О НЕЧЕСТИВОЙ СМЕРТИ «СЕРАФИМА» САРОВСКОГО И О ТЕХ, КТО ЛИШАЕТСЯ ЦЕРКОВНОГО ПОГРЕБЕНИЯ

Aug 11, 2009 05:46

http://procvetitel.livejournal.com/37322.html?thread=322762#t322762  
Вот полностью версия смерти «Серафима» Саровского от табака, как она была опубликована в одном из дореволюционных белокриницких журналов:

«СМЕРТЬ ОТ ТАБАКУ

(Сначала описывается случай, как некий никонианский архимандрит Иосиф погиб в пожаре, вызванном его привычкой к курению).

Смерть от табаку для монашествующих господствующей церкви стала не только не позорной, но прямо таки священной после того, как о. Серафим саровский подобно о. Иосифу скончавшийся от курения табаку, причтен к лику святых. Что о. Серафим скончался от этой причины, это общеизвестное предание, существующее в окрестностях Сарова и других местах и подтверждаемое обстоятельствами его смерти, которыя описаны в его различных «Житиях». Дело было, как гласит предение, так. О. Серафим был страстный курильщик, что в монастырях правительственной церкви и доселе считается делом не только негрешным, но и дозволительным. Рано утром 2 января 1833 года, о. Серафим, как привычный табачник, закурил трубку, лежа на холстах, которых у него были целыя кучи и в кельи и в сенях. Зедремал ли он или затянулся сильно и впал в безпамятство, но трубка вывалилась изо рта, холсты затлелись и Серафим задохся. Когда увидали дым из его кельи и прибежали, он был уже мертв. Но сказать правду, что он умер от табаку, считали делом позорным; решили пустить слух, которому могут поверить разве только дети, будто он умер стоя на коленях и в таком положении нашли его тотчас после смерти, а холсты и другия вещи тлелись будто от свечи или от нагара.
Этот слух и помещен в житиях о. Серафима, как достоверный факт. В одном из них читаем, например, следующее: «Втораго числа, часу в шестом утра, брат Павел, выйдя из своей келии к ранней литургии, почувствовал в сенях близ келии о. Серафима запах дыма. Сотворив обычную молитву, он постучал в дверь о. Серафима, но дверь изнутри была заперта крючком, и ответа на молитву не последовало. Он вышел на крыльцо и заметив в темноте проходивших в церковь иноков, сказал им: «Отцы и братия! Слышен сильный дымный запах. Не горит ли что около нас? Старец, верно, ушел в пустыню». Тут один из проходивших, послушник Аникита, бросился к келии о. Серафима и, почувствовав, что она заперта, усиленным толчком сорвал ее с внутренняго крючка. Многия христиане по усердию приносили к о. Серафиму разныя холщевыя вещи. Эти вещи вместе с книгами лежали в этот раз на скамье в безпорядке близ двери. Оне-то тлели, вероятно, от свечного нагара, или от упавшей свечи, подсвечник которой тут-же стоял. Огня не было, а тлели только вещи и некоторыя книги. На дворе было темно, чуть брезжилось; в келии о. Серафима света не было, самого старца также не видно было и не слышно. Думали, что он отдыхает от ночных подвигов, и в этих мыслях пришедшие толпились у келии. В сенях произошло небольшое замешательство. Некоторыя из братии бросились за снегом и погасили тлевшия вещи... Брат Павел и послушник Аникита, желая удостовериться, не отдыхает ли старец, в темноте начали ощупывать небольшое пространство его келии и нашли его самого, стоящего на коленях в молитве (?) (выделение в оригинальной статье), со сложенными крестообразно руками. Он был мертв» (жит. препод. Сераф. Сар. чудотв. сост. архим. Сераф. Чичагов; изд. Спб. 1903 г., стр. 90-91).
Хоть бы уж врали-то складно эти г-да жизнеописатели. Серафим умер и «стоит на коленях со сложенными крестообразно руками». Как может мертвый стоять, да еще и руки иметь сложенными крестообразно? Удивительно! Труп человека тотчас после смерти делается неспособным не только стоять, но даже держать нижнюю челюсть, которая у живого человека держится сама без всякаго усилия. А тут: умер и стоит. И не то удивительно, что врут так смело, но то удивительно, что верят такому несуразному вранью. Если защитники о. Сеорафима скажут, что это чудесное событие, что его тело так было исполнено благодати, что и после смерти могло стоять, то спрашивается, как же оно могло сгнить, что удостоверено официально и притом синодом? Если благодать Божия могла сохранить его, чтобы оно не повалилось на пол, тем более сохранила бы от тления. И почему же еще не могла сохранить, чтобы его келья тотчас после смерти его не горела?

