Портрет жены художника. Часть первая

Mar 14, 2018 11:44


Итак, как я и обещала, начинаю рассказы для друзей (по большей части не москвичей) о выставке Жёны, проходящей в Музее русского импрессионизма, на которой представлены портреты возлюбленных, жён и спутниц жизни русских художников конца XIX - начала ХХ веков. К сожалению, не обо всех предложенных на вернисаже художниках, а уж тем более их жёнах, можно найти достаточно информации. Я предпочитаю, чтобы работы располагались в хронологическом порядке, в данном случае по дате их создания, поэтому так случилось, что начать придётся с портрета незнакомки...



Портрет жены, 1880 год. Симферопольский художественный музей
Николай МАТВЕЕВ

Кто эта прелестная незнакомка? Об этой чаровнице, изображенной на фоне моря, в алой шляпке с белым шлейфом и полосатой шали поверх пальто, я не нашла ничего, даже имени... Только то, что она жена художника Николая Матвеева, достаточно известного живописца, ученика Евграфа Сорокина и Василия Перова, автора исторических, батальных, жанровых картин, а также портретов и пейзажей.



У окна. Портрет О.Ф. Трубниковой, 1885 год. ГТГ
Валентин СЕРОВ

На картине изображена будущая жена художника Ольга Трубникова. Их знакомство состоялось в доме тёти Серова Аделаиды Семёновны Симонович, в котором после смерти безнадежно больной матери воспитывалась Лёля. Чистяков, учитель Серова, познакомившись с молодой супругой Валентина, сказал: Ну, с такого лица только ангелов писать... Она, скромная, преданная, и стала настоящим добрым, нежным и любящим ангелом-хранителем своей семьи, гениального мужа, шестерых детей, требующих постоянного внимания, самоотдачи и немалого мужества. Ею восхищался друг Серова жизнелюб Константин Коровин, бранивший Валентина Александровича за то, что тот не баловал супругу, не дарил ей украшений (сам же Константин Алексеевич при случае компенсировал этот пробел). Миниатюрная, с мелкими чертами лица, большими серыми глазами около маленького остренького носика была похожа на голландку, что муж ей неоднократно и говорил. Не имея никаких запросов к своей собственной жизни, она служила Серову, как отклик всех его художественных желаний и обставила его жизнь во вкусе, который ему подходил, - писала её подруга Маша Симонович. Внезапно овдовев в 1911 году, Ольга Фёдоровна заболела тяжелой формой базедовой болезни, которая чуть не унесла её в могилу. Она пережила мужа на 16 лет, и все оставшиеся годы жизни посвятила творчеству Серова, его детям и внукам.



Девушка в венке, 1899-1900 годы. Музей-заповедник Абрамцево
Михаил ВРУБЕЛЬ

С выпускницей Киевского института благородных девиц и Петербургской консерватории, русской певицей, сопрано, Надеждой Ивановной Забелой Михаил Врубель познакомился на одной из репетиций оперы Энгельберта Хумпердинка Гензель и Гретель на сцене столичного Панаевского театра. И едва ли не в первый день художник сделал предложение обладательнице очаровавшего его голоса. Впоследствии он говорил её сестре, что, если бы она ему отказала, он бы покончил с собой. Но Наталья Забела практически не колебалась и 28 июля 1896 года в Швейцарии состоялась их свадьба, а затем длительное свадебное путешествие. Как писал Савва Мамонтов: Врубель благоговел перед женщинами, и всегда одна из них гостила в его сердце. Во всех изображенных им в известный период жизни женских фигурах сквозят черты той, которой он увлекался в тот момент. Но после 1896 года его сердце безраздельно принадлежало его Надежде Ивановне. Она не оставила сцену, Врубель активно участвовал в её карьере: ездил на все репетиции и спектакли, придумывал и собственноручно мастерил ей наряды для сцены и жизни и бесконечно писал свою Музу: в обычных портретах и сказочно-мифологических женских персонажах его картин (Царевны Волхова, Лебедя, Маргариты, Снегурочки, Весны и так далее). Их единственный сын, Савва, родившийся в 1901 году, не прожил и двух лет. В 1910 году Врубель, страдавший душевным заболеванием и ослепший, скончался от скоротечной чахотки. Наталья Ивановна Забела пережила мужа на три года и ушла в возрасте 45 лет.



