Заграничный поход русской армии 1814 года. Русские в Париже, часть 2.

Aug 27, 2014 12:49


Париж такой город, в котором надобно молодому человеку всего более сохранять кошелек и нравственность.
Николай Бестужев

Общение офицеров и солдат союзных армий с парижскими женщинами это особая песня. Многие русские мемуаристы в своих воспоминаниях отмечали, что француженки в большинстве своём не красавицы, но достаточно симпатичны и милы, с живыми быстрыми глазами и приятной улыбкой; они стройны, грациозны, элегантны, веселы и кокетливы. Одевались просто, но опрятно и красиво, носили коротенькие платья, чтобы ножки были видны. Парижанки стали частью потрясающего праздника, которым для многих участников последних наполеоновских кампаний оказалось короткое пребывание в Париже, своеобразной наградой за годы тяжких походов и лишений.



Сценка на улице Парижа: австрийский офицер, казак и русский офицер прогуливаются с двумя парижанками
Георг-Эммануэль ОПИЦ


Французы раскинули все сети, расставили все приманки и не щадили никаких уловок, никаких средств, чтоб только наших заманить, очаровать и обобрать!.. (из Писем русского офицера Фёдора Глинки)



Русские в Париже. Комплименты дамам



Сатира на русских солдат в Париже в 1814 году
Жан Батист ЖАНТИ



Как сделать счастливыми сразу двоих
Толстый английский солдат платит французской даме, не подозревая, что та предпочла лихого русского военного
и протянула ему другую руку.

Француженки оказывали явное предпочтение русским офицерам, особенно гвардейским, что было не удивительно, ведь многие из них являлись людьми образованными, воспитанными, представителями высшего столичного светского общества, знакомыми с правилами этикета и прекрасно говорящими по-французски. А.И. Михайловский-Данилевский писал, что невозможно и нам забыть ласкового, дружеского обращения парижан с нами, домы и сердца их были открыты русским. Появление наших офицеров нередко возбуждало рукоплескания в театрах.



Урок элегантности
Русский офицер в парадной форме с плюмажем на шляпе прихорашивается перед зеркалом в обществе маленькой собачки,
дамы и денщика.



Русские и англичане на пирушке



Улан и казак танцуют с девушками на открытом воздухе, а двое русских офицеров наблюдают



Прекрасная парижанка: как сложно сделать выбор!
Мальбранш

Естественно, что после длительной походной жизни мужчины ощущали тоску по женской ласке, чувственному взгляду соблазнительниц, лёгкому прикосновению их рук... В свою очередь Иветты, Колетты, Лизетты, Мюзетты, Жоржетты прелестницы разных возрастов и социальных слоёв искали случая познакомиться с победителями везде: на биваках, улицах и бульварах, кафе и ресторанах, театрах и музеях; они теснились в толпе мужчин, строили глазки и, согласно тактике своего военного искусства, даже иногда больно щипали самых непонятливых.



Казаки развлекающие парижанок



Галантная сцена с казаками подле бивака
Георг-Эммануэль ОПИЦ

Как уже говорилось, повышенный интерес парижанки проявляли к казакам, в том числе и гвардейским: На лейб-казаков женщины смотрели с любопытством, но сначала издали. Они боялись их, полагая, как им натолковали, что мы северные варвары, а казаки совершенно дикие, полунагие, с пленных сдирают кожу, а по деревням, где им попадаются малые дети, они их жарят и едят. Однако удостоверившись, что они ничуть не звери, а напротив, кротки и обходительны, они стали поближе их рассматривать и, видимо, любовались красотою и костюмами наших донских молодцов (из воспоминаний Александра Яковлевича Мирковича). В общем, казаки на два месяца стали главной достопримечательностью Парижа.



