«Фюрер великолепно пользовался политикой «кнута и пряника». Повергая одних в прах, не считаясь с их авторитетом и заслугами, других он возносил и приближал к своей особе.
К «счастливчикам» вроде Роммеля и Паулюса можно было с полным правом отнести и генерала Вальтера Моделя. Об этой колоритной фигуре вермахта стоит рассказать подробнее. Его назначили с танкового корпуса на 9-ю армию по рекомендации рейхсфюрера СС Гиммлера. «ЭТОТ ГЕНЕРАЛ НАСТОЯЩИЙ НАЦИСТ, -- сказал он Гитлеру, -- у него даже адъютант - офицер СС». Фюрер охотно согласился с «черным Генрихом», остановив свой выбор на Моделе без лишних раздумий. В это время 9-я армия «драпала» на запад, теряя тяжелое оружие и личный состав.
БЕСПОЩАДНОМУ И ЖЕСТОКОМУ МОДЕЛЮ ЦЕНОЙ РЕПРЕССИЙ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ МЕР УДАЛОСЬ ОСТАНОВИТЬ ОТСТУПЛЕНИЕ И ИЗМЕНИТЬ СИТУАЦИЮ В ПОЛЬЗУ ГЕРМАНСКИХ ВОЙСК. Этим самым Моделю удалось, словно в сказке, «одним выстрелом убить двух зайцев»: заслужить безграничное доверие Гитлера на весь отпущенный фюреру срок жизни, получить «Дубовые листья» к Рыцарскому кресту и ПОЧЕТНУЮ КЛИЧКУ «ПОЖАРНЫЙ ДЛЯ БЕЗНАДЕЖНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ».
Удивительно, но факт: Гитлер… чувствовал расположение к этому ЧЕЛОВЕКУ С ХОЛОДНЫМ ВЗГЛЯДОМ. Видимо, МОДЕЛЬ БЫЛ В ГЛАЗАХ ФЮРЕРА ОБРАЗЦОМ СОВРЕМЕННОГО «НИБЕЛУНГА», В КОТОРОМ НАСМЕШЛИВЫЙ ЦИНИЗМ СОВМЕЩАЛСЯ С НЕ ЗНАЮЩЕЙ ПРЕДЕЛОВ ЖЕСТОКОСТЬЮ, РЕШИТЕЛЬНОСТЬЮ И БЕССТРАШИЕМ.
Однажды ГИТЛЕР ПРОСТИЛ ЕМУ ДЕРЗОСТЬ, ЗА КОТОРУЮ ЛЮБОЙ ДРУГОЙ ПОПЛАТИЛСЯ БЫ СВОЕЙ КАРЬЕРОЙ. Гитлер сделал Моделю по телефону резкое замечание за самовольный отвод одной из дивизий на БОЛЕЕ УДОБНЫЙ РУБЕЖ ОБОРОНЫ.
-- Мой фюрер, вы командуете девятой армией или я? - спросил Модель с плохо сдерживаемой яростью.
-- Не забывайтесь, Вальтер! - рявкнул Гитлер и бросил телефонную трубку.
К безмерному удивлению Гальдера, НА ЭТОМ ИНЦИДЕНТ БЫЛ ИСЧЕРПАН, и ему не пришлось писать никаких документов о взысканиях.
/…/
Нанесение ночного массированного удара немецкой авиации по Сталинграду было прелюдией к переходу в наступление 6-й полевой армии на город.
/…/
Насыщенное многими событиями 23 июля стало датой и еще одного «момента истины» -- первым днем командования Сталинградским фронтом генерал-лейтенанта В. Н. Гордова, сменившего на этом посту маршала С. К. Тимошенко, не сумевшего покрыть себя лаврами в этой войне.
Становление нового полководца начиналось в труднейших условиях, в которых могла не сломаться только очень сильная и талантливая в военном отношении личность.
Свой первый разговор со Сталиным по ВЧ новому командующему Сталинградским фронтом ХОТЕЛОСЬ БЫ НАЧАТЬ НЕ С НЕУДАЧ под Клетской и развивающейся там ситуации, опасной для всего фронта обороны в большой излучине Дона. Но избежать этого разговора он не мог, хотя и СТАРАЛСЯ КАК-ТО СМЯГЧИТЬ И СГЛАДИТЬ СОЗДАВШУЮСЯ ОБСТАНОВКУ. Так, ПРОРЫВ НЕМЕЦКИХ ТАНКОВ в полосе обороны 33-й гвардейской стрелковой дивизии НА ГЛУБИНУ 15 КИЛОМЕТРОВ ОН ОБТЕКАЕМО НАЗВАЛ «ВКЛИНИВАНИЕМ в нашу оборону до тридцати танков».