В «житии» говорится еще, что собравшиеся у кельи о. Серафима «думали, что он отдыхает», что монах «Павел и послушник Аникита, желая удостовериться, не отдыхает ли старец»... Значит все знали, что он в это время не молился, а отдыхал; и отдыхая, курил.
Подозрительным представляется и то, почему дверь в это время у него оказалась запертой? Не потому ли о. Серафим заперся, чтобы кто не застал его курящим и не соблазнился бы. Если кто возразит, что он затворился, чтобы не видели его молящимся, то само «Житие» опровергает такое неосновательное предположение, говоря: «Келейная дверь у него (Серафима) была открыта, всякий мог придти к нему, видеть его; старец не стеснялся присутствием других в своих духовных занятиях» (жит. препод. Серафима; соч. архим. Сераф. Чичагова, стр. 35, изд. 1903г.) И так, о. Серафим присутствием других не стеснялся в духовных занятиях, из которых главнейшее есть молитва, и потому дверь у него в это время была открыта - не заперта, а стеснялся он только в плотских занятиях и удовольствиях, из которых главнейшее для него было курение табаку.
Вообще, все обстоятельства смерти о. Серафима ясно говорят, что он скончался от курения табаку: внезапность его кончины без всякой предшествующей болезни, запертая извнутри дверь в момент его смерти, пожар внутри кельи, начавшийся тотчас после его кончины, неправдоподобность показаний захвативших его вскоре после смерти, будто он стоял на коленях, - все свидетельствует о том, что смерть о. Серафима последовала от какой-то необычной и зазорной причины и именно от курения табаку.
Недаром же в некоторых «Житиях» о. Серафима опускается то обстоятельство, что при кончине его произошел пожар: явный знак, что оно напоминает что-то постыдное, бывшее виною смерти о. Серафима. Не даром же некоторые пишут, будто Серафим даже предсказал, что кончина его откроется пожаром: значит из этого неблагополучнаго обстоятельства хотят сделать что-то священное, хотят что-то скрыть, значит было тут что-то неладное, что требуется замять, загладить. Не даром же и поговорка существует, особенно среди простого народа: о. Серафим курил табак, - и спасся, значит табак курить можно. Такова мораль, таково нравственное правило, выводимое из прославления угодников новейших типов.
(Из журнала «Старообрядец», 1906 год, опубликовано под псевдонимом «Надзиратель»).»

В данной публикации чувствуется весьма сильная подспудная ирония над всеми нововерческими лжесвятыми, их лжечудесами, лжемощами и т.п. Но в принципе версия смерти «Серафима» Саровского от табака гораздо более вероятна, чем официальная нововерческая явно лубочно-фантастическая, хотя вполне возможно, что этот еретический нечестивец мог умереть и не от табака, а, например, от вина, если пьяным заснул и нечаянно столкнул зажженную свечу на свои холсты. Пьянство и табакокурение тогда действительно были очень сильно распространены среди нововерческих лжемонахов и смертей от этих нечестий среди них было предостаточно, о чем свидетельствую даже сами нововерческие лжеиерархи!

ВОПРОС:
Правда ли, что смерть от табака и пьянства приравнивается к самоубийству?