Уличная сценка. Казаки в компании парижанок
Георг-Эммануэль ОПИЦ



Уличная сценка. Прогулка казаков по улицам Парижа
Георг-Эммануэль ОПИЦ

Во время прогулок по городу русские военные всегда оказывались в центре внимания француженок. Одни, не стесняясь, обступали их, рассматривая с нескрываемым любопытством, другие - непринуждённо общались, как со старыми знакомыми, третьи - с улыбками выглядывали из окон, приветствовали, махая руками, платками. Женщины в пленительных одеяниях и истощают все искусства к оживлению важности своего лица! С томными глазами бросают они сладострастные взгляды на мимо ходящих; мнимой невинностью обвораживают неопытность, и буйственная молодость с пламенными чувствами покоряется власти соблазнительных прелестниц! Трудно и старикам оставаться здесь равнодушными. (Фёдор Глинка) В своих записках Николай Муравьёв писал, что любовные утехи у солдат и казаков, не владевших французским языком, назывались трик-трак, и с сим словом достигали они исполнения своих желаний...



Русские казаки на рю де Бон-Анфан
Георг-Эммануэль ОПИЦ

На этой акварели действие происходит у входа в Полупансион юных дам, с балкона которого жрицы любви приветствуют проходящих мимо казаков. На стене дома висит рекомендация о способах предохранения от венерических заболеваний. Щедрый казак бросает монетку, парижане, как обычно, обступают победителей, мальчишки затевают драку.



Сценка в борделе

И, наконец, главное святилище парижских злачных мест - Маленький Париж в большом Париже (как назвал его русский офицер Краснокутский А.Г.) - дворец Пале-Рояль, где плуты и обольстительницы хитро расставили сети для неопытных и неискушённых союзников. Честь и добродетель изгнаны из мест сих. Алчность к золоту, картежная игра, плуты, обманщики и целые толпы прелестниц со всеми силками и приманками их встречают тут неопытную юность!.. ...Обманутые иностранцы называют Пале-Рояль средоточием деятельности, удовольствий и забав Парижа; а человек благоразумный назовет его средоточием соблазнов! Так со слов Фёдора Глинки охарактеризован Пале Рояль в книге Указатель Парижа.



Дворец Пале Рояль, Орлеанская галерея
Фридрих НЭШ

Этот дворец был построен по воле кардинала Ришелье в 1636 году и назвался Дворцом Ришелье, потом Кардинальским дворцом. Позже Людовик XIV отдал его во владение герцогам Орлеанским. Последний владелец Пале Рояля Филипп Эгалите кардинально поменял образ королевского дворца. По его заказу архитектор Виктор Луи застроил свободное место домами с аркадами, где разместились кафе и торговые лавки; были открыты публичные сады, возведены величественные колоннады с лавками. Здесь же возник французский театр, впоследствии ставший Комеди Франсез.






Проститутки и их клиенты беседуют в Пале-Рояле
Неизвестный художник



В галереях Пале Рояля
Луи-Леопольд БУАЛЬИ

На несколько лет квартал превратился в огромный развлекательный центр Парижа. Здесь засияли огнями самые модные клубы, кофейни, магазинчики города, сам дворец превратился в огромный бордель, где можно было найти девушку на любой вкус и кошелёк. После казни Филиппа Эгалите в 1793 году Пале Рояль был национализирован.

И вот в апреле 1814 года сюда пришли войска союзников. Многие офицеры практически ежедневно посещали Пале-Рояль, это весёлое и одновременно пагубное место (средоточие шума, бегания, девок, новостей, роскоши, нищеты, разврата по мнению Батюшкова), где можно было провести время за бутылочкой французского вина в приятном обществе друзей, поискушать судьбу, сыграв в карты или рулетку, зачастую полностью опустошив свой кошелёк.



Русские казаки в Пале-Рояле

Редкий день обходился в Пале Рояле и без барышень, нимф радости, которых бесстыдство превышает все. Не офицеры за ними бегали, а оне за офицерами. Это продолжалось до полуночи при шуме народной толпы, при звуке рюмок в ближних кофейных домах и при звуке арф и скрыпок... (из письма Константина Батюшкова Николаю Гнедичу) А вечером был апофеоз: дворец освещался очаровательной иллюминацией! Весь Пале-Рояль как волшебный замок пламенеет и магнетизирует чародейством! Вдруг являются на сцену обольстительные прелестницы; разряжены в соблазнительных уборах, распрысканы благовоннейшими духами! Они расхаживают с подпрыжками, затрагивают всех мимоходящих, припевая неблагопристойные песни и толпятся между множеством мужчин, собирающихся в сие время кучами на поприще беззаконных распутств! Все наглые способы употребляются, дабы пленять зрителей; все дышат нахальством; нравственность заглушается сладострастием, и источник заразительных болезней брызжет как водопад на обвороженную прелестями неосторожность! Не только молодые, но часто и старики вязнут в сей тине смертоносной гнилости! (Взгляд русского офицера на Париж, во время вступления Государя Императора и Союзных войск, в 1814 году. Краснокутский А.Г.)

