«Это было в 1812 году.
Великая армия отступала, оставляя за собою Москву с пылающим Кремлем и большую часть своих батальонов, погибших во льдах Березины.
/…/
Человек этот, В ДРУЖБУ КОТОРОГО ПОЛКОВНИК СЛЕПО ВЕРИЛ, ИМЕЛ ВСЕ ПОРОКИ, СВОЙСТВЕННЫЕ ВЫРОЖДАЮЩИМСЯ НАРОДАМ. АЛЧНЫЙ И ЗЛОПАМЯТНЫЙ, ОН БЫЛ СО ВСЕМИ ВКРАДЧИВ И УСТУПЧИВ. ВЫСЛУЖИВШИСЬ ИЗ РЯДОВОГО, ОН СУМЕЛ СОЙТИСЬ С БОГАТЫМИ И ТИТУЛОВАННЫМИ ОФИЦЕРАМИ французской армии и, НЕ ИМЕЯ НИ ГРОША ЗА ДУШОЙ, ПРИОБРЕСТИ ТОВАРИЩЕЙ-МИЛЛИОНЕРОВ.
Фелипоне дослужился до капитанского чина во время войны, КОГДА СМЕРТЬ КОСИЛА ОФИЦЕРОВ, и благодаря скорее обстоятельствам, чем личной храбрости. Он участвовал во многих сражениях, но ни разу не отличился каким-нибудь подвигом. Может быть, он и не был трусом, но не обладал и отважной смелостью.
Фелипоне и полковник Арман были УЖЕ ПЯТНАДЦАТЬ ЛЕТ ДРУЗЬЯМИ. Три года тому назад, будучи оба капитанами, они познакомились в Париже с Еленой Дюран, дочерью поставщика армии, прелестною молодою девушкой, и оба влюбились в нее. Елена выбрала полковника.
С этого дня Фелипоне ЗАТАИЛ В СЕБЕ СТРАШНУЮ, БЕСПОЩАДНУЮ НЕНАВИСТЬ К СВОЕМУ ДРУГУ, НА КОТОРУЮ СПОСОБНО ТОЛЬКО СЕРДЦЕ ЮЖАНИНА, НЕНАВИСТЬ, СДЕРЖАННУЮ И БЕЗМОЛВНУЮ, СКРЫВАВШУЮСЯ ПОД ЛИЧИНОЙ ДРУЖБЫ, НО КОТОРАЯ ДОЛЖНА БЫЛА РАЗРАЗИТЬСЯ ПРИ ПЕРВОМ УДОБНОМ СЛУЧАЕ. МНОГО РАЗ ОН ПРИЦЕЛИВАЛСЯ В ДЫМУ СРАЖЕНИЯ В ПОЛКОВНИКА, НО КАЖДЫЙ РАЗ КОЛЕБАЛСЯ, ПРИДУМЫВАЯ БОЛЕЕ ЖЕСТОКОЕ МЩЕНИЕ, ЧЕМ ТАКОЕ УБИЙСТВО.
ИТАЛЬЯНЕЦ ДОЖДАЛСЯ, НАКОНЕЦ, ЭТОЙ МЕСТИ И ХЛАДНОКРОВНО ОБДУМЫВАЛ ЕЕ В ТО ВРЕМЯ, КАК ПОЛКОВНИК СПАЛ под внимательным надзором Бастиана.
-- ГЛУПЕЦ! - подумал Фелипоне, БРОСАЯ ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ МРАЧНЫЙ ВЗГЛЯД НА УСНУВШЕГО ОФИЦЕРА. - ГЛУПЕЦ! ОН ОТДАЕТ МНЕ, БЕДНЯКУ, СВОИ ДЕНЬГИ И ЖЕНУ, КОТОРАЯ МЕНЯ ОТВЕРГЛА… ТРУДНО БЫЛО БЫ КРАСНОРЕЧИВЕЕ ПРОИЗНЕСТИ СВОЙ СМЕРТНЫЙ ПРИГОВОР.
Взгляд капитана остановился на минуту на Бастиане.
-- ЭТОТ ЧЕЛОВЕК СТЕСНЯЕТ МЕНЯ, -- ДУМАЛ ОН, -- ТЕМ ХУЖЕ ДЛЯ НЕГО!
Фелипоне встал и подошел к своей лошади.
-- Что вы делаете, капитан? - спросил гусар.
-- Хочу осмотреть свои пистолеты.
-- А! - сказал Бастиан.
-- С этим чертовским снегом, -- продолжал СПОКОЙНО капитан, -- нет ничего удивительного, если замки отсырели… в случае нападения казаков…
С этими словами Фелипоне вытащил из чехла один пистолет и НЕБРЕЖНО ВЗВЕЛ КУРОК. Бастиан СМОТРЕЛ НА НЕГО СПОКОЙНО, БЕЗ ВСЯКОГО НЕДОВЕРИЯ.
-- Порох сух, кремень в хорошем состоянии. Теперь посмотрим другой. - Он взял другой пистолет и также внимательно осмотрел его.
-- А знаешь, -- сказал он вдруг, взглянув на гусара, -- Я КОГДА-ТО ВЛАДЕЛ С УДИВИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ ЭТИМ ОРУЖИЕМ.