ОТВЕТ:
Правда. На эту тему, кстати, была основательная публикация в новобелокриницком журнале «Церковь»( № 2/1992 г., стр.54-55) «О тех, кто лишается церковного погребения», которую здесь приведу полностью, с сокращением только нескольких обычных новобелокриницких лжепоповских ересей( http://procvetitel.livejournal.com/13722.html  ) :

«Церковное погребение и поминовение совершается только по умершим в вере в Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа и в Его Воскресение, которое есть начало нашего воскресения (1 Кор. 15). Св.Иоанн Златоуст в «Слове о терпении, благохвалении и о еже не плакати о умерших», говорит, что праведно умерших провожаем пением духовным и песнями церковными, с ладаном и со свещами за ними идя, в знак того, что они, окончив подвиг земного жития, отходят к Свету истинному и вечной жизни. ПРАВЕДНЫМИ ЖЕ НАЗЫВАЮТСЯ ТЕ, КОТОРЫЕ ХРАНИЛИ ВЕРУ ХРИСТОВУ НЕ ПОВРЕЖДЕННОЙ ЕРЕСЯМИ И РАЗЛИЧНЫМИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ ЗАБЛУЖДЕНИЯМИ, НО ВЕРОВАЛИ ТАК, КАК НАУЧИЛИ СВВ. АПОСТОЛЫ ПО ЗАПОВЕДЯМ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ И ЦЕРКОВНОГО ПРЕДАНИЯ. А если и согрешали в чем, то ИСПРАВЛЯЛИ СЕБЯ ПОКАЯНИЕМ… ЛИШЬ ПО ТАКОВЫМ СЛЕДУЕТ СЛУЖИТЬ ЦЕРКОВНОЕ ПОГРЕБЕНИЕ…

Это многократно подчеркивает и Св.Дионисий Ареопагит, указывая, что все песнопения и священнодействия над усопшим являют его богоугодность и непорочность и предзнаменуют ожидающую его награду. Поэтому НЕДОСТОЙНО СОВЕРШАТЬ ИХ НАД ЛЮДЬМИ ВОВСЕ НЕ РАДЕВШИМИ О СВОЕМ СПАСЕНИИ.

Кто же считается НЕДОСТОЙНЫМ ЦЕРКОВНОГО ПОГРЕБЕНИЯ?

ВО-ПЕРВЫХ, НЕВЕРУЮЩИЕ В ЕДИНОГО БОГА, В ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО И ВО ВСЕОБЩЕЕ ВОСКРЕСЕНИЕ МЕРТВЫХ И СОЗНАТЕЛЬНО СОДЕРЖАЩИЕ КАКИЕ-ЛИБО ГУБИТЕЛЬНЫЕ ЕРЕСИ. Лишаются церковного погребения и всякого поминовения САМОУБИЙЦЫ. Они явно отвергли над собой власть Божию, отказались от дарованной Богом жизни и от исполнения обязанностей по отношению к душе своей; таковые совершенно лишаются и всякого поминовения (14-е прав. Тимофея Александрийского).

К САМОУБИЙЦАМ ПРИЧИСЛЯЮТСЯ И ТЕ, КТО, ВИДЯ ЯВНУЮ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ СВОЕЙ ЖИЗНИ, например, большие волны на реке, бушующий пламень, лютый мороз и т.п., ПРЕНЕБРЕГАЯ ЭТОЙ ОПАСНОСТЬЮ, БЕЗ ВСЯКОЙ РАЗУМНОЙ ПРИЧИНЫ (Т.Е. НАПРИМЕР, НЕ РАДИ СПАСЕНИЯ ПОГИБАЮЩИХ), НО ЧТОБЫ ПРОСЛАВИТЬСЯ СМЕЛОСТЬЮ, УДАЛЬЮ ИЛИ ПОБЕДИТЬ В СПОРЕ, БРОСАЮТСЯ в волны, или в глубину, или в пламень и ВСЛЕДСТВИЕ ЭТОГО ПОГИБАЮТ. ТАКОВЫЕ ТАКЖЕ ЛИШАЮТСЯ ЦЕРКОВНОГО ПОГРЕБЕНИЯ И ПОМИНОВЕНИЯ.

