Уже давно у меня накопились различные мысли по поводу нашей системы образования (школьного и ВУЗовского) и организации рабочего процесса в различных фирмах и компаниях, да все никак не находил время, чтобы собрать их воедино и опубликовать. И тут мне на глаза попался старый пост Максима Каца
Культ безделья. Очень рекомендую вам к прочтению. Но если в дух словах, то Максим поделился своим «культурным шоком», когда, вернувшись в Россию (уже в зрелом возрасте) обнаружил, что подавляющее число студентов не получает знания в своих ВУЗах, а только симулирует процесс обучения и думает как бы объегорить преподавателей, сдав экзамены, совершенно не владея предметом. Аналогичная картина наблюдается в различных коммерческих фирмах, где сотрудники стремятся поменьше работать, спихивая свои обязанности и перекладывая ответственность на других. А потом и студенты, и работники хвастаются друг другу, как они очень удачно устроились по жизни, ничего не делая и сильно не напрягаясь «учатся» или «работают».
Попробую раскрыть тему, почему у нас так в стране повелось и как с этим бороться.
Если кратко, то проблема заключается в том, что зачастую наше образование практически полностью оторвано от реальной жизни, а зарплата мало связана с усилиями работников. А если подробно, то культ безделья начинает формироваться уже в средней школе. Готовы вспомнить детство? Ну, поехали…
Пока дети находятся в начальной школе, все хорошо. Дети учатся читать, писать и считать. Они видят, что их родители часто что-то читаю, считают и даже что-то пишут. То есть у детей не возникает вопроса «зачем им все это надо». Но уже в средних классах школы образование потихонечку начинает отрываться от того, что во взрослой жизни действительно пригодится. Представьте себе подростка, который изучает в школе, например, тригонометрические функции (синус, косинус и прочие тангенсы). У него возникает резонный вопрос: зачем ему это. Подходит ребенок к папе (допустим, успешному менеджеру по продажам) и интересуется, использует ли он в своей работе тригонометрические функции? Нет?
Ладно, идет ребенок к маме-бухгалтеру (уж она-то постоянно с цифрами возится) и задает тот же вопрос. Оказывается, что и ей не нужны ни производные, ни синусы, ни интегралы. Будет ли после этого разумный подросток изучать всю эту тригонометрию, зная, что она ему никогда не понадобится? Вам хоть раз в жизни приходилось по работе упрощать, например, такие, уравнения:
взято из какого-то ЕГЭ
Скажите, зачем тогда мы потратили несколько лет своей жизни на решение таких задач? Мы все упрощали такие уравнения. Но при этом, почти никто (включая учителей) не мог дать внятного ответа на вопрос - зачем все это нужно.
Я не призываю ограничить обучение в школе всего тремя классами. Но нужно сместить акцент с механического решения различных задач в сторону объяснения применимости того, чему обучают в школе.
Когда человек не понимает, зачем ему эти знания, более того, когда очевидно, что вовсе не пригодятся, наивно ожидать от него ответственного отношения к образованию. Зачем, скажите мне, в СССР все школьники изучали иностранный язык (в основном немецкий), если воспользоваться им было негде, ведь заграницу все равно не выпускали?
Но поскольку проходить предметы все равно нужно, то естественной реакцией является симуляция учебного процесса и обман учителей. А в случае успеха - гордость за свою смекалку. Вот так и зарождается культ безделья, а вместе с ним и обмана.
Наша система образования зачастую приводит к парадоксальным результатам. Выпускники школ могут решить (или списать) задачу с синусами или производными, но не в состоянии ответить на элементарные вопросы. На самом деле, правильное название школьного образования - общее, а не среднее, (если вы загляните в аттестат, то увидите это слово). Так вот, после окончания обучения каждый человек должен знать ответы на общие вопросы: почему ветер дует, дождь идет, самолеты летаю (хотя крыльями не машут), почему бензин горит, а вода нет, как появляется электричество и куда оно потом исчезает и так далее. Вы, кстати, знаете, почему вода не горит? Не смейтесь. В интернете можно найти массу людей, которые всерьез(!) обсуждают,
как использовать воду в качестве топлива для двигателя внутреннего сгорания.
Претензии по стилю преподавания у меня не только к математике, но практически ко всем предметам. Про химию уже написал. Теперь биология. Вершина знаний по данному предмету в школе - это изучение структуры клетки на молекулярном уровне. Школьникам даются знания, которые нужны буквально единицам, зато практически не обсуждается тема различных заболеваний человека. Вот уж точно, что касается каждого из нас. Как возникают заболевания, в чем их причина, как их лечить (в смысле, что надо к врачу обращаться, а не заниматься самоисцелением). В результате, масса людей лечится по телевизору у разных шарлатанов, покупают чудо-таблетки, или чудо-приборы квантовой медицины, которые помогают от всех болезней. Все это происходит именно из-за того, что в школе не вдолбили необходимость обращения к врачам в случае плохого самочувствия, зато несколько уроков потратили на подробное изучение пестиков и тычинок...
Интереснейший предмет - Астрономия. Многие из нас с большим любопытством смотрят передачи про образование звезд, планет и галактик. Люди тратят немалые деньги на посещение планетария. Но в школе, вместо того, чтобы рассказывать об интересных темах, учителя решают задачи на расчет скорости движения планет или вычисления первой космической скорости где-нибудь на Юпитере. Жизненно необходимые для всех учеников проблемы.