Портрет Александры Эмильевны Визель, начало 1900-х годов
Эмиль ВИЗЕЛЬ

Жена живописца-портретиста и графика барона Эмиля Оскаровича Визеля Александра Эмильевна Штраус с медалью окончила отделение прикладного искусства школы Общества поощрения художеств, став специалистом по росписи фарфора и резьбе по дереву. У них родилось трое детей, обе дочери (Александра и Татьяна) стали художниками. Таким образом в семье царила творческая атмосфера, дом стал наполняться работами различных жанров и стилей. После убийства Кирова художник с женой и семьёй сына были высланы в Казахстан, но через год смогли вернуться в Ленинград. После смерти Александры Эмильевны в 1939 году, художник жил с дочерью, в войну остался в блокадном Ленинграде, где и скончался от истощения в 1943 году.



Портрет Лидии Сычковой, жены художника. 1903 год. Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи
Федот СЫЧКОВ

На мой вкус этот портрет стал настоящим украшением выставки Жёны... Изящная, хрупкая петербургская барышня Лида Анкудинова в 1903 году вышла замуж за подающего надежды живописца Фёдора Сычкова, сына бурлака, нищеброда, как сейчас бы сказали, вольнослушателя и выпускника Высшего художественного училища при Академии художеств Санкт-Петербурга. И в тот же год отправилась с ним на его родину в селе Кочелаево, Пензенской губернии. Здесь, в мордовской глубинке, она стала настоящей музой художника, писавшего не только очень позитивные, жизнерадостные картины из жизни, быта и отдыха местных крестьян, но и их портреты. Лидия Васильевна прожила счастливую жизнь, разделив с Федотом Сычковым все радости, удачи и печали.



Портрет в черном. Портрет Лидии Васильевны Сычковой, жены художника, 1904 год. Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи
Этого портрета Лидии Васильевны нет на выставке, но всё же я вам решила его показать. Вряд ли ещё представится случай.



Портрет жены, 1906 год. Таллин, музей Кадриорг
Кузьма ПЕТРОВ-ВОДКИН

Свою будущую жену Марию-Жозефину художник Кузьма Петров-Водкин приглядел во время пребывания в Франции. На три месяца он поселился в недорогом, но очень уютном пансионе под Парижем. Дом был увит цветущими розами, хозяйка отвела художнику из России очень светлую комнату с окнами в сад. Тосковавшего по уюту, одинокого Петрова-Водкина привлекли домашняя обстановка, доброжелательное отношение, царившие здесь. Он был очарован дочерью хозяйки пансиона, для начала попросил разрешения написать её портрет, а затем уже на третьем сеансе осмелился сделать ей предложение: Мадемуазель Мари, не согласитесь ли вы стать моей женой? Взволнованная барышня, ничего не сказав, убежала в сад. Но уже в ноябре 1906 года молодые люди отпраздновали гражданскую свадьбу, расписавшись в мэрии, и переехали жить в Париж. Через год художник писал: Я нашел на Земле женщину.... Супруги прожили около тридцати лет в согласии, любви и нежности. Мара всегда оставалась в тени, полностью подчинила свою жизнь служению таланту мужа. Дочь Петровых-Водкиных Елена Кузьминична Дунаева вспоминала: Мама близко и остро чувствовала искусство отца, его творческие и повседневные заботы. Часто она была камертоном, к которому отец очень внимательно и доверительно прислушивался Они прожили более тридцати лет, после смерти супруга Мара издала книгу воспоминаний Мой великий русский муж, в которой, описывая своё стремление сохранить наследие художника, констатировала: С чистым сердцем я могу сказать, что сдержала клятву, данную мужу. Я нашла возможность жить для него и после смерти...



Портрет жены Е.П. Нестеровой, 1906 год. Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова, Уфа
Михаил НЕСТЕРОВ

Если оставить за скобками достаточно бурную личную жизнь художника Михаила Нестерова до его встречи со второй женой, то можно сказать, что с супругой ему повезло... Екатерина Петровна Васильева была классной дамой его дочери Ольги в киевской гимназии. Она напросилась к художнику посмотреть одну из его картин, а тот влюбился в неё как мальчишка: Она действительно прекрасна, высока, изящна, очень умна и по общим отзывам дивный, надежный, самоотверженный человек, - писал он товарищу. Михаил Васильевич ценил в ней необычное, сердечное и умное внимание к его искусству, то, что она любит все, что ему самому дорого, ограждая его при этом от бытовых забот: Жена у плиты, варит, жарит, штопает разный хлам - я пишу-пишу... В браке у них родилось трое детей. Как и супруга, дети Нестерова позировали для многочисленных портретов, а сын Алексей стал прообразом мальчика, увидевшего Христа, на картине На Руси (Душа народа). Екатерина Петровна была верной спутницей художника на протяжении 40 лет, до самой его смерти.

У Роберта Фалька было несколько жён, поэтому разрывать их портреты по датам не буду, а покажу вместе.



