«Не позвать ли нам Молотова»?

Mar 21, 2011 16:25


Уинстон Черчилль «Вторая мировая война» книга 2, том III-IV. В сравнении с предыдущими двумя томами эти понравились в меньшей степени. Исторический фон: начало 1941 год середина 1943 года. Много документов относящихся к переговорам с США, СССР и пр. странами, огромное количество, как правило, не реализованных планов и обязательств. Создалось впечатление, что Черчилль писал такое огромное количество всевозможных меморандумов и пр., заранее приготовляя материал для мемуаров.

На удивление очень скупо описан поступок Гесса - «Советское правительство было чрезвычайно заинтриговано эпизодом с Гессом, и оно создало вокруг него много неправильных версий». «У меня создалось впечатление что, по его мнению [Сталин], здесь имели место какие-то тайные переговоры или заговор о совместных действиях Англии и Германии при вторжении в Россию, которые закончились провалом. Зная, какой он умный человек, я был поражен его неразумностью в этом вопросе».

Черчилль недоумевает о причинах не позволивших подготовиться СССР к войне, несмотря на массу информации даже сведений о точном дне ее начала. Слова Сталина по поводу неоднократных игнорируемых предупреждений о начале вторжения Гитлера в СССР - «Мне не нужно было никаких предупреждений. Я знал, что война начнется, но думал, что мне удастся выиграть еще месяцев шесть или около того».

Слова Черчилля в отношении СССР зачастую противоречивы - «Советское правительство полагало, что русские оказывают нам огромную услугу, сражаясь в своей стране за свою собственную жизнь. И чем дольше они сражались, тем в большем долгу они нас считали», и еще «Нам пришлось пойти на неприятный риск: поставить под удар собственную безопасность и свои планы ради нашего нового союзника - угрюмого, ворчливого, жадного и еще так недавно безразлично относившегося к тому, выживем мы или нет». А так же «… сопротивление русских сломало хребет германских армий и роковым образом подорвало жизненную энергию германской нации, справедливо указать на то, что более года после вступления России в войну она нам казалась обузой, а не подспорьем».

Он открыто обвиняет советское правительство в экономической помощи Германии с момента начала второй мировой войны. «Мы оставались в одиночестве в течение целого года. Если бы мы подверглись вторжению и были уничтожены в июле или августе 1941 года или умерли от голода в этом год во время битвы за Атлантику, они [СССР] отнеслись бы к этому совершенно безразлично».

Уинстон Черчилль обращаясь к советскому послу (1941 год). «Мы никогда не считали, что наше спасение в какой-либо мере зависит от ваших действий». Из письма Черчилля Рузвельту (сентябрь 1941) «… мы не могли избавиться от впечатления, что они [СССР], возможно, думают о сепаратном мире».

Слова Черчилля об активных военных действиях проводимых красной армией - «Ни Великобритания, ни Соединенным Штатам не придется играть какую-либо роль в этом деле, за исключением того, что мы должны обеспечить точную и своевременную отправку обещанных нами материалов. Только таким путем мы сможем сохранить наше влияние на Сталина и включить мощные усилия русских в общий ход войны».

Интересные сведения касаются совместной англо-советской операции в Иране 1941 года (25 августа - 17 сентября). Я сам узнал о ней совсем недавно и было крайне любопытно узнать подробности. Данная операция была проведена с целью открытия южного транспортного коридора, по которому союзниками осуществлялись поставки по ленд-лизу для СССР. «… мы добивались главным образом открытия коммуникации от Персидского залива до Каспийского моря». Некоторые склонны трактовать данную операцию в ином свете.

Про китайцев «… они мне нравятся как нация [китайцы], и то обстоятельство, что ими постоянно плохо управляют, вызывает у меня жалость».

Про японцев «… негибкость японского планирования и тенденция к отказу от намеченной цели в тех случаях, когда выполнение плана шло не по расписанию, были в значительной мере результатом громоздкости и неточности их языка, что чрезвычайно затрудняло импровизацию при помощи передаваемых по радио указаний».

Черчилль (1942) о создании ЕС - «Я надеюсь в будущем на создание Соединенных штатов Европы, при которых барьеры между нациями будут к минимуму и будут возможны неограниченные поездки по этим странам».

Про Катынь - «В окончательном определении международного трибунала в Нюрнберге катынское дело не упоминается в разделе, касающемся обращения нацисткой Германии с военнопленными. Поэтому каждый волен иметь свое собственное суждение».

Слова Сталина перед застольем с Черчиллем «Не позвать ли нам Молотова? … У Молотова есть одно особенное качество - он может пить». Это основное качество в советских (российских) номенклатурных работников и тогда и сейчас.

Нобелевский лауреат, Иностранная литература

Previous post Next post
Up