Видимо, СТРАСТНОЕ ЖЕЛАНИЕ СОХРАНИТЬ ЛИЦО ПЕРЕД ВЕРХОВНЫМ, НЕ СЛЕТЕТЬ ПОЗОРНО С ПОСТА В ПЕРВЫЕ ЖЕ ДНИ командования Сталинградским фронтом ПОСЛУЖИЛО БЛАГОДАТНОЙ ПОЧВОЙ ДЛЯ ЛАКИРОВКИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. И ЭТОТ ПОЧИН БЫЛ ПОДХВАЧЕН: один из командиров гвардейского полка, где оборона была буквально смята и отброшена многократно превосходящим противником, СООБЩИЛ О СКАЗОЧНОМ ПОДВИГЕ СВОИХ БРОНЕБОЙЩИКОВ Болото, Алейникова, Беликова и Самойлова: «Эти гвардейцы, составлявшие два расчета противотанковых ружей, не ушли с высотки южнее Клетской, и одни держали бой в окружении с тридцатью немецкими танками. Пятнадцать бронированных чудовищ было уничтожено, а остальные обращены в бегство», -- ДОКЛАДЫВАЛ ОН ПО КОМАНДЕ.
КАК ДАЛЕКО БЕЖАЛА БОЛЬШАЯ ГРУППА ФАШИСТСКИХ ТАНКОВ ОТ ДВУХ РУЖЬИШЕК КАЛИБРА 14,5 мм - НЕИЗВЕСТНО, НО ЭТО НИКОГО И НЕ ИНТЕРЕСОВАЛО. Самое главное, что пятнадцать из тридцать «вклинившихся» танков было уничтожено четырьмя гвардейцами, а с остальными пятнадцатью как-нибудь вся дивизия справится.
ДОНЕСЕНИЕ БЫЛО ПРИЯТНОЕ И ОБНАДЕЖИВАЮЩЕЕ. В ДОСТОВЕРНОСТИ ЕГО НИКТО НЕ СОМНЕВАЛСЯ: «Представить старшего к «Герою», -- приказал Гордов, -- а остальных к правительственным наградам». Представили, сообщили в газетах и в сводках Совинформбюро.
БУМАГА - ОНА ВСЕ СТЕРПИТ, НЕ ПОКРАСНЕЕТ… НО КАК МОЖНО ОБЪЯСНИТЬ ТОТ ФЕНОМЕН, ЧТО ПЯТНАДЦАТЬ НЕДОБИТЫХ И ПОЧТИ ВСЕ БИТЫЕ И СОЖЖЕННЫЕ РАСЧЕТАМИ Болото ТАНКИ УТРОМ СЛЕДУЮЩЕГО ДНЯ, ПРОРВАВШИСЬ ЧЕРЕЗ ОБОРОНУ 33-Й СТРЕЛКОВОЙ ДИВИЗИИ, ОКАЗАЛИСЬ НА БЕРЕГУ ДОНА? ЭТОТ ФЕНОМЕН НИКТО НЕ БРАЛСЯ ОБЪЯСНИТЬ ДО СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ. НЕЛЬЗЯ БЫЛО. ВСЕ НАПИСАННОЕ В ГАЗЕТАХ ОТ СТАЛИНСКИХ ВРЕМЕН ДО САМОЙ ГЛАСНОСТИ БЫЛО ДОГМОЙ, В КОТОРУЮ БЫЛИ ОБЯЗАНЫ ВЕРИТЬ ВСЕ. Как в солдатской поговорке: «РАЗ КОМАНДИР СКАЗАЛ «ХОРЕК» -- ЗНАЧИТ НИКАКИХ СУСЛИКОВ!» ИНАЧЕ РАЗГОВОР КОРОТКИЙ: НКГБ И НКВД - БДИЛИ.