Лиза на солнце, 1907 год. ГМИИ Республики Татарстан, Казань
Роберт ФАЛЬК

В анонсе я немного рассказала о Роберте Фальке. Но на выставке представлены потреты трёх жён художника, поэтому продолжу.
Елизавета Сергеевна Потехина была сокурсницей Роберта Фалька по Московском училищу живописи, ваяния и зодчества, поженились они в 1910 году несмотря на протесты родителей, происходивших из старой дворянской семьи. Ради неё Фальк перед венчанием крестился и поменял имя на Роман. Они прожили вместе одиннадцать лет, художник написал за это время полтора десятка её портретов. Супруги рисовали одни и те же пейзажи, и даже сегодня их картины того, бубнововалетского периода, нередко путают.



Девушка у окна (Раиса Идельсон), 1926 год. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленка
Роберт ФАЛЬК

С семилетнего возраста витебская девочка Рая Идельсон писала стихи и продолжала писать (и прозу тоже) всю жизнь, в стол. Позже эта возвышенная и утончённая натура училась в местном Училище живописи и рисования у знаменитого Иегуди Пэна, который влюбился в свою ученицу и написал её портрет с кошкой на коленях, назвав его Две кошечки. Учёбу Раиса продолжила в Петербурге, став студенткой ВХУТЕМАСа, где и произошла встреча юной художницы и поэтессы с деканом живописного факультета профессором Робертом Фальком. Они полюбили друг друга и вскоре после знакомства Раиса стала третьей супругой Фалька. В 1928 году она приехала к нему в Париж. Почему распался их брак точно не скажу, но по одной из версий первая жена Фалька Лиза Потехина терпеть не могла Раису и была против того, чтобы их сын Валерий приехал к отцу во Францию, пока она рядом. Ради того, чтобы сын и отец были вместе, Раиса и ушла от него. После отъезда в Москву она постоянно переписывалась с Фальком, тон их писем не изменился даже после её повторного замужества и рождением сына. Раиса была способной художницей, однако ей не удалось в полной мере реализовать свой талант. Уже с начала тридцатых годов она была поглощена семейными проблемами и с тех пор фактически не выставлялась.



Дама в белой шали. Портрет жены Фалька А.В. Щекин-Кротовой, 1946-1947 годы. ГРМ
Роберт ФАЛЬК

Последняя, четвёртая, официальная жена Фалька экскурсовод-переводчик Ангелина Щекин-Кротова познакомилась с художником весной 1939 года на его персональной выставке в Доме писателей. Ей очень понравились его работы и она стала почти ежедневно после работы посещать её. Это заметил Фальк и незадолго до конца выставки спросил: Я часто вижу Вас здесь. Вам нравятся мои картины? и пригласил к себе в мастерскую. В том же году Ангелина вышла за него замуж. Она не была избалована прежней жизнью, поэтому аскетизм Фалька, ограничивавшего себя во всех житейских потребностях, тратившего деньги на холсты, краски, бумагу или же помощь тем, кому это нужнее, её не шокировал. Она самоотверженно помогала мужу в трудные для него периоды. Во время создания именно этого прелестного жемчужно-серебристого портрета в кружевной шали, Фальк был в опале, картины не выставлялись и не продавались, семья остро нуждалась в средствах. И Ангелина, позируя зимой у окна, после длительных сеансов слегла с воспалением легких, но держалась до последнего, понимая, насколько важно это было мужу. Когда же у Роберта Рафаиловича появилась новая возлюбленная, художница Майя Левидова, Ангелина Васильевна отнеслась к этому философски. Она страдала сердечным заболеванием и Фальк не решился расторгнуть с ней брак. Жизнь втроём: Фалька, его фактической жены Майи и официальной - Щекин-Кротовой, вызывала, мягко скажем, недоумение... Выйдя на пенсию, Ангелина Васильевна посвятила себя сохранению и популяризации творческого наследия художника, организации ряда персональных выставок Роберта Фалька, публикации статей о его творчестве.



Портрет жены, 1907 год. Музей изобразительных искусств Республики Карелии, Петрозаводск
Иосиф БРАЗ

Женой известного портретиста Осипа Браза стала подруга Любови Менделеевой-Блок художница Лола Ландсгоф. Она была приёмной дочерью крупного немецкого предпринимателя Эдуарда Ландсгофа, нажившего свои капиталы в России, но остававшегося германским подданным. Каких-то достоверных данных о дореволюционной жизни супругов Браз я не нашла. После революции Осип Эммануилович работал в Эрмитаже, где занимался реставрацией старой живописи. Но в 1924 году был арестован по ряду ложных обвинений в скупке картин для вывоза за границу и отправлен на Соловки, а затем по ходатайству Грабаря переведён в Новгород. Лола с сыновьями уехала к родственникам в Германию. Один из сыновей страдал туберкулёзом, который обострился вследствие недоедания в России. Помочь мальчику врачи не смогли и он скончался во время пребывания Браза в лагере. Затем заболел и второй сын, был госпитализирован в швейцарскую клинику. Осип Эммануилович, освобождённый к этому времени из заключения, едва успел приехать к его кончине. Вскоре супруги уехали во Францию, но там всё от того же туберкулёза скончалась и Лола. А вскоре ушёл и сам Браз...