Ладно, школу с грехом пополам закончили и отправились за высшим образованием. Вроде тут каждый выбирает ВУЗ по той специальности, которой он решил посвятить большую часть жизни. Казалось бы, студенты будут получать знания, которые им понадобятся в их будущей работе, то есть они за 5-6 лет получат образование, которое будет кормить их всю оставшуюся жизнь. Логично было бы ожидать, что безделье и обман закончатся...
Во-первых, в ВУЗ многие идут вовсе не за знаниями, а чтобы избежать армии.
Во-вторых, диплом о высшем образовании служит для многих работодателей доказательством, что претендент на вакансию обладает какими-то знаниями и умениями, а не является полным идиотом. Это конечно не так. Например, всем известный Роман Абрамович ВУЗ так и не закончил, зато каких успехов добился. А Билл Гейтс? А Стив Джобс? Список успешных людей без диплома можно продолжать очень долго.
В-третьих, как и в школе, продолжается обучение студентов предметам, которые им не понадобятся. Мне, юристу, преподавали высшую математику (которую весь поток сдавал за коньяк, а еще всерьез заставляли учить строение Земснаряда).
Моему брату, химику, рассказывали историю средневековой Европы. Знакомой журналистке преподавали устройство печатного станка. Зачем? Продолжают пихать математику и тем, кому она никогда не понадобится. Но даже студентам, которым она потребуется, никто не объясняет, как именно она будет использоваться. Вместо этого студентов (как ранее школьников) грузят теорией, которая им абсолютно не интересна.
Представьте себе, что вам нужно научить кого-то пользоваться молотком. Можно за 2 минуты объяснить, что к чему и приступить к забиванию гвоздей. А можно 2 часа рассказывать о видах молотка, об оптимальном соотношении массы ударной части и длинны ручки, амплитуде размаха, о материалах для его изготовления и т.д. Можно привести массу схем, графиков, рисунков, рассказать об истории молотка, Бог знает, о чем еще, но так ни разу не дать ученику в руки сам инструмент.
В итоге, большинство студентов забивают на занятия и при этом практически ничего не теряют. Естественно, они очень горды тем, как удачно им удается сдавать зачеты и экзамены, ничего не изучая. Вот вам и еще одна причина возникновения обмана и культа безделья.
Теперь подходим к самому интересному - к работе. Казалось бы, что зарплата сотрудника напрямую зависит от его усилий. Но многие продолжают забивать на работу, активно симулируя кипучую деятельность, стараются спихнуть свои обязанности на других.
Происходит это, во-первых, по инерции (они ведь уже лет десять только этим и занимаются). А, во-вторых, из-за исторической памяти народа. Вспомните недавнее советское прошлое: большинство получало свой стандартный оклад и чтобы они ни делали, больше заработать просто не могли. А еще вспомните давнее сталинское прошлое с его колхозами. Вот уж где доход совсем не зависел от усилий. Скорее наоборот: наиболее трудолюбивых крестьян называли кулаками, лишали имущества и высылали на север. А про ГУЛАГ слышали, Солженицына читали? Почитайте, там очень ярко и точно описано, что в лагере мог выжить только тот, кто как можно меньше работал.
Короче, желание работников ничего не делать и при этом получать большую зарплату мне понятно. Удивляет то, что работодатель, который заинтересован в обратном, делает все, чтобы культ безделья процветал. Судите сами.
Работодатель сразу же показывает новому сотруднику, что его доход с производительностью труда мало связан. Для этого используется такая вещь, как испытательный срок. С одной стороны он разумен, так как позволяет, прежде чем платить новому работнику полную зарплату, узнать, способен ли он вообще выполнять свои обязанности. Однако обычно всего за месяц можно понять соответствует ли нанятый человек данной должности. Но испытательный срок может длится до 6 месяцев! Совершенно очевидно, что это просто способ платить ему меньшие (причем заметно) деньги.
После окончания испытательного срока сотруднику серьезно поднимают зарплату, например с 40 до 60 тысяч (рост на 50%!). Но, при этом, его обязанности и прилагаемые усилия не увеличиваются, даже наоборот, сотрудник перестает сильно напрягаться, ведь его взяли в штат, и теперь ему не нужно отлично работать и доказывать начальству, что он достоин занимаемой должности. Короче, все поставлено с ног на голову.
Идем дальше. Как поощрить трудолюбивых сотрудников? Придуман очень хороший способ - премии. Однако многие работодатели их даже и не думают платить, мол, вам платят оклад, вот и работайте. Многим премии все-таки платят, но делают это абсолютно безграмотно. Как правило, их дают в конце года, к праздникам. Конечно, приятно получить премию к новогодним каникулам. Но, если ее дают именно к празднику, то, какое отношение она имеет к работе? Вы представляете, если бы ордена и медали на войне давались не после боя, сражения или битвы, а по итогам года (для тех, кто остался в живых)?
Теперь самое интересное - инфляция. В нашей стране она составляет около 10%. Это значит, что работодатель, чтобы только сохранять уровень дохода своих сотрудников, должен ежегодно увеличивать зарплату всем на 10%. Надо ли говорить, что этого почти нигде не происходит. Значит, что сотрудники через 2-3 года работы на одном месте теряют почти третью часть своей зарплаты (в относительных величинах), что вынуждает менять работу. Естественно, что работники, раз им уменьшают зарплату, стремятся работать поменьше. И очень гордятся, если им это удается. Вот так возникает и крепнет культ безделья в нашей стране.
UPD. Этот пост не про математику. Не надо в комментариях доказывать необходимость ее изучения. -)