Какие же уроки мы можем извлечь из этого обзора трагического крушения Запада? Прежде всего, о пагубности равнодушия и безответственности. Вот, что происходит, когда каждый обеспокоен лишь собственными удовольствиями и самореализацией, отказываясь брать на себя национальную и экономическую ответственность. Нет детей - нет проблем! И будущее вовсе не кажется угрожающим.
Лидеры Европы стали воплощением эгоизма и гедонизма. Многие из них не имеют детей: канцлер Германии Ангела Меркель, президент Франции Эммануэль Макарон, премьер-министр Великобритании Тереза Мэй, премьер-министр Нидерландов Марк Рота, премьер-министр Швеции Стефан Левен, премьер-министр Люксембурга Ксавье Беттель, и еще многие, многие другие.
И поскольку детей у них нет, видение с точки зрения будущих поколений тоже не особенно их заботит. А потому они, по определению немецкого философа Рюдигера Сафранского, действуют так, будто бы стали концом цепочки. "Прогрессивность" с их точки зрения дошла до конечной станции, а значит, не стоит и напрягаться. Осталось лишь просто погрузиться в радости жизни, ведь если следующей станции так или иначе нет, к чему волноваться?
Есть лишь я один, и после меня нет ничего. А значит, не стоит утруждаться, не стоит гнать волну и беспокоиться.
О гедонизме: ешь и пей, ведь завтра ты умрешь. Недаром писал об этом и другой римский автор - поэт Горацио в "Оде к Левконое": "carpe diem, quam minimum credula postero", то есть "лови момент и как можно меньше верь завтрашнему дню".
Вот только на самом деле все наоборот: не завтрашний день лишает тебя твоей безмятежности, а безмятежность лишает тебя твоего завтрашнего дня.
Полностью статья здесь:
Гай Бехор.
Carpe Diem: о гедонизме и об угасании Запада--------
Что касается России, то здесь что гедонизм, что не гедонизм - всё одно, прироста населения нет. Единственный период, когда отмечался рост, был после войны. После этого кривая прироста населения среди славянских народов стала неуклонно ползти вниз. И общее количество населения поддерживалось или росло за счет южных республик. После 1991 года в России появилось понятие «чайлдфри». Это явление и сейчас, в путинские времена, широко распространено. Так прямо и говорят: не хотим заморачиваться детьми, лучше поразвлекаемся, съездим с мужем на Средиземное море.