Со времени частичного рассекречивания архивов КГБ в 1991-92 гг. о провокаторском журнале КГБ «Слово» большинство читателей знали довольно немного из опубликованного в СМИ отчета 5 управления КГБ за 1988 г.:
«июнь
л. 239. С санкции КГБ СССР для противодействий религиозным экстремистам в околоцерковной среде с использованием агентов «Рязанского», «Тропинина» и объекта ДОН «Апостола», находящегося на оперативном контакте, выпущен первый номер неофициального журнала «Слово», который распространен в среде верующих. В числе других материалов в номере помещены статьи, разоблачающие антиобщественный характер деятельности священника Якунина.»
И вот теперь известный экуменист Яков Кротов в своей «Истории Русской Церкви в ХХ в.» дает более подробное описание сего чекистского издания, с перечислением имен его авторов:
««СЛОВО»
К числу проектов, которые безусловно финансировались Лубянкой, следует отнести издание «самиздатского» журнала «Слово». Вышло 4 номера. Журнал печатался на ксероксе, очень качественно, переплетался. Открыто указывался адрес «редакции» - Т.Н.Кожевниковой. Первый номер открывался проповедью священника с «диссидентской» репутацией - П.Адельгейма, однако сразу затем шла передовица о том, что на встрече Горбачёва с патриархом 29 апреля 1988 г. «были заново сформулированы и обоснованы принципы диалога Церкви и Государства в условиях курса на демократизацию» (1, 7). Журнал наполнен антидиссидентской риторикой - особенно досталось оо. Глебу Якунину, Николаю Гайнову за призыв к патр. Пимену уйти на покой от Ф.Карелина. Карелин позаботился лишить Якунина славы одного из авторов письма 1965 года: «Священник Глеб Якунин «Открытое письмо» не писал. Он торопился подписать бумагу, наскоро составленную А.Э.Левитиным» (1, 68).
Лидер журнала - С.Маркус, ведущие авторы - Карелин, В.Капитанчук. С.Маркус поносит о. Глеба Якунина, А.Огородникова, В.Пореша и др. православных диссидентов за политизирование: «Так куда же пошли наши полухиппи-полунигилисты, оказавшись на пороге Церкви, и расстались ли они в душе с нигилизмом?» (I, 75). В.Ибрагимов поносит Л.Регельсона за то, что он, покаявшись перед КГБ, зачем-то пытается примириться и с бывшими единомышленниками.
В журнале уже представлен в сжатом виде весь комплекс «православизма» 1990-х годов. А.Кураев, ещё студент духовной академии, (в перепечатке из «Московских новостей») приветствует наступление религиозной свободы и созыв Поместного собора с участием мирян (пройдёт 18 лет, и он будет приветствовать расставание с Поместным собором и отстранение мирян от соборной жизни Церкви).
Экуменизм вместо Кураева критикует пока В.Ибрагимов (III, 114-123). Михаил Саяпин полемизирует с теми, кто недоверчиво относится к благожелательному отношению государства к Церкви: «Если недоброжелательство в прошлом не смогло лишить нас благости, то как может его лишить доброжелательность в настоящем?» (IV, 6). Саяпин подчёркивал, что Горбачёв - генсек партии, а не глава государства или правительства. Совершенно замечательно слова ап. Павла «бегите, чтобы получить!» (1 Кор 9, 24) превращены в призыв бежать в Кремль за льготами.
До комичного послушное следование правительственному курсу - даже статья против алкоголизма (III, 76-87). Изъявление радости по поводу того, что можно заводить отдельные счета при обществах охраны памятников и при комсомольских организациях, жертвовать деньги на восстановление храмов, участвовать в их реставрации.
Статьи об о. Серафиме Роузе. Обильные нападки на иноверцев: свящ. Лев Лебедев против оккультизма (в т.ч. против «теософской мистики Вл.Соловьёва) и масонства, причём защищает он православие совместно с атеистом, «советским писателем» Александром Гангнусом (III, 57-58), отдельно фельетоны против Вивекананды и кришнаитов, только в роли А.Дворкина выступает Евгений Лернер, попавший в тот же концлагерь, что и Маркус, именно за то, что был кришнаитом (III, 66-76). Лернер позднее уехал в США в 1995 г. и стал там программистом, Дворкин из США в Россию приехал. Статьи против электронных кодов, якобы содержащих число 666. Из святых отцов - Игнатий Брянчанинов. Главный монастырь - Оптина. Уже критика высшей иерархии «радикалами»: общество «Память» возмущается тем, что митр. Алексий Ридигер побоялся возрождать традицию служить благодарстввенный молебен на Рождество по случаю победы над Наполеоном: «малейшее проявление патриотизма и преданности национальным традициям глумливо клеймится как шовинизм. … Ваша чёрная машина тихо отъезжала от собора» (IV, 114).
Сам же будущий патриарх в беседе с А.Нежным говорит о том, что хорошо бы «у родителей было право приглашать священнослужителей на дом - учить детей началам религии» (перепечатка из «Дружбы народов» 1988, №6, с. 209). Ридигер почему-то ещё просит того, что абсолютно не было запрещено: «В полном согласии с осуществляемой ныне перестройкой общественной жизни были бы, скажем, беседы священника в храме, в которых он разъяснял бы основы православной веры, те или иные стороны богослужения». Такие беседы не были запрещены никогда, их безнаказанно проводили разные священники.
Лев Лебедев из «послушника» патр. Алексия стал ярым его врагом, уехал в США, тут и скончался «в расколе». Маркус стал мусульманином в 2000 г.
Маркус и Лернер, сломанные арестом и приговор, уже тогда позиционировали себя как «правый берег». Иуда, видимо, тоже считал себя правым и Христа - «леваком».»
Особо комично, что сейчас в нескольких «осколках РЗЦ», взаимно друг друга считающими безблагодатными и погибельными, лжепротоиерея Льва Лебедева признают своим «весьма высоким авторитетом» и даже «отравленным спецслужбами» и т.п., как ранее провокатор КГБ «Чернов» ухищрялся представить «священномучеником» провокаторского лжеархиепископа Иоанна Максимовича:
http://procvetitel.livejournal.com/48941.html