемах в семье, местах отдыха, источниках дохода.
- Проводит психологическое тестирование
- База данных не защищена от несанкционированного доступа
Правовое просвещение
- Плакаты, лекции, уроки
- Упор делается на освещение прав учащегося, об обязанностях говорят вскользь, не заостряя на них особого внимания.
Жалобы, конфликты
Конфликт ставят во главу угла, не предлагая уйти от конфликта или решить конфликт самим мирным путём. Заостряя внимание на конфликтах, разжигается ещё большая вражда и конфликты усугубляются.
Из опыта школ г. Иркутска: книги жалоб на сверстников, родителей и учителей.
«Вы не имеете права меня наказывать!». «Вы не имеете права меня эксплуатировать!», «Нарушаете моё право на отдых!» и т.п.
Выявление насилия в семье
- Сбор персональных данных
- Анкетирование
- Комиссии МСЭ или паспорт здоровья школьника
- Привычное понимание насилия выворачивается наизнанку: Физическое насилие - шлепок по попе, подзатыльник; Психологическое - поставить в угол, прикрикнуть, пристыдить; Экономическое или пренебрежение - контролировать поведение с помощью денег (если не сделаешь уроки - не куплю мороженного); Сексуальное.
- Привычные понятия, для традиционной системы воспитания так же переворачивается: «Формы эмоционального, психологического и экономического насилия часто вводятся в ранг «системы воспитания» (согласно памятки для родителей : «Ребенок в опасности»)
«База данных» на семью
Подробные сведения о личности ребенка и членов его семьи, вредные привычки родителей и других членов семьи, подробная характеристика помещения, где проживает ребенок. Сбор максимальной информации о показателях обучаемости ребенка, информация о предпочтениях. Собор информации о внутренних делах семьи.
База данных может быть предоставлена:
- Комиссии по делам несовершеннолетних
- Органам опеки и попечительства
- Службе примирения
- Другим организациям, защищающие права детей (в т.ч. финансируемые Западом)
Контроль над семьёй
Вводится соц. патронат (социальные службы по сопровождению семьи) - навязывается родителям, как нужно воспитывать ребенка.
Отобрание ребенка на усмотрение органов опеки (лишение или ограничение родительских прав)
Приют
- Детский дом, либо
- Иностранное усыновление, либо
- Замещающая (фостерная) семья, которая, получает плату за воспитание ребенка
Кому это нужно?
В России существует подушевое финансирование детских домов: За каждого ребенка детский дом получает от 30 до 50 тыс. рублей каждый месяц. Чем больше детей, тем больше финансирование из бюджета.
Как говорится, «Бизнес - ничего личного»!!!
Что могут сделать родители, чтобы не впустить в школу школьных уполномоченных и службу медиации?
Иркутский городской родительский комитет попросил разъяснить ситуацию Начальника департамента образования Перегудову В.В. и Зам. пред. Правительства Ирк. Обл. В. Ф. Вобликову.
Они дали ответ: «Институт уполномоченных по правам ребенка не является обязательным для образовательного учреждения и носит рекомендательный характер. Введение указанного института в образовательном учреждении производится с согласия представителей всех участников образовательного процесса».
То, есть каждое учебное заведение само решает, нужен ли ему уполномоченный или нет. Если введение данной должности не целесообразно - оно может отказаться на этом основании от него.
По словам директоров и учителей, они не смогут «пойти против начальства», поэтому родители должны сами поставить вопрос о целесообразности введения данного института. Только при поддержке родителей они смогут отказаться от введения в своей школе уполномоченного.