Верховный, ВЕРНЫЙ СВОЕЙ ПРИВЫЧКЕ ЛИЦЕДЕЙСТВА, ЧЕМ ХУЖЕ БЫЛА ОБСТАНОВКА, ТЕМ ОН ЧЕЛОВЕЧНЕЕ ГОВОРИЛ С ЛЮДЬМИ, лишь слегка пожурил Гордова, понимая, что пока с него нечего спросить.
/…/
Ни маршал Кулик, готовивший проект директивы о снятии с производства «как не оправдавших себя» противотанковых пушек и бронебойных снарядов калибра 45 и 76 миллиметров, ни «мудрый вождь и учитель советского народа» товарищ Сталин, подписавший эту директиву, НЕ ДУМАЛИ О ТОМ, ЧТО ДАЖЕ САМЫЙ ЗЛЕЙШИХ «ВРАГ НАРОДА» НЕ НАНЕСЕТ БОЛЬШЕГО ВРЕДА СОВЕТСКИМ ЛЮДЯМ, ЧЕМ ЭТА ДИРЕКТИВА - ГЛАВНАЯ ВИНОВНИЦА ВОЗНИКНОВЕНИЯ УЩЕРБНОЙ для нас «БУТЫЛОЧНОЙ ВОЙНЫ» И ОСТРОЙ НЕХВАТКИ ПРОТИВОТАНКОЙ АРТИЛЛЕРИИ.
ЧУДОВИЩНАЯ ОШИБКА, ЗАЛОЖЕННАЯ В СОДЕРЖАНИИ «ПРОТИВОАРТИЛЛЕРИЙСКОЙ» ДИРЕКТИВЫ СТАЛИНА, БУДЕТ УСТРАНЕНА ПОЗЖЕ… НО СКОЛЬКО ЖИЗНЕЙ наших СОЛДАТ УНЕСЕТ ЭТА СТРАШНАЯ «БУТЫЛОЧНАЯ ВОЙНА», КОГДА КРАСНОАРМЕЙЦАМ ПРИДЕТСЯ ЧУТЬ ЛИ НЕ С ГОЛЫМИ РУКАМИ ВСТУПАТЬ В РУКОПАШНУЮ СХВАТКУ С НЕМЕЦКИМИ БРОНИРОВАННЫМИ ЧУДОВИЩАМИ!
/…/
Летом 1942 года опасная эпидемия «танкобоязни» еще не была изжита. ЕЕ ЛЕЧИЛИ РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ: ОТ РАССТРЕЛА ДРОГНУВШИХ ДО ПРОСЛАВЛЕНИЯ ПРОПАГАНДОЙ ПОДВИГА БОЙЦОВ, УНИЧТОЖИВШИХ ТАНКИ В ЕДИНОБОРСТВЕ. НУЖНО БЫЛО ВНУШИТЬ МЫСЛЬ, ЧТО СОВЕТСКИЙ БОЕЦ НЕ ДОЛЖЕН ОТСТУПАТЬ ПЕРЕД ФАШИСТСКИМИ ТАНКАМИ.
ТОЛЬКО ОЧЕНЬ МУЖЕСТВЕННЫЙ И ВЕЗУЧИЙ ЧЕЛОВЕК БЫЛ СПОСОБЕН УНИЧТОЖИТЬ В БОЮ ТАНК «ПОДРУЧНЫМИ СРЕДСТВАМИ». Вступая в единоборство, боец, вооруженный противотанковым ружьем, имел ЕДВА ЛИ БОЛЬШЕ ДЕСЯТИ ШАНСОВ ИЗ СТА ВЫЙТИ ПОБЕДИТЕЛЕМ, А ГРАНАТОМЕТЧИКИ И МЕТАТЕЛИ БУТЫЛОК - ЕЩЕ МЕНЬШЕ.
Противотанковое ружье калибра 14,5 мм имело много недостатков. ПОСЛЕ НЕСКОЛЬКИХ ВЫСТРЕЛОВ ИЗ НЕГО СТРАШНАЯ ОТДАЧА ПРЕВРАЩАЛА ПЛЕЧО СТРЕЛКА В СПЛОШНОЙ СИНЯК. ПТР не пробивало лобовой брони немецких танков Т-III и Т-IV. Стрелять по ним можно было лишь, если бронированная цель подставится бортом, или же целиться по смотровым щелям с дистанции не менее 300 метров. Вдобавок, СТРЕЛОК ДОЛЖЕН БЫЛ ПОПАСТЬ В УЯЗВИМОЕ МЕСТО ТАНКА, А НЕ ПРОСТО СДЕЛАТЬ ДЫРКУ.
