По многочисленным просьбам читателей. Первоисточник по русскому кулачному бою.

Dec 26, 2009 16:52

Г.И. ФОМИН
КУЛАЧНЫЕ БОИ В ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИИ.
ИЗДАНИЕ ВОРОНЕЖСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА.
ВОРОНЕЖ. ТИПОГРАФИЯ ГУБСОЮЗА. ПР. РЕВОЛЮЦИИ, 33, 1926 г.

Во все века и у всех народов было стремление к спорту. Различны были лишь формы этого спорта, но в каждой из этих форм непременно заложено было стремление человека состязаться с себе подобным в физической силе, ловкости, выносливости.

По мере развития мировой культуры и цивилизации многие прежние старые формы спорта эволюционировали. Но человеческая культура и цивилизация шли и развивались несколько уродливыми путями и вносили в эти формы лишь незначительный регламент, втискивали существовавший спорт, ту или иную грубую его форму в кое-какие рамки, но бессильны были уничтожить эту грубую форму спорта окончательно, и многие из этих грубых форм спорта, существовавших в разных странах и у разных народов, не только дотянули до наших дней, но и усиленно культивируются сейчас. Так Испания приобрела мировую славу своими знаменитыми боями быков, которые проходят с большой торжественностью по установленному церемониалу и представляют отвратительное зрелище, сопровождаемое всегда кровью, убийством животных, а нередко и человеческими жертвами.

В Швейцарии и во Франции излюбленным спортом является борьба, в других же странах, как, например, в Англии, Америке и в России широкое распространение получили кулачные бои, причем в Англии и
Америке кулачный бой известен под именем бокса и происходит как спорт между двумя противниками.

Русские кулачные бои, в том виде, в каком они происходят сейчас - это наш спорт, та его форма, в которую вылилось само собой наше российское стремление к состязанию в силе, ловкости и выносливости.

Кулачные бои прочно слились с бытом русского народа, и корни их теряются в глубокой старине. К сожалению, эта сторона нашего быта почти совершенно не обследована и о наших кулачных боях, как о прошлых, так и о современных, почти совершенно нет никакой литературы, а если что и есть, то очень скудное и не всегда верное. Так в энциклопедическом словаре издания тов-ва «Просвещение» 1902 года, о кулачных боях вообще помещено несколько строк. Говоря, главным образом, об английском кулачном бое-боксе, энциклопедисты о русских кулачных боях пишут следующее: «В России до Петровской реформы существовали тоже публичные кулачные бои, обыкновенно
тоже поединок, но иногда и между двумя группами бойцов».

Вот к какой эпохе отнесены наши кулачные бои, а в действительности они были и до Петровской эпохи, и при ней, и после нее. В № 34 Воронежских Губернских Ведомостей за 1851 год помещено следующее описание кулачных боев П. Малыхина: «Первейшею забавою наших предков, не только простого народа, но даже бояр и князей, почитался кулачный бой, как образец и школа войны: тут молодые люди приучались к неустрашимости и отваге, помня, что кто побьет кого, того царь наградит, а кто будет побит, того бог простит.

Барон Герберштейн, писатель современный в. к. Василию Ивановичу, так описывает кровавую забаву того времени: «В праздничные дни мальчики и взрослые собирались в такие места, где могли бы присутствовать многие зрители. Свистки служили знаком, чтобы бойцы готовились к бою, становясь в кучки. Как скоро противники станут друг против друга, то немедленно начинается кулачный бой. И в короткое время бойцы до того остервеняются, что поражают своих противников руками и ногами в лицо, живот, грудь и другие чувствительные места (называемые нашими предками причинными местами). Нередко бывает, что многие бойцы лишаются жизни на месте боя, а победители приобретают от всех похвалу и одобрение»

После такой жестокой потехи, как отрадно было жене встретить своего мужа, а матери сына, когда они изувеченными являлись в свой дом!
Нет сомненья, что такие побоища имели сильное влияние на характер как мужчин, так и женщин: первые грубели и дичали, а вторые предавались безвыходной тоске и блекли в тяжкой неволе. Благодетельное правительство запретило бои, как зловредную потеху 1)(См. 263
Указ 1726 г., июля 24 дня.). И теперь, разве где-нибудь в глуши, изредка встречаются подобные варварские увеселения, но уж, конечно, гораздо в уменьшенном объеме.

