Еврейская энциклопедия отмечает «резкое усиление политической активности еврейства, заметное даже на фоне бурного общественного подъёма, охватившего Россию после февраля 1917».
Исполком Рабочих и солдатских депутатов в Петрограде, 1917 г.
Солженицын
пишет:
Сам я, много лет работая над «февральской» прессой и воспоминаниями современников Февраля, не мог бы это «резкое усиление», этот ветровой напор не заметить. В тех материалах, от самых разных свидетелей и участников событий, еврейские имена многочисленны, а еврейская тема настойчива, многозвучна. По воспоминаниям Родзянко, градоначальника Балка, генерала Глобачёва и многих других - с первых дней революции в глуби Таврического дворца бросалось в глаза число евреев - членов комендатуры, опрашивающих комиссий, торговцев брошюрами. Вот и расположенный к евреям В.Д. Набоков писал: 2-го марта у входа в Таврический сквер перед зданием Думы «происходила невероятная давка, раздавались крики; у входных ворот какие-то молодые люди еврейского типа опрашивали проходивших».
По Балку же, толпа, громившая «Асторию» в ночь на 28 февраля, состояла из - «вооружённых... солдат, матросов и евреев». Я допускаю тут и позднюю эмигрантскую раздражительность - мол, «всё - евреи закрутили». - Но и посторонний наблюдатель, методистский пастор д-р Саймонс, американец, к тому времени 10 лет проживший в Петрограде и хорошо его знавший, отвечал в 1919 комиссии американского Сената: «Вскоре после мартовской революции 1917 г. повсюду [в Петрограде] были видны группы евреев, стоявших на скамьях, ящиках из-под мыла и т.д. и ораторствовавших... Существовало ограничение права жительства евреев в Петрограде; но после революции они слетелись целыми стаями, и большинство агитаторов оказывалось евреями... [это были] вероотступники-евреи». ..
Петроград, гостиница "Астория"
И вот, итожит Еврейская энциклопедия, «евреи впервые в истории России заняли высокие посты в центральной и местной администрации».
На самых верхах, в Исполнительном Комитете Совета рабочих и солдатских депутатов, незримо управлявшего страной в те месяцы, отличились два его лидера, Нахамкис-Стеклов и Гиммер-Суханов: в ночь с 1 на 2 марта продиктовали самодовольно-слепому Временному правительству программу, заранее уничтожающую его власть на весь срок его существования [Приказ №1].
Нахамкис-Стеклов был арестован 3 февраля 1938 г. 23 апреля 1938 г. Особое совещание при НКВД СССР приговорило его к 8 годам тюремного заключения по обвинению в контрреволюционной агитации и незаконном хранении оружия. Содержался в Тамбовской тюрьме, затем в Орловской тюрьме. В апреле 1941 г. в связи с новым обвинением в контрреволюционной агитации был переведён во Внутреннюю тюрьму НКВД в Москве. После начала войны его перевели в Саратовскую тюрьму, где он умер 15 сентября 1941 г. от дизентерии и крайнего истощения.
Суханов-Гиммер. В июле 1930 года арестован… был приговорён к 10 годам тюрьмы. Отбывал наказание в Верхне-Уральском изоляторе. В марте 1935 года, после ряда заявлений Суханова с требованием пересмотреть приговор, Президиум ЦИК СССР заменил оставшийся ему срок заключения ссылкой в Тобольск… В 1937 году снова арестован по ложному обвинению в связях с немецкой разведкой, в чём «признался» в ноябре 1938 года под пытками и под угрозой «поставить в аналогичное положение» его жену - Г. К. Суханову-Флаксерман. 29 июня 1940 года приговорён к расстрелу трибуналом Сибирского военного округа. Расстрелян в тот же день в тюрьме города Омск. Захоронен во дворе тюрьмы.
Февральская революция была совершена - русскими руками, русским неразумием. В то же время в её идеологии - сыграла значительную, доминирующую роль та абсолютная непримиримость к русской исторической власти, на которую у русских достаточного повода не было, а у евреев был. И русская интеллигенция усвоила этот взгляд /.../
Однако иначе смотрится Исполнительный Комитет Совета рабочих и солдатских депутатов, сформировавшийся в первые же часы революции. Этот Исполнительный Комитет - жёсткое теневое правительство, лишившее либеральное Временное правительство всякой реальной власти, - но и, преступно, не взявшее власть прямо, открыто себе. «Приказом № 1» Исполнительный Комитет вырвал власть у офицерства и оперся на разложенный петроградский гарнизон. Именно Исполнительный Комитет - а не присяжные поверенные, не лесопромышленники и не банкиры - повёл страну кратчайшим путём к гибели.
Иосиф Гольденберг (1873-1922)
Летом 1917 объяснял французскому дипломату Клоду Анэ член ИК Иосиф Гольденберг: «"Приказ № 1" - не ошибка; то была необходимость... В день, когда мы сделали революцию, мы поняли, что, если мы не уничтожим старую армию, она раздавит революцию. Мы должны были выбирать между армией и революцией, и мы не колебались: мы выбрали последнюю... [и нанесли], я смею сказать, гениальный удар». Вот так, вполне сознательно, Исполнительный Комитет в разгар войны развалил армию.
Допустим ли вопрос - кто были те столь успешные и роковые единицы, составляющие ИК? - Допустим: хотя бы тогда, когда действия лидеров круто меняют ход истории. И надо сказать, что состав Исполнительного Комитета очень волновал и публику, и газеты в 1917 году, пока многие члены ИК прятались под псевдонимами и два месяца скрывали себя от публичности: управляли Россией - неведомо кто. Потом оказалось, что был в ИК десяток солдат, вполне показных и придурковатых, держимых в стороне. Из трёх десятков остальных, реально действующих, - больше половины оказались евреи-социалисты. Были и русские, и кавказцы, и латыши, и поляки, - русских меньше четверти.
Stats Of Hits