НЕМЕЦКИЕ ТАНКИСТЫ ЖЕ МОГЛИ РАССТРЕЛИВАТЬ БРОНЕБОЙЩИКА ИЗ ПУШЕК И ПУЛЕМЕТОВ С УДАЛЕНИЯ БОЛЕЕ КИЛОМЕТРА, НЕ ВХОДЯ В ОПАСНУЮ ДЛЯ СЕБЯ ЗОНУ. ДОСТИГНУВ ОКОПОВ, ОНИ «УТЮЖИЛИ» ИХ, ДАВЯ СТРЕЛКОВ ГУСЕНИЦАМИ.
Тяжелую противотанковую гранату весом 1200 граммов или связку гранат РГД даже сильный человек не мог метнуть далее 15-18 метров. Поэтому, ЕСЛИ МЕТАТЕЛЬ НЕ УСПЕВАЛ УКРЫТЬСЯ В ОКОПЕ, ЕГО УБИВАЛО «СОБСТВЕННОЙ», ИМ ПОРОЖДЕННОЙ ВЗРЫВНОЙ ВОЛНОЙ.
Разбившаяся о танковую броню бутылка с горючей жидкостью могла воспламенить машину только в том случае, если она попадала на моторную часть, расположенную сзади танковой башни. Следовательно, бутылкой танк можно было поджечь, лишь пропустив его через окоп, над своей головой.
ЕДИНОБОРСТВО ЧЕЛОВЕКА С ТАНКОМ НЕ БЫЛО БЛАГОРОДНОЙ ДУЭЛЬЮ. Против наших солдат действовали противники за толстой броней, которую по полю боя таскали моторы с трехсотпятидесятилошадиными силами. Поэтому для уничтожения даже одного танка из ПТР, гранатой или бутылкой со смесью «КС» ТРЕБОВАЛОСЬ НАМНОГО БОЛЬШЕ МУЖЕСТВА И МАСТЕРСТВА, ЧЕМ ПРОЯВИЛ КОГДА-ТО ПРОСЛАВЛЕННЫЙ В ТЕЧЕНИЕ ДВУХ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ БИБЛЕЙСКИЙ ГЕРОЙ-ПОБЕДИТЕЛЬ ДАВИД.
…ХРАБРЕЦОВ, УНИЧТОЖИВШИХ ВРАЖЕСКИЕ ТАНКИ ИЗ ПТР ИЛИ ГРАНАТАМИ, БЫЛО НЕМНОГО. Об этих людях сочинялись легенды. И не их вина в том, что ЧИСЛО УНИЧТОЖЕННЫХ ИМИ БРОНИРОВАННЫХ МАШИН В НАГРАДНЫХ ЛИСТАХ ЧАСТО ЗАВЫШАЛОСЬ ДО НЕПРАВДОПОДОБНЫХ ВЕЛИЧИН. Кто писал эти листы, знали, КАК ВЫСОКОЕ НАЧАЛЬСТВО НАДО УДИВИТЬ, ЧЕМ РАЗМЯГЧИТЬ ИХ СУРОВЫЕ ДУШИ - ИНАЧЕ НАГРАДЫ НЕ ЖДИ…
/…/
…Большинство кинулось врассыпную, стараясь подальше убежать с пути движения танков. По бегущим УДАРИЛИ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ТАНКОВЫЕ ПУЛЕМЕТЫ, ВЫКАШИВАЯ ИХ, КАК ТРАВУ. Зайцев по-пластунски подполз к убитому красноармейцу и снял с его ремня противотанковую гранату. Лихорадочно шаря по карманам убитого, с трудом отыскал завернутый в газету запал. Ему казалось, что он не успеет снарядить гранату к бою. Но успел! Его отделяли от танка Т-III каких-то тридцать метров. «Эх, теперь бы какую-нибудь воронку приспособить под укрытие», -- подумал он с тоской, но на это судьба ему времени не отпустила. Майор прекрасно знал, чем ему грозит взрыв противотанковой гранаты, брошенной не из укрытия.
Вот уже пятнадцать метров отделяют его от лязгающих, отполированных до зеркального блеска гусеничных траков. Последнее, что успел произнести майор Зайцев, бросая гранату:
-- Врешь, гад, не пройдешь!