Историк Н. Костомаров в своем «Очерке домашней жизни и нравов великорусского народа в 16 и 17 столетиях» так описывает старинные русские кулачные бои: «В праздничные дни народ собирался на кулачные и палочные бои. Эти примерные битвы происходили обыкновенно при жилых местах, зимою чаще всего на льду. Охотники собирались в партии, и таким образом составлялись две враждебные стороны. По данному знаку свистком, обе бросались одна на другую с криками; для возбуждения охоты тут же били в накры (2) Накра - (перс.) барабан) и в бубны; бойцы поражали друг друга в грудь, в лицо, в живот - бились неистово и жестоко, и очень часто многие выходили оттуда калеками, а других выносили мертвыми. Палочные бои имели подобие турниров и сопровождались убийствами еще чаще кулачных боев. Зато на них-то в особенности русские приучались к ударам и побоям, которые вообще были неразлучны со всем течением русской жизни и делали русских неустрашимыми и храбрыми на войне. Сверх того, молодые люди собирались в праздники - боролись… Церковь карала отлучением предающихся таким забавам; в правиле митрополита Кирилла, вошедшем в Кормчую и таким образом постоянно служившем церковным законом, участники таких забав изгонялись из церквей («да изгнании будут от святых божьих церквей»); а убитые в примерных схватках, кулачных и палочных боях и вообще заплатившие нечаянно жизнью за удовольствие потешиться на этих турнирах «да будет, - сказано в том же
правиле Кормчей, - проклятии и в сей век и в будущий; аще ли нашему законоположению кто противится ни приношения от них принимаши, рекше просфуры и кути, свечи; аще же умрет таков к сим иерей не ходит и службы за них не творит». Время от дня Рождества Христова до Богоявления проводилось разгульно; пьянство доходило до безчинства, тут-то чаще происходили кулачные бои».
Приведенное описание русских кулачных боев Н. Костомарова мы находим и в словаре Брокгауза и Ефрона.
М. Ю. Лермонтов в своей известной песне «Про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» так описывает знаменитый Московский кулачный бой один на один:

«Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские
На Москву-реку, на кулачный бой
Разгуляться для праздника, потешиться.
И приехал царь со дружиною,
Со боярами и опричниками
И велел растянуть цепь серебряную,
Чистым золотом в кольцах спаяную.
Оцепили место в двадцать пять сажен
Для охотницкого бою одиночного.

Дальше в песне говорится, что выходит удалой опричник Кирибее-
вич, против которого долгое время никто из бойцов не решается вы-
ступить.
«Вдруг толпа раздалась на обе стороны
И выходит Степан Парамонович,
Молодой купец, удалой боец,
По прозванию Калашников.

* * *
Горят очи его соколиные
На опричника смотрят пристально;
Супротив его он становится,
Боевые рукавицы натягивает,
Могутные плечи распрямливает.
Да кудряву бороду поглаживает.
Вот молча оба расходятся,
Богатырский бой начинается.
Размахнулся тогда Кирибеевич
И ударил впервой купца Калашникова,
И ударил его посередь груди -
Затрещала грудь молодецкая,
Пошатнулся Степан Парамонович.

* * *
Изловчился он, приготовился,
Собрался со всею силою
И ударил своего ненавистника
Прямо в левый висок со всего плеча.
И опричник молодой застонал слегка,
Закачался, упал замертво,
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору
Под смолистый под корень подрубленная.

Небольшое описание деревенского кулачного боя есть в одном из рассказов Глеба Успенского и в неоконченном рассказе Помяловского. Благодаря отсутствию более или менее обстоятельных научных исследовательских работ о русских кулачных боях, к ним установилась несколько неправильное отношение, как к явлению, созданному исключительной некультурностью и невежеством русской деревни.

Но ведь кулачные бои устраиваются не в одной деревне. Хотя и реже, но они встречались, да еще до сих пор и сейчас встречаются и в городах, и здесь в этих боях принимает участие уже совершенно дру-
гое население, городское, сравнительно с деревенскими кулачниками публика более культурная.
Биограф И. С. Никитина Де-Пуле, знавший хорошо отца поэта Савву Евтеевича, говорит в своей биографии, что это был очень умный и для своего круга образованный человек, любивший читать книги и хорошо знавший старых русских писателей, но эта образованность нисколько не мешала ему драться в кулачных боях, в которых он наводил ужас на всех бойцов своей физической силой.