-- Очень может быть, капитан.
-- НА ДУЭЛИ, -- СПОКОЙНО ПРОДОЛЖАЛ Фелипоне, -- Я ЦЕЛИЛСЯ НА РАССТОЯНИИ ТРИДЦАТИ ШАГОВ В СЕРДЦЕ ПРОТИВНИКА И ВСЕГДА УБИВАЛ ЕГО.
-- А! - РАССЕЯННО прошептал Бастиан, всецело поглощенный своими обязанностями ночного сторожа.
-- БОЛЬШЕ ТОГО, -- продолжал капитан, -- Я НЕСКОЛЬКО РАЗ ДЕРЖАЛ ПАРИ, ЧТО ПРОСТРЕЛЮ ПРАВЫЙ ИЛИ ЛЕВЫЙ ГЛАЗ СВОЕМУ ПРОТИВНИКУ, И ВСЕГДА ПОПАДАЛ В ЦЕЛЬ. НО, ВИДИШЬ ЛИ, Бастиан, ЛУЧШЕ ВСЕГО МЕТИТЬ В СЕРДЦЕ: ТУТ МГНОВЕННАЯ СМЕРТЬ.
И КАПИТАН ОПУСТИЛ ДУЛО ПИСТОЛЕТА.
-- Что вы делаете? - вскричал Бастиан, отскочив назад.
-- ЦЕЛЮ В СЕРДЦЕ, -- ХОЛОДНО ОТВЕЧАЛ Фелипоне и, ПРИЦЕЛИВШИСЬ В СОЛДАТА, ПРИБАВИЛ: -- Я НЕ ХОЧУ ТЕБЯ НАПРАСНО МУЧИТЬ. ТЫ МЕНЯ СТЕСНЯЛ, МОЙ МИЛЫЙ, ТЕМ ХУЖЕ ДЛЯ ТЕБЯ.
В темноте сверкнул огонь, раздался выстрел, вслед за ним болезненный крик, и гусар упал навзничь.
Этот выстрел и крик мгновенно пробудили полковника от его летаргического сна, и он приподнялся, думая, что напали русские.
Но Фелипоне, взяв другой пистолет, уперся ему в грудь коленом и грубо повалил его на землю. ПОРАЖЕННЫЙ ЭТИМ НЕОЖИДАННЫМ НАПАДЕНИЕМ, ПОЛКОВНИК УВИДЕЛ НАД СОБОЙ ИСКАЖЕННОЕ, НАСМЕШЛИВОЕ ЛИЦО СВОЕГО ВРАГА, ОЖИВЛЕННОЕ ЗВЕРСКОЙ УЛЫБКОЙ, И С БЫСТРОТОЮ МОЛНИИ ПОНЯЛ ВСЮ НИЗОСТЬ, ВСЮ БЕЗГРАНИЧНУЮ ПОДЛОСТЬ ЧЕЛОВЕКА, В КОТОРОГО ВЕРИЛ.
-- А! - ИЗДЕВАЛСЯ ИТАЛЬЯНЕЦ. - ТЫ БЫЛ НАСТОЛЬКО ГЛУП, ПОЛКОВНИК Арман де Кергац, ЧТО ВЕРИЛ ДРУЖБЕ ЧЕЛОВЕКА, У КОТОРОГО ОТНЯЛ ЛЮБИМУЮ ИМ ЖЕНЩИНУ… НАСТОЛЬКО ГЛУП, ЧТО ВООБРАЗИЛ СЕБЕ, БУДТО ЭТОТ ЧЕЛОВЕК ПРОСТИТ ТЕБЕ КОГДА-НИБУДЬ! ТВОЯ ГЛУПОСТЬ ДОШЛА ДО ТОГО, ЧТО ТЫ СОСТАВИЛ ДУХОВНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ, УМОЛЯЯ ЭТОГО ЛЮБЕЗНОГО ДРУГА ЖЕНИТЬСЯ НА ТВОЕЙ ВДОВЕ И ПРИНЯТЬ ПОЛОВИНУ ТВОЕГО СОСТОЯНИЯ! А ЗАТЕМ СПОКОЙНО ЗАСНУЛ С НАДЕЖДОЙ ПРОСНУТЬСЯ, увидеть лучшие дни и соединиться с женой и ребенком, предметами твоей пламенной любви!.. ТРИЖДЫ ДУРАК!.. Так нет же, ты не увидишь их больше и сейчас уснешь навсегда, мой милейший друг.
Капитан приставил дуло своего пистолета ко лбу Армана де Кергаца. Тот под влиянием чувства самосохранения пытался освободиться от противника и столкнуть давившее его коленною Но Фелипоне еще крепче прижал его к земле, сказав: «ЭТО БЕСПОЛЕЗНО, ПОЛКОВНИК, ВЫ ДОЛЖНЫ ОСТАТЬСЯ ЗДЕСЬ».
-- ПОДЛЕЦ! - прошептал Арман де Кергац С ПРЕЗРЕНИЕМ ВО ВЗГЛЯДЕ.