ВЗРЫВ, ПРОЛОМИВШИЙ ДНИЩЕ ТАНКА, УБИЛ ЭКИПАЖ, НО ОН ЖЕ НЕ ПОЩАДИЛ И ЗАЙЦЕВА.
Во время неожиданного для 87-й стрелковой дивизии боя с противником, имеющим подавляющее численное и КАЧЕСТВЕННОЕ ПРЕВОСХОДСТВО, была потеряна вся артиллерия, минометы, средства связи - то есть БЫЛО БРОШЕНО ВСЕ, ЧТО МЕШАЛО БЕЖАТЬ. ТЯЖЕЛЫЕ ПОТЕРИ ДИВИЗИЯ ПОНЕСЛА И В ЛЮДЯХ. Жалкие остатки 87-й сд были направлены на переформирование…
Помимо потери дивизии Казарцева, ПРОИЗОШЛА ЕЩЕ ОДНА ТЯЖЕЛАЯ «НАКЛАДКА»: 35-я гвардейская стрелковая дивизия, что должна была занять оборону участка, с которого была снята 87-я сд, НЕ УСПЕЛА СМЕНИТЬ ЕЕ ВОВРЕМЯ. ПОЭТОМУ ХIV ТАНКОВЫЙ КОРПУС БЕСПРЕПЯТСТВЕННО ФОРСИРОВАЛ НЕ ЗАНЯТЫЕ ВОЙСКАМИ ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ РУБЕЖИ.
За случившееся, в первую очередь должен был отвечать командующий фронтом генерал Еременко, но Ставка… сочла возможным ограничиться освобождением лишь начальника оперативного отдела фронта генерал-майора Рухле. СТАЛИН ОЧЕНЬ ПОДОЗРИТЕЛЬНО ОТНЕССЯ К ЕГО НЕМЕЦКОЙ ФАМИЛИИ И ПРИПОМНИЛ ПОХОЖИЙ СЛУЧАЙ ПРОРЫВА НЕМЕЦКИХ ВОЙСК, ИМЕВШИЙ МЕСТО В 1941 году на Брянском фронте, ГДЕ РУХЛЕ ЗАНИМАЛ АНАЛОГИЧНУЮ ДОЛЖНОСТЬ.
Не сносить бы головы за загубленную дивизию и Казарцеву, НО ЕГО ВЫРУЧИЛА СЛОЖИВШАЯСЯ ОБСТАНОВКА И ОДИН ТРЮК, КОТОРЫЙ ИЗОБРЕЛ РЕДАКТОР дивизионной газеты мудрый ИЛЬЯ МОИСЕЕВИЧ Коршунов: в своей газете он НАПЕЧАТАЛ ПЕРЕДОВИЦУ О СКАЗОЧНОМ ПОДВИГЕ «тридцати трех богатырей». ТУТ ЖЕ БЫЛО СОСТАВЛЕНО И ПОЛИТДОНЕСЕНИЕ О «ПОДВИГЕ ВЕКА». И НЕЖДАННО-НЕГАДАННО ИХ РАССЕЯННАЯ ГУСЕНИЦАМИ НЕМЕЦКИХ ТАНКОВ ДИВИЗИЯ, ПОТЕРЯВШАЯ ВСЕ ТЯЖЕЛОЕ ОРУЖИЕ И ТЕХНИКУ, -- ПРИОБРЕЛА ОРЕОЛ ГЕРОИЧЕСКОЙ.
