Этот обзор сделан специально для всех обладателей Hasselblad Xpan, которые всё облизываются и косятся на объектив 30мм, и которым никак не удаётся осуществить эту заветную и дорогущую мечту.
Я сам нахожусь в аналогичном состоянии, периодически мониторю предложения ebay.com, читаю форумы и рыскаю на барахолках, но до покупки дело так и не доходит. Тут ещё нюанс имеется, что на постсоветском пространстве такой объектив практически не найти. Т.е. в Минске, к примеру, таких камеры 2 штуки и соответственно на рынке нет предложений по объективам. В соседней Москве, периодически появляются предложения по объективам, но ценник порой больше штатовского. Вот и выходит, что возможности взять в руки, протестировать или просто приглянуться, как это работает (с внешним видоискателем и новым широким обзором), возможности нет никакой. На ebay, конечно же всё есть, но цена вопроса порой запредельная, да есть наша доблестная таможня, может попросить тебя доплатить 30% от стоимости объектива (при его ценнике - это реально много), а он возьми, да ещё побитый приедет. Неудобно короче всё, дорого и ненадёжно.
Собственный опыт подсказывал, что возможно использование объективов других камер, переходников или ещё чего. Но кропотливые поиски в интернете, десятки страниц форумов (самая большая проблема которых - это практически отсутствие фотографий примеров разных объективов) не увенчались успехом, пару заметок и людей которые что-то пробовали, и всё. Всё сложилось так, что пришло время своим собственным экспериментам. Итак, вооружившись камерой, штативом, записной книжкой и кучей объективов решено было все точки над «i» расставить самостоятельно.
Тестировал всё днём, камера установлена на штативе, съёмка велась с 5 секундным таймером, что бы максимально избежать нюансов по резкости. Плёнка исо200, на всех объективах установлена одинаковая диафрагма 8, и для каждой съёмки своя выдержка (на улице - 1/250, в комнате 1/2сек).
Поле кадра в видоискателе с рамками оказалось легко можно сфотографировать с помощью простого мобильного телефона, выходит практически так же, как вы видите глазом.
В моём распоряжении был переходник Nikon-Hasselblad и объективы:
24мм AF, 28мм AF, 35мм(Ais) MF, 50мм AF, ну и собственно Hasselblad 45mm.
Объектив 35мм - мануальный, все остальные - простые объективы отвёрточные, которыми я на Никон снимаю.
Во время съёмки фокусное расстояние выставлялось, естественно на глаз, но примерно в интервале 10м-бесконечность (на улице) и где-то 4м - в комнате. Т.е. в любом случае, используя объектив с переходником наводка на резкость - это ваша удача, видоискатель тут вам ничем не поможет, и можете потом хоть сто раз голову пеплом посыпать, когда сняв классный кадр с бабушкой и собачкой проходящих мимо, вы обнаружите, что объектив был наведён на бесконечность.
Что ж, вроде бы все нюансы учтены: фокусное, диафрагма, штатив…теперь всё остаётся за объективами.
Отснял плёнку, меняя аккуратно объективы, записывая очерёдность и фотографируя весь процесс. Потом проявка - сканирование и, самая длительная и трудоёмкая часть - монтирование, кадрирование и написание отчёта.
Я постарался сделать так, что бы всё, что нужно для сравнения работы объективов было видно сразу на картинке, все данные и нюансы.
РЕЗУЛЬТАТЫ СЪЁМКИ НА УЛИЦЕ:
----------------------------------------
----------------------------------------
----------------------------------------
РЕЗУЛЬТАТЫ СЪЁМКИ В ПОМЕЩЕНИИ :
----------------------------------------
----------------------------------------
----------------------------------------
В процессе съёмки пришло понимание того, что ведь и объектив Hasselblad 30mm с его внешним видоискателем, тоже ведь не даст точной резкости, т.е. как я понимаю, там нет такой же наводки, как и в самой камере. Так что вопрос о том, насколько легко и точно можно будет снять портрет, кода навестись нужно будет чётко на человека метрах в 2-3-х, т.е. это явно не будет столь же просто и точно как с 45 или 90 мм.
Но в любом случае, проанализировав фотографии можно прийти к выводу, что использование любого объектива другой марки - не даёт и близко того результата, на что способны родные объективы. Тут вопросы и по резкости, и фокусировании, и та же постобработка фотографий.
Т.е. даже если считать, что объектив 24 мм, с откадрированным виньетированием снимает шире, чем 45мм, то согласны ли вы мириться с тем, что:
-кадр не резкий
-что вы не можете толком попасть в фокус
- вам придётся кадрировать само изображение после съёмки ?!
Возможно, в некоторых жанрах съёмки (ночной или пейзаж), когда можно выставить ещё большую диафрагму и нет переднего плана, возможно это и сойдёт, но тогда возникает вопрос:
-А действительно ли это то, что можно/нужно снимать Хасселем? Для этой ли съёмки нужен этот прекрасный аппарат ?
В общем, для себя я решил и определился, что все эти объективы и ухищрения никак не заменят родного объектива, никак не дадут мне больше возможностей и уж явно, при съёмке с этими «комбинациями», это будет явно не охота за КАДРОМ и моментом, а некое хождение по мукам, с постоянными вопросами о резкости и диафрагме в голове.
Остаётся снимать на 2-а имеющихся объектива и тихо копить деньги на мечту )
Надеюсь данный обзор кому-то пригодиться!
Буду благодарен за любые комментарии и репосты!!