Почему в Праге, в отличие от Москвы, почти нет пробок?

Jan 31, 2013 09:45

Перед вами одна из центральных улиц Праги (ул. Вильсона). С некоторым допущением ее можно сравнить с Тверской улицей в Москве. Несмотря на рабочее время, на светофоре стоит не очень много машин. На той же Тверской, впрочем, как и на многих других улицах нашей столицы, мы можем наблюдать непрекращающийся поток машин практически в любое время суток.




На самом деле, в Праге бывают пробки. Однако все познается в сравнении. И если сравнить количество заторов в столице Чехии и в Москве, то можно сказать, что в Праге пробок практически нет.





В чем же причина? Может быть, в Праге просто мало машин? Отнюдь. Вот типичный спальный район в столице Чехии.




Практически все свободные места заняты припаркованными автомобилями. А теперь самое интересное: фотография сделана в рабочий день, а не в выходной! То есть жители уехали на работу, но почти все оставили автомобили у своих домов. Впрочем, в Москве даже в выходной день на парковке около дома гораздо пустынней, чем в рабочий в Праге.




В центре Праги машины, конечно, есть, однако, в отличие от Москвы, дорожная ситуация совсем не пробочная. А причина этого феномена заключается в том, что количество парковочных мест в городе сильно ограничено. А в центральной части Праги найти место для стоянки своего автомобиля вообще крайне затруднительно.



Все свободные места на парковках заняты.

Да, в центре Москвы припарковать машину в рабочий день тоже не тривиальная задача. Однако за небольшим исключением в нашей столице стоянка автомобилей бесплатна, а в центре Праги за парковку придется отдать 1.2-1.6 евро/час. Что самое интересное, несмотря на немалую стоимость стоянки, желающих оставить автомобиль настолько много, что приходится вводить ограничение по времени парковки.



Парковочный автомат и знак, предупреждающий об ограничении времени стоянки.

Но ведь правила можно нарушить и бросить свой автомобиль на тротуаре (как это повсеместно происходит в Москве). Не стоит думать, что все пражские автомобилисты сплошь законопослушные. Если места под легальную парковку нет, то водители легко позволяют себе перегородить чуть ли не весь тротуар. Их не останавливает ни угроза высокого штрафа, ни даже эвакуация.






Судя по тому, что такие картины носят единичный характер, дорожная полиция в Праге работает (в отличие от той же Москвы, где порядок могут навести только на Тверской, да и то не везде)

Очевидно, что тротуары созданы не для машин, а для пешеходов. Но и на дорогах Праги автомобилисты тоже не самые главные. Приоритет имеют… велосипедисты! Перед стоп-линией автомобилей имеется место для остановки велосипеда. То есть первыми, при загорании зеленого сигнала светофора, уезжают байки, а вовсе не машины. И не один водитель не считает себя "самым умным" и останавливаются перед своей стоп-линией, даже когда велосипедистов нет.




Край проезжей части на многих дорогах вне центра города отдан для велополосы. У нас автомобилисты восприняли "в штыки" даже полосы для общественного транспорта, представляю себе, как они отнеслись бы к велополосам.




Посмотрите как устроена проезжая часть: место для стоянки автомобилей, велодорожка, и две полосы для автомобилистов.



Да - да, и в Европе не без уродов. Однако я привел эту фотографию вовсе не для того, чтобы сообщить о моральных качествах человека, оставившего свой автомобиль на велополосе. Это фото показывает небольшое количество парковочных мест даже за пределами центральной части города, ведь автомобилист не стал бы бросать свою машину на велополосе (рискуя получить штраф), если рядом было бы свободное место для стоянки.

Теперь давайте затронем одну из самых болезненных тем наших автомобилистов - цену на бензин. Перед вами фото ценника с местной заправки. Учтите, что стоимость топлива указана не в рублях, а чешских кронах (для пересчета в рубли сумму надо умножить на 1.6). Цена 95 бензина получается около 57 рублей за литр! Это почти вдвое дороже, чем в России (при том, что ВВП на душу населения в наших странах практически одинаков).




Итак, пражские автомобилисты находятся явно не в привилегированном положении: дорогой бензин, платная парковка в центре (если посчастливится вообще найти место для машины), и высокие штрафы за стоянку в неположенном месте.
Какая же альтернатива предлагается автомобилистам? Правильно, общественный транспорт. Подробно о нем рассказывать не буду. Отмечу лишь, что турникетов нет в нем нигде, даже в метро.




Перед вами вход в метро. Турникетов нет, но есть валидаторы. Кончено, можно пройти бесплатно. Однако штраф за безбилетный проезд (в метро регулярно ходят контролеры) сравним со стоимостью месячного проездного на все виды транспорта. Хотя бы один раз за месяц заяц попадется, поэтому проще купить единый, чем каждый раз нервничать.

Теперь самое интересное: стоимость проезда в общественном транспорте Праги. Для тех, кто еще не знает: со 2 апреля этого года в Москве вводятся новые тарифы на проезд в общественном транспорте. Системы оплаты становятся очень похожи, давайте теперь сравним цены (пражские цены пересчитаны в рубли по курсу 1.6 рубля за чешскую крону).




На общественном транспорте Праги отлично реализован принцип, чем больше ездишь, тем дешевле тебе обходится разовая поездка (в отличие от стоимости поездки на личном транспорте, ведь цена бензина с увеличением пробега автомобиля не понижается). Если билет на 90 минут стоит чуть дешевле литра бензина, то проездной на месяц обходится всего в 15.5 литра топлива. Для сравнения, стоимость разовой поездки в Москве в 1.5 раз дороже литра бензина, а стоимостью единого на месяц составляет аж 69 литров бензина (что в 4.5 раза больше чем в Праге!).

Подведем итог. В Москве принцип "больше ездишь на ОТ - меньше платишь", тоже работает, но не так ярко, как в Праге, ведь месячный проездной стоит в 2.5 раза дороже, чем в чешской столице. Я понимают, что Москва по площади в несколько раз больше Праги и поэтому проезд в общественном транспорте должен стоить больше. Но не в 2.5 раза же! Зато бензин у нас почти вдвое дешевле. А парковка в центре вообще пока остается бесплатной и оставить машину можно почти в любом месте, даже перегородив весь тротуар. В результате, автомобилем в Москве пользоваться гораздо дешевле, чем в той же Праге. Вот поэтому в нашей столице мы ежедневно наблюдаем пробки 8-9 балов, а чешская даже в час пик остается довольно свободной.

Ни в коем случае не призываю слепо копировать чужой опыт, но поразмышлять над ним стоит.
Например, в Праге велосипедисты попадаются, но крайне редко, хотя инфраструктура для них имеется в большом количестве. Это говорит о том, что любые изменения, в том числе и "у них", происходят очень медленно.

P.S. Не могу не привести в сравнение информационные плакаты о тарифах проезда в пражском и московском метро. Даже совершенно не владея чешским языком и зная всего несколько слов по-английски, вы за пару минут разберетесь во всех тарифах общественного транспорта Праги.



На фото только часть с тарифами, пояснения и дополнения не привожу. Плакат имеет размер А2 или больше.

Сравните с нашим, явно кустарно изготовленным, "информационным плакатом" формата А4. Даже приезжие из других регионов России не сразу разберутся что к чему. А уж про иностранцев и говорить не приходится.






Прага

Previous post Next post
Up