Нам часто хочется, чтобы ребенок поскорее повзрослел и стал самостоятельным. Одним из «показателей взрослости» можно назвать умение ребенка самостоятельно пользоваться горшком. Поэтому многие мамы стараются как можно раньше приучить ребенка к горшку. А на фоне соседок, у которых ребенок «с 8 месяцев ходит сам», тем более хочется процесс ускорить.
В деле приучения есть свои тонкости. И самая главная из них - это готовность ребенка быть приученным. Точнее, готовности две: физиологическая и психологическая.
1. Что значит физиологическая готовность? Ребенок при рождении мало конролирует свое тело и большинство процессов в организме проходят у него неосознанно, на уровне безусловных рефлексов. Постепенно (с развитием мозга) ребенок учится различать свои потребности, в том числе и желание опустошить мочевой пузырь/кишечник. Кроме различения потребности есть еще способность контролировать сфинктеры прямой кишки и мочевого пузыря. Когда ребенок научится этому, то успех вам обеспечен. Физиологи говорят, что организм становится более-менее готовым к контролю в возрасте около 1,5-2 лет. Это значит, что ребенка, конечно, можно начать приучать к горшку раньше полутора лет, но осбого смысла в этом нет, так как он еще не может контролировать свои позывы полностью.
2. Если говорить о психологической готовности, то тут также есть два момента:
А. Подражание взрослым.
В возрасте 1 года у ребенка начинается второй возрастной кризис (первый - у новорожденных),когда ребенок начинает подражать взрослым. Очередь доходит и до так называемого «туалетного поведения». Это означает, что ребенку становится интересно, «что же родители делают в туалете». Вот тут-то и можно начинать объяснять про туалет, про горшок, для чего он нужен, как и когда им пользуются, можно показать картинки по теме, объяснить процесс на примере мишки или куклы.
Б. Контроль над телом.
По известной теории З.Фрейда, развитие психики ребенка происходит в три этапа, в каждом из которых развивается определенная эрогенная зона (оральная, анальная, генитальная). Соответствующее название носит и каждый из этапов. На оральном этапе главные ощущения и удовольствия ребенок получает через рот (малыши всегда все пробуют на язык, на зуб, ну и сосательный рефлекс никто не отменял). Этот этап длится от рождения примерно до года. На втором году происходит переход к т.н. анальной стадии, когда важным становится переживание удовольствия, связанное с функцией опорожнения кишечника, и приучение к контролю над сфинктерами.
ТОЛЬКО когда А и Б будут в наличии, можно говорить о том, что ребенок психологически готов к горшку.
3. Собственно, педагогика.
Этот момент все же больше зависит от родителей, чем от ребенка: НИКОГДА нельзя ругать малыша за то, что он сходил мимо горшка или заигрался. Иначе приучение может состояться очень нескоро, т.к. горшок будет вызывать у ребенка отрицательные эмоции. Необходимо за каждый удачный «поход» хвалить ребенка, а в моменты неудач - поддерживать («ничего, в следующий раз получится»). Постепенно похвалы можно сделать не такими эмоциональными, как в начале, и через какое-то время свести на нет.
Итак, залогом успеха в деле приучения ребенка к горшку является сочетание нескольких факторов:
- вашего терпения ,
- заботы и поддержки,
- а также физиологической и
- психологической готовности малыша к приобретению такого важного навыка.
И если вы не будете спешить, то все получится в свое время. Как пишет педиатр, доктор Комаровский в своей замечательной статье
ДОРОГА К ГОРШКУ : «Честное слово, за два десятка лет работы педиатром я ни разу не сталкивался с ситуацией, когда родители нормального четырехлетнего ребенка обращаются к врачу по поводу того, что дитя не умеет пользоваться горшком.»
Читать на сайте
Дети. Инструкция по применению.. Комментарии
там же..