Если ты любишь ставить скучные спектакли, будь человечен и печатай на обороте программы кроссворды...
Николай Акимов Правила хорошего тона
Николай Павлович Акимов - советский режиссёр, сценограф, театральный художник, живописец, книжный график, теоретик театра и педагог родился 115 лет назад на территории Российской империи в городе Харькове 16 апреля 1901 года.
Николай Павлович Акимов
Ровесник ХХ века, Николай Акимов появился на свет в один день с Чарли Чаплиным, возможно поэтому у них было много общего: комедийное начало, утончённость, ироничность, универсальность и многоплановость. Как личность и художник Акимов формировался в Петербурге 1910-х годов. Среди его самых сильных юношеских впечатлений была выставка Мир искусства, которая произвела полный переворот в сознании молодого человека.
С детства Николай мечтал заниматься рисованием. После переезда в Петербург он 14-летним юношей начал обучаться живописи в вечерних классах Общества поощрения художеств у Николая Рериха, а затем в частной студии Савелия Зейденберга. Занятия были платными и юноше пришлось заниматься репетиторством, поэтому его художественное образование было фрагментарным. После двухгодичного перерыва он стал учеником петербургской Новой художественной мастерской при объединении Мир искусства под началом Мстислава Добужинского, Александра Яковлева и Василия Шухаева. Однако после смерти отца, он вновь покинул учёбу и поступил в мастерскую плаката петроградского Пролеткульта. Вскоре, спасаясь от голода, Николай Павлович вместе с мамой переехал в Харьков, где два года преподавал рисунок на Высших курсах политпросветработников и был художником-сценографом при Харьковском детском театре и театре Красный факел.
Акимов Николай Павлович. Силуэт, 1920-е гг.
Елизавета КРУГЛИКОВА
После возвращения в Петроград, он продолжил обучение во ВХУТЕМАСе, одновременно начав работать художником-оформителем в нескольких театрах.
Портрет Николая Евреинова
Оригинал обложки Акимова к книге Николая Евреинова Пьесы из репертуара Кривого зеркала, 1923 год.
Первые оформительские работы в театре Акимов осуществлял с режиссёрами и художниками левого направления, в том числе с Николаем Евреиновым, Николаем Петровым и Константином Хохловым. Акимов оформил пьесу Евреиновова Даёшь Гамлета в театре Кривое зеркало. Кроме этого, он сотрудничал с театрами Музыкальной комедии, Современным театром, Вольной комедией, театрами-кабаре Карусель и Балаганчик.
Эскиз костюма к спектаклю по пьесе Эрнста Толлера Девственный лес, 1924 год
Большой драматический театр, Ленинград
Эскиз костюма Фальстафа к спектаклю по пьесе Шекспира Виндзорские проказницы, 1925 год
Малый петроградский оперный театр. Ленинград
Эскизы костюмов Пистоля и миссис Пейдж к спектаклю по пьесе Шекспира Виндзорские проказницы, 1925 год
Эскиз костюма Жениха к спектаклю по пьесе Шекспира Виндзорские проказницы, 1925 год
Эскиз к спектаклю по пьесе Алексея Фалько Евграф, искатель приключений
Эскиз костюмов Зазорного, Комедиантов и Рыжей женщины к спектаклю
по пьесе Алексея Файко Евграф, искатель приключений, 1926 год
В это время Акимов разрабатывал эскизы костюмов и декораций для спектаклей нескольких ленинградских театров, а в 1926 году в столичном МХАТе оформил спектакль Евграф, искатель приключений и начал создавать первые театральные плакаты.
Кроме этого, в начале двадцатых годов Николай Павлович увлёкся книжной графикой. Он активно сотрудничал с издательством Academia, где оформлял не только обложки, но и проиллюстрировал более 50 всевозможных изданий: художественных, детских, научных, кино- и театральных, специальных.
Острый взгляд и юмор Николая Павловича живут в оформленных им изданиях Academia:
Анри де Ренье (1924-1925 годы), Жюля Ромена (1926 год), Пьера Боста (1927 год) и других.
Любуйтесь!