УМЕРШИЕ ОТ ВИНА, НАРКОТИКОВ (К ТАКОВЫМ ПРИРАВНИВАЕТСЯ И ТАБАКОКУРЕНИЕ!), СМЕРТЕЛЬНОГО УДАРА В ДРАКЕ, В КОТОРУЮ ВОВЛЕКЛИ ЯРОСТЬ, МЩЕНИЕ ИЛИ УДАЛЬ, ОТ ПОДАВЛЕНИЯ ПИЩЕЙ, ПИТИЕМ ИЛИ КОСТЬЮ, КОГДА С ЖАДНОСТЬЮ НАБРАСЫВАЛИСЬ НА ЕДУ ИЛИ ГЛУМИЛИСЬ (ВЕЛИ РАЗГОВОРЫ СО СМЕХОМ) ВО ВРЕМЯ ЕДЫ И ПИТИЯ, ТАКЖЕ ПРИЧИСЛЯЮТСЯ К САМОУБИЙЦАМ и лишаются церковного погребения и поминовения.

Считаются самоубийцами те, кто сознательно нанесли себе увечье, если их действия имели смертельный исход. Наложивший на себя руки человек может сподобиться молитв Святой Церкви только в том случае, если покается в содеянном хотя бы на смертном одре.

САМОУБИЙЦЕЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ тот, кто совершил самоубийство, будучи помешан умом или одержим бесом, а также ПОДНЕВОЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК, ДОВЕДЕННЫЙ ДО ЭТОГО ПОСТОЯННЫМИ ЛИШЕНИЯМИ И ИСТЯЗАНИЯМИ. ПО ТАКИМ ЛЮДЯМ ЦЕРКОВНОЕ ПОГРЕБЕНИЕ СОВЕРШАЕТСЯ.

ЛИШАЮТСЯ ЦЕРКОВНОГО ПОГРЕБЕНИЯ И ПОМИНОВЕНИЯ УМЕРШИЕ БЕЗ ПОКАЯНИЯ. К таковым относятся и те, которые, хотя и не были преданы порокам и жили воздержано, но… НЕ МОЛИЛИСЬ, ЖИЛИ В НЕЗАКОННЫХ, НЕОСВЯЩЕННЫХ ЦЕРКОВЬЮ БРАКАХ… Такой христианин ПОИСТИНЕ НАЗЫВАЕТСЯ ОТСТУПНИКОМ ОТ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ. По 45 правилу Василия Великого, «тот, кто, будучи христианином, ругается Христу, не получит пользы от (христианского) имени».

К умершим без покаяния причисляются и те, которые… не сохранили данного на исповеди обещания не грешить, и опять впали в смертные грехи и ДО САМОЙ КОНЧИНЫ НЕ ПОКАЯЛИСЬ В НИХ. О таковых Златоустом сказано: «И ЕСЛИ КТО У НАС БЕЗ ПОКАЯНИЯ УМРЕТ, ТО ЛУЧШЕ БЫ ТАКОВОМУ НЕ РОДИТЬСЯ. НИ ПРИНОСА ЗА НИХ В ЦЕРКОВЬ БОГУ НЕСТЬ ДОСТОЙНО ПРИНОСИТИ».

ЛИШАЮТСЯ ЦЕРКОВНОГО ПОГРЕБЕНИЯ И ПОМИНОВЕНИЯ КОЛДУНЫ, ЧАРОДЕИ, ГАДАТЕЛИ, ХИРОМАНТЫ И АСТРОЛОГИ, ЗАНИМАЮЩИЕСЯ СПИРИТИЗМОМ И Т.П., ЕСЛИ НЕ РАСКАЮТСЯ И НЕ ОПЛАЧУТ СВОИ ГРЕХИ.

Смерть при несчастных случаях, а также мгновенная и неожиданная: от разрыва сердца, от кровоизлияния в мозг и т.п. не препятствуют совершать церковное погребение и поминовение, ЕСЛИ ЖИЗНЬ УМЕРШЕГО БЕЗ ПОКАЯНИЯ ПО ВЫШЕИЗЛОЖЕННЫМ ПРИЧИНАМ БЫЛА ХРИСТИАНСКОЙ И НЕ ОТЯГОЩЕННОЙ ТЯЖКИМИ ГРЕХАМИ, И ЕСЛИ УМЕРШИЙ НЕ СПОСОБСТВОВАЛ САМ СВОЕЙ СМЕРТИ. Если же умерший сам способствовал, хотя и невольно, своей смерти (НАПРИМЕР, ЗНАЛ, ЧТО ПО БОЛЕЗНИ ЕМУ НЕЛЬЗЯ ПИТЬ ВИНО, ОДНАКО ПРЕНЕБРЕГАЛ ЭТИМ), то вопрос о том, можно ли совершать по умершему погребение и поминовение, в каждом отдельном случае подлежит рассмотрению…