-- БУДЬ ПОКОЕН, -- НАСМЕШЛИВО ПРОДОЛЖАЛ Фелипоне, -- ВОЛЯ ТВОЯ БУДЕТ ИСПОЛНЕНА: Я ЖЕНЮСЬ НА ТВОЕЙ ВДОВЕ, БУДУ НОСИТЬ ПО ТЕБЕ ТРАУР И ВЕЧНО ОПЛАКИВАТЬ ТЕБЯ. Я УМЕЮ СОБЛЮДАТЬ ПРИЛИЧИЯ.
Пистолет коснулся лба полковника, прижатого к земле коленом итальянца, и Фелипоне ВЫСТРЕЛИЛ ТАК ЖЕ ХЛАДНОКРОВНО, КАК ОН СТРЕЛЯЛ ПЕРЕД ТЕМ В ПРЕДАННОГО ГУСАРА.
ПУЛЯ РАЗДРОБИЛА ЧЕРЕП ПОЛКОВНИКА Армана де Кергаца, и ОКРОВАВЛЕННЫЙ МОЗГ БРЫЗНУЛ НА РУКИ УБИЙЦЫ.
Тут же, в луже крови, лежал Бастиан, и ТОЛЬКО ОДИН БОГ БЫЛ СВИДЕТЕЛЕМ ЭТОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ.»
(Понсон дю Террайль «Полные похождения Рокамболя» в 2-х книгах, книга I. «Два брата». Ставрополь. 1993 г., стр. 5, 10-13).
Примечательно, что и сам виконт Пьер Алексис де Понсон дю Террайль (1829-1871) умер всего в 41 год «при невыясненных обстоятельствах», как сообщает об этом «Свободная энциклопедия»:
«Во время франко-прусской войны (1870-1871) сражался против немцев в составе созданного им отряда вольных стрелков. Вынужден был укрыться в Бордо, когда немецкие солдаты сожгли его фамильный замок под Орлеаном. Там и умер в возрасте 41 года, в январе 1871 года, при невыясненных обстоятельствах - возможно, от оспы. Похоронен на парижском кладбище Монмартр.»
Дополнительно:
О ДРУЖБЕ И «ЛУЧШЕМ СРЕДСТВЕ ИСПЫТАТЬ ВЕРНОСТЬ ДРУГА»
http://procvetitel.livejournal.com/213526.html «…ТАКОВА ЛОГИКА ВОСТОКА, РАБОЛЕПСТВУЮЩЕГО ТОЛЬКО ПЕРЕД СИЛОЙ»
http://procvetitel.livejournal.com/317584.html СОПОСТАВЛЕНИЕ ГИТЛЕРОВСКОЙ И ФРАНЦУЗСКОЙ АРМИЙ
http://procvetitel.livejournal.com/414330.html «УСПЕХ ЗАВИСИТ ОТ ПОЛНОЙ СЕКРЕТНОСТИ…»
http://procvetitel.livejournal.com/451141.html СТРЕЛКОВ-ГИРКИН ОБ «УБЛЮДКАХ», КОТОРЫХ «НАДО ВЕШАТЬ» ЗА «ДИКИЙ БЕСЛАНСКИЙ ПРОВАЛ»
http://procvetitel.livejournal.com/449931.html ЧТО СГУБИЛО ПОЛКОВНИКА МВД ЗАХАРЧЕНКО?
http://procvetitel.livejournal.com/452037.html МАКИАВЕЛЛИ ОБ ОБЯЗАННОСТИ ПОРЯДОЧНОГО ЧЕЛОВЕКА, О МУДРОСТИ, ЖЕСТОКОСТИ И ДРУЖБЕ
http://procvetitel.livejournal.com/301227.html АКТУАЛЬНЫЕ БАСНИ ГРАФА Л. Н. ТОЛСТОГО
http://procvetitel.livejournal.com/448908.html «ЕВРОСОЮЗ ПРИГРЕЛ НА ГРУДИ ГАДЮКУ И ОНА ЕГО ТЕПЕРЬ КУСАЕТ…»
http://procvetitel.livejournal.com/427250.html О ЛИЦЕМЕРИИ И ЖЕСТОКИХ ОШИБКАХ КРАСНОКОЖИХ ЯЗЫЧНИКОВ
http://procvetitel.livejournal.com/139108.html КАК ЛЕНИН ЦИНИЧНО «СВАЛИВАЛ» СВОИ ИЗУВЕРНЫЕ ЗЛОДЕЙСТВА НА «ЗЕЛЕНЫХ»
http://procvetitel.livejournal.com/440817.html ШОПЕНГАУЭР О СПРАВЕДЛИВОМ ОТНОШЕНИИ К ЕВРЕЙСТВУ
http://procvetitel.livejournal.com/428748.html ШОПЕНГАУЭР О ЖИДОВСКОМ БЕССТЫДСТВЕ
http://procvetitel.livejournal.com/410872.html «… ПОСЕМУ ВАМ, ФАРИСЕИ, НУЖНО БЫЛО ЖИТЬ НЕ ДЛЯ ЛЮДСКОГО МНЕНИЯ…»
http://procvetitel.livejournal.com/252207.html