Анри де Ренье Встречи господина де Брюе
Анри де Ренье Встречи господина де Брюе
Анри де Ренье, Лаковый поднос
Анри де Ренье, Лаковый поднос
Анри де Ренье Амфисбена
Анри де Ренье Полуночная свадьба
Анри де Ренье Продавец развлечений
Анри де Ренье Грешница
Анри де Ренье Эскапада
Анри де Ренье Героические мечтания
Анри де Ренье Дважды любимая, 1924 год
Жюль Ромен Смерть
Жюль Ромен Белое вино
Жюль Ромен Люсьена
Жюль Ромен Диктатор
Жюль Ромен Труадек
Жюль Ромен Кнок
Жюль Ромен Кнок
Пьер Бост Смерть г-на Жюльена, 1927 год
Вольтер Кандид
Фронтиспис к драме Фёдора Раскольникова Робеспьер
Николай Павлович Акимов, 1920 годы
Эскиз мужского костюма к спектаклю по пьесе Жюля Ромена Партия честных людей (Женитьба Труадека), 1927 год
Афиша к спектаклю по пьесе Тартюф , 1928-29 годы
ГОТЕДРа (Государственный театр драмы)
Эскизы костюмов Эльмиры и Оргона к спектаклю по пьесе Мольера Тартюф
Николай Павлович создавал не только эскизы костюмов и декораций к спектаклям, но и яркие броские афиши,
мимо которых трудно было пройти, не заметив.
Афиша к спектаклю Диктатура, 1930 год
Продавцы славы
Эскизы декораций к драме Фёдора Раскольникова Робеспьер Заседание конвента
Эскизы декораций к драме Фёдора Раскольникова Робеспьер
Ещё одним любимым увлечением Николая Павловича было написание портретов своих друзей, учеников и коллег. Рисуя их он просто отдыхал, так как другого способа отдыха от работы в театре для него не существовало.
Наталья Глан и Надежда Кошеверова, 1922 год
Портрет поэтессы Екатерины Полонской, 1927 год
А.М. Файко, 1927 год и Б.М. Сушкевич
Николай Эрдман, 1930 год
Сергей Юткевич
Портрет Дмитрия Шостаковича, 1931 год
Украинский колхозник, 1931 год
Николай Петров и Другие, 1932 год
Рафаил Корф, 1935 год
Народная артистка РСФСР и Таджикской ССР Ирина Зарубина. Акварель. 1936 год
Портрет актера Николая Черкасова, 1937 год
Евгений Шварц, 1944 и 1938 годы
Евгений Шварц, 1938 год
Галина Уланова, 1940 год
Эскиз декорации к спектаклю Буря, 1932 год
В 1929 году Николай Акимов начал работать в московском театре имени Евгения Вахтангова в качестве сценографа и режиссёра. Через год им был оформлен спектакль Коварство и любовь по пьесе Шиллера. А в 1932 году здесь же он дебютировал как режиссёр шекспировским спектаклем Гамлет с музыкой молодого композитора Дмитрия Шостаковича.
Афиша к спектаклю по пьесе Вильяма Шекспира Гамлет, 1932 год
Эскизы театральных костюмов к спектаклю по пьесе Уильяма Шекспира Гамлет, 1932 год:
Эскиз костюмов. Актёры. 1932 год
Гамлет
Полоний
Полоний
Горацио и Клавдий
Эскизы костюмов Офелии
Эскиз костюма Бернардо
Гамлет, симулирующий безумие
Эскиз костюма Озрика
Эскиз костюмов. Актеры. 1932 год
Постановка обернулась скандалом. Режиссёрская трактовка трагедии вызвала неодобрение, его обвинили в формализме, в соперничестве с самим Шекспиром, непонимании внутреннего развития действия пьесы, окрестив спектакль ярким примером чуждого театрального искусства. Критики всех мастей (и правые, и левые) ругали Николая Павловича за толстого, рыхлого Гамлета и пьяную Офелию и только к акимовским декорациям ни у кого не было претензий. Я был признан режиссером самыми широкими слоями критики и зрителей. Это было хорошо. Одновременно было решено, что я злейший формалист опаснейшего толка. Это было плохо. Природное упрямство заставляло меня во что бы то ни стало утвердить себя в профессии режиссера. Но ни один театр не испытывал желания видеть меня у себя в этом качестве, - вспоминал Акимов.
Афиша к спектаклю по пьесе Лабиша Святыня брака, 1935 год
В 1933 году Акимов вернулся в северную столицу, получив должность главного режиссера Ленинградского мюзик-холла, где создал знаменитую в те годы Экспериментальную мастерскую. На сцене мюзик-холла он поставил водевиль Эжена Лабиша Святыня брака, в котором остроумные декорации, элегантные костюмы и играющие вещи удивительно тонко соответствовали жанру лёгкой французской комедии. Этот спектакль стал предтечей его последующих постановок. Однако из-за того, что Николаю Павловичу запретили постановку пьесы Евгения Шварца Принцесса и свинопас, он покинул мюзик-холл.
Но о дальнейших жизненных и творческих перипетиях Мастера в следующей серии:)