Предания святых книг содержат примеры того, что МНОГИЕ ТЯЖКИЕ ГРЕШНИКИ, ПОКАЯВШИЕСЯ в слезах НА СМЕРТНОМ ЛОЖЕ, КОГДА НИКТО ИХ НЕ ВИДЕЛ, БЫЛИ ПРОЩЕНЫ И ПРИНЯТЫ МИЛОСЕРДНЫМ БОГОМ. Св. Афанасию Великому задавали такой вопрос: «Если кто-нибудь, учинив великий грех, осудит себя и начнет каяться, а потом через три дня умрет, что должно думать о нем?» Святитель ответил на это следующим рассуждением: «Если он, начавши покаяние, удержал душу свою от злых желаний, и дал обет Богу, что не будет уже более повторять содеянных грехов, и в таком расположении назавтра умрет: то Бог принял его покаяние, как и разбойника (Лк. 23, 40-43). Ибо начинать покаяние - в воле человека, а жить или умереть зависит от Бога. Бог, по благости Своей, многих начинающих покаяние восторгает от земли для их пользы, предвидя, что они опять пали бы в погибель, если бы далее жили». НО НИКТО НЕ ДОЛЖЕН ОТКЛАДЫВАТЬ ПОКАЯНИЕ НА СМЕРТНЫЙ ЧАС, ИБО ОН МОЖЕТ НАСТИГНУТЬ НЕОЖИДАННО. ИМЕННО ТАК, НЕОЖИДАННО, УМИРАЮТ МНОГИЕ ИЗ ТЕХ, КТО НЕ ПРИНОСИТ ПОКАЯНИЯ ВО ГРЕХАХ СВОИХ ЗА ЧТО ОНИ И НАКАЗЫВАЮТСЯ ВНЕЗАПНОЙ СМЕРТЬЮ. Ибо ЗЛОУПОТРЕБЛЯЛИ ДОЛГОТЕРПЕНИЕМ И МИЛОСЕРДИЕМ БОЖИИМ.

ЕСЛИ СОВЕСТЬ ОТЯГОЩЕНА ЗЛЫМИ ДЕЛАМИ, НО ПРИ ЭТОМ СОХРАНИЛА НАЧАТОК ДОБРА, ОНА ВСЕГДА ИЩЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ОЧИСТИТЬСЯ. И СПОРУЧНИКОМ, СВИДЕТЕЛЕМ НАШЕГО ПОКАЯНИЯ МОЖЕТ СТАТЬ ДОСТОЙНЫЙ ДОВЕРИЯ СОБРАТ-ХРИСТИАНИН… Покаяние «из уст в уста» может быть более искренним, но ОНО ВОЗЛАГАЕТ БОЛЬШУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НА СПОРУЧНИКА КАЮЩЕГОСЯ. ОН ДОЛЖЕН СТРОГО ХРАНИТЬ ТАЙНУ ИСПОВЕДИ…

На каком бы краю света ни жили мы, -- ГЛАВНОЕ, В МЫСЛЯХ И ВЕРОВАНИЯХ НЕ ОТТОРГАТЬ СЕБЯ ОТ ЕДИНСТВА ЦЕРКОВНОГО (РАЗУМЕЕТСЯ, С ИСТИННОЙ СВ. ЦЕРКОВЬЮ ХРИСТОВОЙ, А НЕ С НОВОБЕЛОКРИНИЦКОЙ ИЛИ ИНОЙ ЕРЕСЬЮ!), ЖИТЬ ДАСТОЙНО ЗВАНИЯ ХРИСТИАНСКОГО, стремиться к братскому общению с единомысленными христианами - братьями во Христе - и тогда ходатайства и молитвы Святой Церкви не оставят нас никогда: ни в жизни сей, ни в жизни будущей.»
Previous post Next post
Up