С препаратами как-то пошло «кучно». Наконец-то опубликованы результаты клинических испытаний Ремдесивира (оригинал статьи здесь:
https://www.nejm.org/doi/full/10.1056/NEJMoa2007764). На основании именно этих результатов FDA выдал временное разрешение на клиническое использование этого препарата (об этом здесь:
https://prof-afv.livejournal.com/14094.html ).
Принципиально новых выводов в статье нет. Её заключение звучит так: «Эти предварительные данные поддерживают использование ремдесивира для лечения госпитализированных пациентов, которым необходима поддерживающая кислородная терапия. Однако, принимая во внимание высокий уровень летальности, несмотря на терапию ремдесивиром, очевидно, что лечение только этим одним противовирусным препаратом вряд ли будет достаточным» (дословно: «it is clear that treatment with an antiviral drug alone is not likely to be sufficient»).
Хотелось бы подчеркнуть, что это клиническое испытание одно их немногих, проведённых с двойным слепым, рандомизированным плацебо-контролем и на довольно большом количестве испытуемых (1059 - всего; 538 - группа ремдесивир, 521 - группа плацебо). Таких «чисто выполненных» клинических испытаний сейчас очень не хватает. Отмечу, что в ходе этого клинического испытания больные не получали никакие другие противовирусные препараты, кроме ремдесивира. Допускалось только стандартное лечение.
Единственным статистически значимым отличием между группой ремдесивир и группой плацебо было сокращение медианного срока до выздоровления (среди тех, кто выжил) с 15 дней в группе «плацебо» (доверительный интервал 13-19 дней) до 11 дней в группе «ремдесивир» (доверительный интервал 9-12 дней). Более углублённый статистический анализ показал, что единственная подгруппы, где это разница была клинически значимой, это больные, которым необходима поддерживающая кислородная терапия в самом простом варианте. Существенного эффекта от терапии ремдесивиром не наблюдалось, как у более лёгких больных (кислородная терапия не нужна), так и у более тяжелых больных (всё начиная, с неинвазивной вентиляции и high-flow oxygen devices). У самых тяжелых больных (инвазивная вентиляция, ЭКМО) никакого эффекта терапии ремдесивиром не наблюдалось. Тем, кто хочет покопаться в деталях, советую обратить внимание на высокий разброс данных, полученных в Европе и Азии, а также довольно существенные различия между расовыми группами (наименьший эффект терапии ремдесивиром был у азиатов).
Резюмируя, чудо-препаратом ремдесивир явно не является, но он может быть небесполезен как компонент комплексной терапии больных СOVID-19, нуждающихся только в простой кислородной терапии.