Паромные переправы через Москва-реку

Aug 26, 2015 11:19

Для улучшения транспортной ситуации просто критически необходимо строительство новых мостовых и тоннельных переходов через Москва-реку. Но это очень дорого. Есть и более дешевые решения - организация паромных переправ. И в этом нет ничего невозможного.



Разберемся что к чему
Москва-река является одним из символов столицы и её главной водной артерией. Но в тоже время, с точки зрения связанности улично-дорожной сети, она является одним из основных препятствий для связи между районами города.

Всего в черте МКАДа через Москву-реку, Канал им. Москвы и Водоотводный канал перекинуто 49 мостов, из которых 7 железнодорожных, 10 пешеходных, 2 совмещённых метро -автодорожных моста, а также один метромост. Все остальные 29 мостов являются автодорожными. Именно на них то и держится связнность улично-дорожной сети.

Схема кликабельна:




Если откинуть мосты через Водоотводный канал и Канал им. Москвы, то на автотранспорте реку можно пересечь по 23 мостам (включая совмещённые с метро). Учитывая, что протяжённость основного русла реки составляет в пределах МКАДа 75 км, легко вычислить среднее расстояние между мостами - 3260 м., но эта цифра совершенно не показательна, т.к. плотность их размещения по городу сильно различается. Так, в пределах Садового кольца среднее расстояние между мостами составляет менее километра, в пределах ТТК уже около 1900 м, а вот в зоне между ТТК и МКАДом почти 4,8 км! Особенно в этом плане выделяется, конечно, нижний участок русла от ТТК до МКАДа, где на протяжении 25 км реку можно пересечь лишь 4 раза, то есть среднее расстояние между мостами более 6 километров.

Связность и связи. Результат компьтерного моделирования
Дефицит мостов на северо-западе от МКАД до ТТК
на юго-востоке от ЗИЛа до МКАД


Конечно же, такая связнность является совершенно неудовлетворительной. Как для личного транспорта, так и для общественного. Да для пешеходного сообщения тоже: ведь большинство пешеходных мостов расположены в центре, а проход по подавляющему числу железнодорожных мостов для пешеходов закрыт.

Как уже было сказано, строить мосты - долго и дорого. Организация паромных переправ - быстрое и недорогое решение проблемы.

Немного истории
В Москве в середине ХХ века уже существовали две речные переправы, позволяющее значительно сократить маршрут передвижения:
- Северный речной вокзал - Захарково
- Серебряный бор - Троице-Лыково.

Обе они были закрыты в 90-х.

Переправа Северный речной вокзал - Захарково:


Переправа Серебряный бор - Троице-Лыково:


Конечно, годы не проходят совсем в пустую, надобности в переправе в Серебряном бору с транспортной точки зрения уже больше нет - направление продублировано Живописным мостом и магистралью Краснопресненского проспекта, но зато есть другие точки в городе, на которые стоило бы обратить внимание.

Первым из таких мест является связка между Нагатино и Печатниками.


До ближайшего моста здесь примерно 3,5 км. Расстояние между двумя набережными составляет 500 м, но при этом, что бы проехать между ними на машине, нужно совершить путь длинною в 13 км и потратить минимум полчаса времени.

Не сильно лучше обстоят дела и у тех, кто решит поехать на общественном транспорте. Снова либо пусть на автобусах в объезд, либо можно применить некоторую хитрость и поехать на метро с пересадкой на железной дороге. Это может быть быстрее, чем стоять в пробках на улично-дорожной сети.



А вот в случае организации переправы в этом месте между набережными, этот путь будет занимать всего 10-15 минут.

Успех переправы будет предопределён несколькими важными условиями:
1. Интервал движения должен быть не более 15 минут. Иначе будет быстрее поехать в объезд, чем ждать следующего парома.

2. Оплата проезда должна быть реализована по единому общегородскому тарифу, с использованием проездных билетов типа «Единый», «90 минут» и транспортной карты «Тройка». (Хотя, для увеличения популяризации, в первое время можно вполне возить пешеходов бесплатно).

3. В точках прибытия и отправления должны быть организованы удобные мини-терминалы, где можно будет подождать следующего парома в плохую погоду, одновременно с этим, в них же можно будет ожидать наземного транспорта, подвозящего к нему. Все предлагаемые нами переправы достаточно удобны: в пределах 5 минут ходьбы расположены остановки наземного транспорта, через которые курсируют несколько маршрутов с минимальными интервалами.