Как же устоять от таких соблазнов новичку?
Георг-Эммануэль ОПИЦ



Первый шаг молодого казачьего офицера в Пале Рояле
Адриан ГОДФРУА

На этой гравюре автор запечатлел первый визит застенчивого молодого казачьего офицера в школу разврата. Его товарищ, более искушённый в азах науки страсти нежной увлекает неопытного юношу к дамам полусвета. А умудрённый жизнью денщик с ужасом пытается удержать его, дёргая за широкие шаровары.



Прощание в Пале-Рояле или Следствие первых шагов

Посещение Пале-Рояля и тесное общение с его обитательницами не всегда заканчивались счастливо. Если верить некоему французскому мемуаристу, Офицеры союзников не вылезали из ресторанов и домов терпимости, Наполеон мог взять коалиционную армию в Париже голыми руками... Зацвели пышным цветом неизвестные до того в России венерические заболевания. Вот как писал об этом в Записках прапорщик лейб-гвардии Семёновскаго полка Ивана Казаков: Раз я отпросился сходить к своим офицерам, также жившим на отведенных квартирах. Всех, кого я только застал дома, даже ротнаго моего командира, нашел одержимыми - par un rhume ecclesiastique. Это т.н. церковный или гусарский, французский насморк.

Самого 17-летнего Ивана Казакова предостерёг от посещения гнусных вертепов доктор Дюпюитрен, в доме которого офицер был на постое, сводив его на экскурсию в палату сифилитиков в своей больнице. Зрелище подействовало на молодого человека так сильно, что отбило всякую охоту к любовным приключениям...

Через несколько минуть мы остановились у подъезда огромнаго здания, на фронтоне котораго большими словами виднелась надпись: Hotel-Dieu. Я подумал, что это церковь; но сбежавшие с лестницы швейцар и прислуга в фартуках, и большия залы, при входе в которыя его встретил очень почтительно какой-то чиновник, - дали мне понять, что это госпиталь. Когда он стал осматривать больного, я спросил про него у окружающих, и узнал от них, что он и есть le fameux directeur de l’Hotel-Dieu (знаменитый директор госпиталя Отель-Дье). Наконец, пройдя через несколько отделений, мы вошли в палату сифилитиков; что я тут увидел, подействовало на меня так сильно, что я хотел уйти, но Дюпюитрен схватил меня за руку:
- non, non, mon cher, il faut que vous sachiez - que cela vous arrivera, si vous coureres les lieux pablics; et voila pourquoi je vous ai force de venir ici avec moi. Donnez moi votre parole, que vous n’irez pas dans сеs bouges infames! (Нет, нет, дорогой мой, вам нужно знать, что и с вами будет то же, если вы будете бегать по публичным местам; и вот почему я вас принудил заехать сюда со мной. Дайте мне слово, что вы не пойдете в эти гнусные вертепы).
- От всей души даю вам честное слово даже и не думать о них.

На акварели некий господин даёт рекомендации и предлагает офицерам союзных войск, пострадавшим при осаде Парижа препараты для лечения или профилактики любовных недугов. А на последней акварели Опица торговка советует казакам пользоваться антисифилитическим платьем - презервативом.



Парижский мир, 1814 год
Сергей ГАВРИЛЯЧЕНКО

Однако сразу после заключения Парижского мирного договора русские части начали покидать французскую столицу. В последние дни пребывания наших войск в Париже был напечатан очерк Прощание русских с парижанами, написанный якобы от лица русского офицера. Его Фёдор Николаевич Глинка перевёл и процитировал в своих Письмах русского офицера. Вот несколько фрагментов:

Прощайте поля Елисейские, прощай и ты, Марсово поле! Мы расположили на вас биваки свои, застроили вас хижинами, шалашами, будками и жили в них как в палатках. Нередко милые городские красавицы навещали кочующих соседей своих. Они не пугались ратного шуму и прыгали зефирами по грудам оружия...