Портрет Ванды Монастырской, 1907 год. Частная коллекция
Александр БОГОМАЗОВ

Художник с говорящей фамилией Александр Богомазов называл свою верную жену, соратницу, Музу и коллегу Ванду Монастырскую Голубкой Диной. Они познакомились во время учебы в Киевском Художественном Училище, встречались пять лет и всё это время вели трогательную переписку, в которой делились впечатлениями об искусстве, теории живописи, роли и предназначении художника. Спустя год после венчания, в 1914 году Богомазов написал трактат Живопись и элементы, посвятив его моей чуткой спутнице по жизни В.В. Богомазовой-Монастырской. Эволюцию поисков художественного стиля Богомазова легко отследить по портретам Ванды. Момент их знакомства пришелся на период увлечения художника импрессионизмом и тогда появился этот, представленный на выставке, волнующий портрет возлюбленной, напоминающий впечатление от вечерних сумерек в уютной гостиной. По мере углубления в недра авангарда, черты лица супруги становились всё более угловатыми и геометрическими, что позволило писателяю-сатирику Якову Ядову заметить:

Вот портрет жены,
Поэт вскрикнул:
Что за мода!
Ведь такой жены портрет -
Повод для развода...

Богомазов скончался от туберкулёза в 50 лет. Во время оккупации Киева немцы принудительно выселили Ванду Витольдовну из дома, она погрузила все картины, рисунки и документы мужа на тележку и повезла их за 15 километров к родственникам в Святошино. По окончании боёв всё тем же порядком было возвращено назад. Весь остаток жизни Ванда посвятила популяризации творчества супруга.



Портрет Ю.Е. Кустодиевой с дочерью Ириной, 1908 год. ГТГ
Борис КУСТОДИЕВ

Хрупкая, утонченная, изящная жена Бориса Кустодиева Юлия Прошинская, в которую он влюбился с первого взгляда, разительно отличалась от дородных красавиц-купчих, которых живописал её муж. Сам художник считал, что в семейной жизни он вытащил счастливый билет и очень нежно любил свою жену. У них родилось трое детей, последний сын умер во младенчестве. Свою Музу он писал в образе Богоматери, на многочисленных портретах и сценках из семейной жизни. На выставке представлен портрет Юлии Евстафьевны с дочерью Ириной, написанный за несколько лет до обнаружения страшной болезни, лишившей художника возможности двигаться. После выявления у Кустодиева опухоли спинного мозга, именно Юлии Евстафьевне, незадолго до этого потерявшей младшего сына, пришлось принимать нелёгкое решение о том, что сохранить работоспособным художнику: руки или ноги... И она его мужественно приняла: Руки оставьте, руки! Художник - без рук! Он жить не сможет... Юлии Кустодиевой пришлось научиться быть сиделкой, сестрой милосердия, нянькой, добытчицей, кухаркой и первой помощницей для больного художника. И оставшиеся 11 лет своей жизни мастер провёл в инвалидном кресле, создавая наиболее жизнерадостные, яркие, пронизанные светом, добром и счастьем полотна. А Юлия Евстафьевна без устали помогала супругу, ухаживала за ним, стараясь сделать его жизнь как можно комфортнее.



Мать и дитя (Портрет жены Элин и сына Пьера), 1908 год
Паоло ТРУБЕЦКОЙ

Паоло Трубецкой, вскоре после женитьбы на шведке Элин Сундстрём, с которой познакомился в Санкт-Петербурге, в 1905 году покинул Россию. Жил в Америке, Париже. Супружеская жизнь их была не всегда гладкой, у Элин был довольно трудный, взрывной характер, но супруги очень тепло относились друг к другу и после бурных ссор быстро мирились. Элин вела дела супруга, занималась его корреспонденцией. В 1922 году он создал в Палланце памятник-обелиск воинам, павшим в Первой Мировой войне, изображавший женщину с ребёнком на руках. Это был портрет Элин и сына, умершего в 1908 году в возрасте трёх лет. Они прожили в браке двадцать пять лет. Скоропостижная смерть жены в 1927 году во время операции стала для скульптора трагедией, он едва не покончил с собой.

Продолжение следует...
Если слишком много букв, дайте знать, буду писать покороче)

Картинки с выставки, Живопись, ЖЗЛ, Портрет жены художника, Жёны, Вернисаж, МРИ

Previous post Next post
Up