Политические процессы в Советском Союзе. 1923-1933

Mar 10, 2012 11:41

Оригинал взят у humus в Политические процессы в Советском Союзе. 1923-1933
21-26 марта 1923 года. Суд над католическим духовенством.
В 1923 году был организован суд над католическими священниками. По приговору суда от 31 марта 1923 года был расстрелян петербургский декан, настоятель собора святой Екатерины Константин Будкевич, а глава Римско-католической Церкви в России архиепископ Иоанн Цепляк, экзарх русских католиков о. Леонид Федоров и еще 11 священников были приговорены к различным срокам тюремного заключения.
Гонения на католическую церковь. 15 католических священников, в отношении которых Советы возбудили судебное преследование. Дело находилось под контролем прокурора Крыленко. Россия, 1923



Процесс ставил своей целью атаковать не столько Церковь, сколько Польшу. Единственный обвиняемый среди русских - Николай Федоров, который буквально провоцировал судей приговорить его к смерти, был осужден всего на десять лет лагерей, а Цепляка и Будкевича приговорили (в Вербное воскресенье 1923 года) к расстрелу за контрреволюционную деятельность. 28 марта правительство помиловало Цепляка как представители угнетенной конфессии, Будкевича же расстреляли за связь "с враждебным Советской власти иностранным буржуазным государством", то есть с Польшей. Он был расстрелян 31 марта 1923 года. Ватикан не заявил протест, не отозвал свою миссию помощи, даже не отслужили торжественного реквиема в Ватикане.
Во время судебного процесса. 1923


Процесс по делу Савинкова. 1924
В начале августа 1924 Савинков нелегально приехал в СССР, куда был завлечен в результате разработанной ОГПУ операции «Cиндикат-2». 16 августа в Минске был арестован вместе со своей последней возлюбленной Любовью Ефимовной Дикгоф и её мужем А. А. Дикгофом. На суде Савинков признал свою вину и поражение в борьбе против Советской власти. Свои показания он начал так:
«Я, Борис Савинков, бывший член Боевой организации Партии социалистов-революционеров, друг и товарищ Егора Созонова и Ивана Каляева, участник убийств Плеве, великого князя Сергея Александровича, участник многих террористических актов, человек, всю жизнь работавший только для народа, во имя его, обвиняюсь ныне рабоче-крестьянской властью в том, что шел против русских рабочих и крестьян с оружием в руках».
В. Р. Менжинский на процессе Б. В. Савинкова (сидит справа у стены). 1924 г


Военная коллегия Верховного суда СССР 29 августа 1924 приговорила его к высшей мере наказания - расстрелу. Верховный суд ходатайствовал перед Президиумом ЦИК СССР о смягчении приговора. Ходатайство было удовлетворено, расстрел заменен лишением свободы на 10 лет.
Шахтинское дело. 1928
Шахтинское дело - дело 1928 года в Шахтинском районе Донбасса по обвинению большой группы руководителей и специалистов угольной промышленности из ВСНХ, треста «Донуголь» и шахт во вредительстве и саботаже.
Доставка обвиняемых в суд по "Шахтинскому делу"










Официально называлось «Дело об экономической контрреволюции в Донбассе». Слушания проводились в Москве в Доме Союзов с 18 мая по 6 июля. Обвиняемым вменялась в вину не только «вредительская деятельность», но и создание подпольной организации, установление конспиративной связи с московскими «вредителями» и с зарубежными антисоветскими центрами.
Доставка папок с документами по "Шахтинскому делу" на процесс.


Расследование было организовано по предложению полномочного представителя ОГПУ в Северном Кавказе Е. Г. Евдокимова и начальника экономического отдела Северо-Кавказского управления ОГПУ К. И. Зонова, дело было подготовленно ОГПУ, а затем передано в Специальное присутствие Верховного суда под председательством Вышинского. Е. Г. Евдокимов заявил, что аварии, происходящие на шахтах треста «Донуголь», являются непосредственным результатом антисоветской деятельности нелегальной контрреволюционной вредительской организации, состоящей из дореволюционных технических специалистов.
Группа шахтинских рабочих, свидетелей обвинения по Шахтинскому делу


Судебные заседания, проходившие в колонном зале Дома Союзов, начались 18 мая 1928 года и продолжались 41 день.
Президиум суда. 1928 г.


Кроме государственных обвинителей (Крыленко и Рогинский) в заседаниях принимали участие 4 общественных обвинителя. Обвиняемых защищали 15 адвокатов, членов московской губернской коллегии защитников.
Подсудимые во время Шахтинского процесса


Двух оправданных германских поданных защищал А. Э. Вормс. На суде присутствовали многочисленные журналисты и зрители. 23 из 53 обвиняемых отказались признать себя виновными, 10 признали свою вину лишь частично.
Обвиняемые в Шахтинском деле на процессе в Москве. Справа русские, приговоренные к смертной казни. Человек с документами и человек в очках - немцы, которых продержали около года в тюрьме. Россия, 1928.


Решением суда 11 человек были приговорены к высшей мере наказания - расстрелу. Инженеры Н. Н. Горлецкий, Н. А. Бояринов, Н. К. Кржижановский, А. Я. Юсевич и служащий С. 3. Будный были расстреляны 9 июля 1928 года. Для шести остальных (Н. Н. Березовский, С. П. Братановский, А. И. Казаринов, Ю. Н. Матов, Г. А. Шадлун и Н. П. Бояршинов) расстрел был заменен 10 годами.
На процессе по Шахтинскому делу




Четверо обвиняемых (в том числе два германских подданных) были оправданы и четверо (в том числе один германский подданный) приговорены к условным срокам наказания. Остальные - к лишению свободы сроком от 1 до 10 лет с поражением в правах на срок от 3 до 5 лет. На заседании Политбюро ВКП(б), когда обсуждалась судьба осуждённых, Сталин выступил за неприменение расстрела в отношении оставшихся пяти осуждённых. Бухарин, Рыков и др. проголосовали против этой инициативы Генерального секретаря и добились применения смертной казни.
Вышинский зачитывает решение суда. 1928.


Трудящиеся Москвы у Дома Союзов во время слушания Шахтинского дела. 1928 г


Процесс по делу о британских инженерах 1933 года
В ведении шпионажа и вредительстве обвинялись, например, специалисты британских компаний «Лена-Гольдфилдс» и «Метро-Виккерс». Они обвинялись, в частности, в поджоге обогатительной фабрики в 1929 году. Директор «Метро-Виккерс» Ричардс, как утверждало следствие, являлся капитаном британской спецслужбы Интеллидженс Сервис; в результате расследования было, несмотря на протесты Британии, осуждено 27 человек
Вышинский, прокурор России во время своего заключительного выступления в ходе судебного разбирательства по делу британских инженеров в Москве ("инженеры завода Виккерс"), обвиненных в коррупции. Россия, Москва, 1933


На процессе. 1933 год.












марксизм, история, ссср, катастрофа

Previous post Next post
Up