Продолжаем серию постов о проектах комплексных реконструкций улиц и площадей в центре столицы. Сегодня поговорим о районе Китай-Город. Чтобы необходимость изменений стала сразу очевидна, посмотрите на местность с высоты птичьего полета.
Современные городские площади делятся на два вида: транспортные и пешеходные. За редким исключением в Москве практически любое свободное пространство отдается автомобилям: если не для движения, то для парковки. Славянская площадь - это крайне показательный пример подхода к организации общественных пространств по-лужковски. Узкие тротуары, подземные переходы, широкая проезжая часть, и... парковка, парковка, парковка. Очевидно, надо что-то менять.
Поводом заняться узлом улиц в данном районе послужила жалоба одной из читательниц ЖЖ о том, что на Солянском проезде очень узкие тротуары и люди выходят на проезжую часть.
Как обычно бывает, начав с тротуара, заканчиваешь целым комплексным мероприятием. Но обо всем по порядку.
Проблемы
Тротуары на Солянском проезде не сказать, чтобы сильно узкие, 2-2,5 метра с северной стороны, почти 3 метра - с южной. Нормальные тротуары для большинства скромных улочек центра. Но не для Солянского проезда, являющегося транзитным для пешеходных потоков от метро. Поток всегда большой, особенно утром и вечером, и особенно с южной стороны, где к тому же расположено множество кафе и магазинчиков. Спасает только выделенная полоса для троллейбусов, по которой можно относительно безопасно ходить.
Проезжая часть напротив излишне широкая. Для одной выделенной полосы и двух в сторону площади достаточно 10 метров вместо 12-14 существующих.
Узкий тротуар и на углу с Солянкой, где для компенсации сделана галерея в доме.
И на самой Солянке не лучше: точек притяжения много, тротуары - узкие.
Вернемся на Славянскую площадь. Согласно
сталинскому генплану, она должна была стать частью автомобильной магистрали, идущей от Лубянки (тогда площадь Дзержинского) по Солянке к Таганке и далее. В самом начале 30-х годов со Славянской площади убрали брусчатку, а вместо нее положили асфальт.
С магистралями через центр города (за исключением
одной), к счастью, не получилось, а площадь стала активно использоваться для стоянки общественного транспорта.
50-е годы ХХ века
Теперь, когда почти у каждого горожанина имеется по автомобилю, Солянская площадь превратилась в парковочный хаос.
десятые годы ХХI века
К машинам, стоящим в карманах для общественного транспорта, мы уже давно привыкли, а вот размеченные парковочные места взамен пешеходного перехода - это что-то новенькое. Из Ильинского сквера невозможно подойти к метро или к Лубянскому проезду, не нарушив правила. О том, что здесь должен быть переход, говорят тактильные плиты, но зебры и знаков нет.
Учитывая такой способ организации пешеходных переходов, стоит ли удивляться, что люди переходят проезжую часть с "нарушением" правил дорожного движения?
Или так
Мы как-то считали, через Солянский проезд у метро
91% людей ходят по земле с нарушением правил. Не пользуются почему-то "удобными" подземными переходами.
Несмотря на то, что на пешеходов при организации дорожного движения принято "плевать с высокой колокольни", автомобилисты тоже большого комфорта не испытывают. Непонятно почему, но от Солянского проезда нельзя проехать напрямую к Варварке и на Китайгородский проезд, хотя лишнего места на площади девать некуда.
До недавнего времени вместо того, чтобы проехать прямо всего 100 метров, автомобилисты были вынуждены делать крюк в полтора километра (!), излишне загружая Лубянский проезд и Новую площадь.
К счастью, при
реконструкции Маросейки, нам удалось организовать разворот у площади Ильинских ворот, тем самым сократив перепробег вдвое, но дальнейшие улучшения еще впереди.
Давайте еще взглянем на перекресток Китайгородского проезда с Варваркой. Здесь всё по московским нормам - неоправданно широченные полосы, огромные радиусы поворотов, излишне длинные пешеходные переходы и отсутствие наземных там, где они должны быть. На Китайгородском проезде три полосы, в которые пытаются впихнуться четыре до перекрестка. Забавно смотрится робкая попытка обозначить движение по полосам на перекрестке.
А еще остановка "Метро Китай-город", на которой останавливается несколько маршрутов общественного транспорта, находится в 300 метрах от входа в метро (с учетом подземных переходов), что, по сути, равняется типичному расстоянию между остановками.