Еще бы! НИКТО НИКОГДА ДАЖЕ НЕ СЛЫШАЛ НИЧЕГО ПОДОБНОГО, ЧТО ПИСАЛА ПРЕССА о подвиге тридцати трех воинов 1379-го стрелкового полка. По ИХ РАССКАЗАМ, сводный взвод бойцов в течение двух суток сражался в полном окружении в районе Малой Россошки. Они ОДНИМ ПОДОБРАННЫМ НА ПОЛЕ БОЯ ПРОТИВОТАНКОВЫМ РУЖЬЕМ И БУТЫЛКАМИ С ГОРЮЧЕЙ СМЕСЬЮ ОТРАЗИЛИ АТАКУ 70 НЕМЕЦКИХ ТАНКОВ, УНИЧТОЖИВ 27 ИЗ НИХ И ДО ДВУХ БАТАЛЬОНОВ МОТОПЕХОТЫ. ПОЛУЧИЛОСЬ ПОЧТИ ПО ТАНКУ НА БРАТА И «ВДОВЕСОК» -- ПО ДВАДЦАТЬ ПАНЦЕР-ГРЕНАДЕРОВ. Результат ошеломляющий, но, к сожалению, НЕ ПОДТВЕРЖДЕННЫЙ НИ ОДНИМ ДОКУМЕНТОМ, НИ ПОКАЗАНИЯМИ СВИДЕТЕЛЕЙ. На исходе вторых суток 33 богатыря вернулись из вражеского тыла, ВСЕ ЖИВЫ И ЗДОРОВЫ И БЕЗ ЕДИНОЙ ЦАРАПИНЫ!
КОЕ-КОМУ БЫЛО ВЫГОДНО ПОДНЯТЬ АЖИОТАЖ ВОКРУГ ЭТОГО ВЫДУМАННОГО ПОДВИГА, ЧТОБЫ ЗАТУШЕВАТЬ ТЯЖКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗДАРНОГО КОМАНДОВАНИЯ.
Сообщение о «богатырях» прошло в сводках Совинформбюро, в центральной прессе. Героям были испрошены и выданы высокие боевые награды. И начал этот «подвиг» кочевать из книги в книгу, из одного ученого труда в другой, пока после войны ученые мужи не решились проверить этот факт… И что же? С трудом отыскали эту высотку, где, по словам «богатырей», они сражались. Высота оказалась ЕДВА ЗАМЕТНЫМ ВОЗВЫШЕНИЕМ, НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮЩИМ НИКАКОГО ПРЕПЯТСТВИЯ ДЛЯ ВСЕХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА. ТАНКИ Т-III и Т-IV МОГЛИ ПРОЙТИ СПОКОЙНО ПО ЭТОМУ МЕСТУ, ДАЖЕ НЕ ЗАМЕТИВ, ЧТО ПО НИМ ВЕДЕТ ОГОНЬ ПОДОБРАННОЕ В КАКОЙ-ТО КАНАВЕ ПРОТИВОТАНКОВОЕ РУЖЬИШКО.
ОПРОСОМ МЕСТНЫХ ЖИТЕЛЕЙ НЕ УДАЛОСЬ УСТАНОВИТЬ НИ ОДНОГО СВИДЕТЕЛЯ ЭТОГО СКАЗОЧНОГО БОЯ, НИКТО ИЗ МЕСТНЫХ СТАРОЖИЛОВ НЕ ВИДЕЛ НА ЭТОМ ПОЛЕ НИ ОДНОГО ПОДБИТОГО НЕМЕЦКОГО ТАНКА. А ИХ ДОЛЖНО БЫЛО БЫТЬ ДВАДЦАТЬ СЕМЬ! В архивах НЕТ НИ ОДНОГО БОЕВОГО ДОКУМЕНТА, ПОДТВЕРЖДАЮЩЕГО ФАКТ ПОДВИГА, КРОМЕ ПОЛИТДОНЕСЕНИЯ, ОТПРАВЛЕННОГО ЗАДНИМ ЧИСЛОМ ИЗ ПОЛИТОТДЕЛА 87-й стрелковой дивизии.
Но подвиг этот живет в сердцах ветеранов 87-й. О нем продолжает писать в своих трудах академик А. М. Самсонов, хотя, имея боевой опыт политработника и воюя в 4-м (3-м гвардейском) мехкорпусе, ОН ДОЛЖЕН БЫ ЗНАТЬ, ЧТО ИЗ СЕБЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ БРОНИРОВАННАЯ МАШИНА. ВРУКОПАШНУЮ ЧЕЛОВЕК С ТАНКОМ МОГ СХВАТИТЬСЯ ЛИШЬ В БЕРУЩЕЙ ЗА ДУШУ ПЕСНЕ «Горячий снег».»
(«Память Сталинграда». Волгоград. 1993. Т. 1, стр. 31-32, 214-217, 315-316).
Дополнительно:
О РЯЖЕНЫХ «ГЕРОЯХ-ВЕТЕРАНАХ» БРЕХУНОВЫХ
http://procvetitel.livejournal.com/241568.html