Отдельным пунктом стоит обозначить возможность пуска автобусного маршрута непосредственно через паромную переправу, например, весьма интересным мог бы получиться маршрут №219, если его продлить до м. «Печатники». Но такой вариант несёт сразу ряд сложностей.


Во-первых, нужно сразу использовать паром с возможностью перевозки транспортных средств. Это уже намного дороже простого пассажирского теплохода.
Во-вторых, пассажирам всё равно придётся в обязательном порядке совершать высадку из автобуса на время переправы и потом садиться в салон обратно. Просто потому, что, если судно начнёт стремительно тонуть, пассажиры автобуса рискуют утонуть раньше, чем успеют из него выбраться.

Нагатино-Печатники:


Вообще, использовать ли эти переправы для простых личных автотранспортных средств это отдельный дискуссионный вопрос. C одной стороны да, это будет полезно. С другой стороны, погрузка-выгрузка автотранспорта будет занимать продолжительное время, а значит, скорее всего это скажется на интервалах курсирования. В пиковое же время и вовсе возможно формирование очередей на погрузку. Хотя, вот тоже, если будут очереди - значит это показывает востребованность этой транспортной связи и стоит уже подумать об увеличении пропускной способности.

Второй востребованной переправой мог бы стать маршрут уже существовавший ранее: Захарково - Северный речной вокзал.


Тут, правда, есть проблема, что со стороны Речного вокзала очень затруднительно организовать удобный подъезд автотранспорта и еще сложнее - вывоз пассажиров. Причина: бессветофорная Ленинградка, разрывающая район на две части, которую общественный транспорт, движущийся, например, к метро «Речной вокзал», не сможет пересечь…

Тушино - Речной вокзал:


Можно, конечно, сдвинуть причал севернее, в район Северного порта с выводом трафика на развязку с Беломорской улицей. Такой вариант приемлем для автотранспорта (хотя как мы помним, его наличие - вопрос дискуссионный), но весьма неудобен для транспорта общественного. Учитывая транспортные потоки в этом районе, пассажиров с переправы нужно обязательно вести к ст. метро «Речной вокзал», являющейся важным транспортно-пересадочным узлом. Немного бы исправило ситуацию, наличие станции «Беломорская» на участке продления Замоскворецкой линии в Ховрино, но как мы знаем, от её строительства отказались.

Видимо, тут более подходящим будет просто короткий подвозящий кольцевой маршрут. На всем удобно долго идти через парк, а вот расписание такого автобуса, подвозящего с пересадочным остановкам на Ленинградке, вполне возможно состыковать с расписанием переправы.


И такой маршрут снова сократит путь на существующих автобусах, ибо даже несмотря на то, что между «Сходненской» и «Речным вокзалом» есть прямой маршрут, реально, конечно, он не очень прямой.


Кстати, уже предвидим в комментариях страсти на тему того, что зимой реки Москвы несудоходны и потому вся эта затея будет работать только в тёплое время года, а потому никому особенно не пригодится. На самом деле, нет никакого препятствия закупить для этих целей технику ледового класса, как например, яхты флотилии «Radisson», которые курсируют по центральному участку реки Москвы в круглогодичном режиме.


В принципе, примеров использования регулярных паромных маршрутов в разных дорогах мира достаточно большой. Есть свои модные маршруты в Нью-Йорке, Торонто, в Стамбуле вообще целая сеть паромных переправ, причем как для пассажиров, так для автомобильного транспорта.

Паром в Стамбуле


Схема маршрутов паромов Стамбула


Хотя, бесспорно, Москва река - вовсе не такая большая водная артерия, как пролив Босфор, но с другой стороны, об использовании речного транспорта для перевозки пассажиров идёт уже очень давно, а конкретных решений, которые бы стали полезны горожанам, так и не было предложено. Может быть, пора начинать?

А вы поддерживаете идею организации паромного сообщения? Где бы вы предложили её сделать?

Материл поста подготовлен участником проекта Probok.net Александром chek_pipinda Чекмаревым.

паром, река

Previous post Next post
Up