Предложения по улучшению
Проект получился масштабным и непростым. Ни раз переделывали, пока не пришли к нескольким вариантам. Изюминкой является восстанавление двухстороннего движения. В сторону Варварки решили сделать две полосы, чтобы было достаточно места для накопления машин.
На Лубянском проезде оставляем две полосы (больше здесь не нужно), правую из которых делаем 5,5 метров, чтобы была возможность организовать удобную остановку наземного транспорта, которая не будет мешать потоку. Павильон двигаем дальше от метро, ближе к первой двери.
Переходим к Варварке. Ее мы оставляем в существующей конфигурации, только отдадим все лишнее под тротуары. Это позволит уменьшить время перехода на несколько секунд, а также организовать переход через Китайгородский проезд к Славянской площади. На углу с Китайгородским проездом делаем выделенный островок и организовываем через него еще один наземный переход.
Восстанавливаем равновесие на перекрестке, сделав три полосы на Китайгородском проезде как до, так и после. Здесь придумали хитрый островок. Сразу после перекрестка нужно будет сделать остановку, а чтобы она не мешала движению, мы направляем основной поток на три полосы, а остановка будет на четвертой, скрытой за направляющим островком. Теперь она на 100 метров ближе к дверям метро, прямо рядом со входом в подземный переход, что уже гораздо лучше.
Организация движения на перекрестке усложнится и постоянный поток с Китайгородского проезда теперь будет прерываться, чтобы пропустить машины с Солянского проезда. С одной стороны, это вроде бы плохо, т.к. направление интенсивное, Кремлевское кольцо как-никак. С другой - какая разница, где стоять: здесь или на следующем перекрестке перед набережной? Напротив, из-за уменьшившегося потока, набережная может наконец-то поехать.
Теперь к тротуарам на Солянском проезде. Их можно будет расширить в общей сложности на 3-4 метра, сузив проезжую часть. Из них метр на северный тротуар, 2-3 - на южный. На Солянке тоже расширяем с приоритетом восточного тротуара, где полно точек притяжения.
Кстати, улицу Забелина сделают полупешеходной, с одной полосой для движения. Серьезно расширятся тротуары (а может, и совсем пешеходной в итоге станет).
Теперь про саму Славянскую площадь.
Это самое интересное и самое сложное. Попытка учесть интересы всех заинтересованных сторон, привела к нескольким вариантам реконструкции.
1. Максимум (138) парковочных мест.
Это самый сладкий для автомобилистов вариант, с максимумом парковочных мест, т.к. спрос на парковку здесь традиционно высокий, а количество мест вокруг стремительно сокращается.
Вместо ведомственной мы предлагаем сделать одну общую большую парковку, физически огражденную полосой тротуара от проезжей части, по аналогии с парковкой у Парка Горького. Ведомственным водителям, если уж по-другому никак, можно выдавать отдельные карты, по которым стоянка бесплатна. Количество мест в предложенном варианте увеличено с 73 до 114, что позволит вместить все автомобили, которые сейчас стоят на направляющих островках и даже больше. Если прибавить сюда места между выходом из метро и сквером, получается аж 138 мест, что очень щедро для площади в центре города.
От парковки теперь можно будет цивилизованно перейти по земле во всех направлениях, в том числе и к Ильинскому скверу. А от сквера, наконец-то, можно будет перейти к домам на Лубянском проезде.
2. Вариант с переносом разворота за выход из метро. 84 парковочных места
3. И самый радикальный - вообще без парковки, полностью пешеходное пространство. На картинке показан примерный вариант обустройства площади с кафе и столиками, фонтаном или памятником.
Какой выбрать - сложный вопрос, который должен решаться с привлечением профессиональных архитекторов, градостроителей, Генплана, Департамента транспорта и, конечно же, активных граждан. На наш взгляд, в идеале здесь нужна подземная парковка мест на 150-200, а наверху - общественное пространство, как на последнем варианте. К счастью, подземные переходы расположены так, что площадь почти не затронута, а метро находится на глубине 20 метров. Метров на 10 теоретически под землю можно уйти. На получившейся большой площади можно сделать ресторанный дворик, устраивать ярмарки, заливать каток. Название площади патриотичное, есть все шансы наполнить ее жизнью и сделать популярным местом для жителей и гостей столицы.
Poll P.S. Разработку данных мероприятий ведет наш аналитик Михаил
terrific_jams Мироненко.
Предыдущие посты
Проект реконструкции Страстного бульвара
Что не так у метро Кропоткинская
Размышления о реконструкции Мясницкой улицы
Площадь на пересечении Большой Полянки и набережной Водоотводного канала