Мы никогда не забудем ваших чудесных трактирщиков, купцов и конфетчиков... Актеры и актрисы, певцы и певицы, прыгуны и прыгуньи, прощайте! Мы уже не будем более есть апельсинов в комедии, восхищаться прыжками в опере, забавляться ухватками плутоватых гаеров на булеварах, мы не увидим чудесных прыгунов по канату в Тиволи, обезьян на площади Музеума, ораторов в Антенеи и китайских теней в Пале-Рояль....



Прощание с парижанкой
Раскрашенная гравюра Филибера-Луи ДЕБЮКУРА по рисунку Карла ВЕРНЕ

Прощайте, милые, прелестные очаровательницы, которыми так славится Париж: вы, блестящие в опере, разгуливающие по булеварам и порхающие в галереях и садах Пале-Рояля!.. Забудем ли ваши прелести, ласки, ваше постоянство! Нет! С берегов Невы и Дона будем мы посылать к вам страстные вздохи свои. Вы смотрели не на лицо, но на достоинство... Брадатый казак и плосколицый башкир становились любимцами сердец ваших - за деньги! Вы всегда уважали звенящие добродетели! Прощайте, Софии, Эмилии, Темиры и Аглаи! Прощайте, резвые пламенные смуглянки, томные белянки, прощайте, черные и голубые глаза; мы не имели ни средства, ни времени списывать портреты ваши, но мы имеем другие памятники: ваши стрелы у нас в сердцах и полученные от вас раны долго будут напоминать нам о вас.

Вот, пожалуй, и всё.

В Заграничных походах 1813-1814 годов, его сражениях мне оказали большую помощь:

- Доминик Ливен Россия против Наполеона: борьба за Европу 1807-1814
- Виктор Безотосный Все сражения русской армии 1804-1814. Наполеоновские войны
- Евгений Тарле Наполеон, Глава XV
- Богданович М.И. История войны 1813 года за независимость Германии, по достоверным источникам : Т. 1-2.
- Богданович М.И. История войны 1814 года во Франции и изгнание Наполеона I по достоверным источникам Т. 1-2.
- Альберт Манфред Наполеон Бонапарт
- Николай Троицкий Фельдмаршал Кутузов: мифы и факты
- Эрнест Лависс, Альфред Рамбо История XIX века Том 2. Часть 2. Время Наполеона I. 1800-1815.
- Керсновский А.А. История русской армии, глава IV. М.: Эксмо, 2006.
- Николай Шильдер Император Александр Первый. Его жизнь и царствование. Том третий
- Записки А.И. Михайловского-Данилевского: Журнал 1813 года
- Михайловский-Данилевский А.И. Описание похода во Францию в 1814 году (в 2 частях)
- Стендаль Жизнь Наполеона
- Марбо Жан-Батист-Антуан-Марселен Мемуары генерала барона де Марбо
- Александр Бенкендорф Записки. Освобождение Нидерландов в 1813 году
- С. Шуазель-Гуфье Исторические мемуары об Императоре Александре и его дворе
- Карл Маркс, Фридрих Энгельс Блюхер
- Пьер-Мари-Лоран де л'Ардеш История Наполеона
- Анри Труайя Александр I
- Виктор Безотосный, Елена Иткина Казаки в Париже в 1814 году
- Краснокутский А.Г. Взгляд русского офицера на Париж, во время вступления Государя Императора и Союзных войск, в 1814 году.
- Фёдор Глинка Письма русского офицера
- Николай Бестужев Русский в Париже 1814 года
- Иллюстрации к книге Адольфа Тьера История Консульства и империи, том 4
- Интернет проекты: 1812 год, Руниверс
- многочисленные альбомы и галереи по изобразительному искусству, реальные и виртуальные.

Всем огромное спасибо за внимание, поддержку комментариями, поправками и замечаниями, иллюстрации событий и их героев литературными примерами, ссылками.

Изобразительное искусство, Русские в Париже, Париж, Георг-Эммануэль Опиц, Казаки, История в картинках, Заграничный поход 1814 г., Однажды 200 лет назад

Previous post Next post
Up