Наконец, кулачные бои, как я уже сказал, существуют не в одной России. Они были и есть и в очень культурных странах, как в Англии, Америке. В самом происхождении кулачных боев виновна тоже не невежественная Россия, а народы, составившие эпоху античного искусства и считавшиеся передовыми по своей цивилизации.

О кулачном бое упоминается в рассказах древней Греции, где он был одним из видов гимнастических упражнений. У римлян также существовал кулачный бой как спорт, как публичное состязание и известен был под именем pugilatus.

В России раньше кулачный бой был любимым развлечением всех классов населения, главным же образом, крестьянства в селах и мещанства, купечества и вообще торгового люда в городах. Существовали три вида кулачного боя в России: 1) «один на один», 2) «стена на стену» и 3) «сцеплялка-свалка». Из этих трех видов самое широкое распространение получил бой „стена на стену", который практикуется и в настоящее время. Кулачники дерутся или одно общество против другого, или одна улица против другой, или даже ряд сел против других сел.

В «сцеплялке-свалке» противники шли врассыпную и бились в толпе. Этот вид боя был редок и раньше, а в настоящее время не практикуется совсем.
И в прошлом, и в настоящее время кулачные бои имели и имеют своих героев, своих известных бойцов, слава которых нередко распространялась далеко за пределы их города или села и даже за пределы
губернии. Так получили громкую славу когда-то в боях один на один известные тульские кулачники Алеша Родимый, Никита Долговяз и другие.

Кулачные бои на окраинах Воронежа устраиваются и в настоящее время, а раньше процветали здесь. Дрались „стена на стену" придаченцы с городскими или с жителями слободы Троицкой. Бои происходи-
ли на рождественских святках и на маслянице. Сходились кулачники той и другой стороны на льду реки, которая являлась нейтральной полосой. По рассказам придаченской старожилки Евдокии Мартыновны Поповой, в старину, когда на Придаче были суконные фабрики, придаченские суконщики, жившие в Суконной слободе, выходили на лед к слободе Троицкой и устраивали здесь кулачные бои с заводскими рабочими слободы Троицкой. Из придаченских кулачников в то время громкую славу получил боец Степан Андреевич Попов.

В позднейшее время кулачные бои происходили на льду реки между придаченцами и жителями береговой городской полосы. Начинали бой мальчишки-подростки. С задорным заскакиванием вперед и с криками „давай, давай!" они вызывали противную сторону, бросались снежками. Это задирание мальчишками противной стороны иногда продолжалось очень долго, пока, наконец, какая-нибудь группа из них не увлекалась особенно и не выскакивала далеко вперед. Тогда группа мальчишек из противного лагеря принимала вызов, отхватывала вызывающих врагов от своих и между подростками начиналась свалка, за которой взрослые той и другой стороны наблюдали некоторое время спокойно. Но когда какая-нибудь
партия начинала брать явный перевес, на помощь избиваемым ввязывалось несколько взрослых, но противная сторона также не осталась в долгу и спешила на помощь к своим, и бой завязывался уже среди взрослых.

Другой район кулачных боев в Воронеже был на границе с Чижевкой, около Митрофановского кладбища. Здесь мне приходилось наблюдать кулачные бои иногда даже и летом в праздничные дни. Дрались чижовцы с городскими. Начинали бой также подростки теми же характерными криками „давай, давай!" с заскакиванием вперед, пока, наконец, кого-нибудь из них не отхватит противный лагерь.
Между придаченцами и городскими береговыми жителями за последние годы бои не устраивались. В августе 1924-го года у Чернавского моста был бой между чижовцами и жителями городской береговой полосы, зимой того же года состоялся кулачный бой на Придаче. Затем той же зимой был кулачный бой на рождественских святках в районе дальней Чижевки, примыкающей к шлюзу.

По Воронежской губернии кулачные бои устраиваются, главным образом, в селах с великорусским населением. Малороссы редко дерутся в кулачных боях. Особенное распространение кулачные бои
имеют в Воронежском уезде, причем в некоторых селах, как, например, в Красном Логу, Давыдовке, Усмани-Собакиной, Костенках, Хохле, Петровке и других бои устраиваются только зимой, на рождествен-
ских праздниках и на маслянице, в других же селениях, как, в Орлове, Никонове, Забугорском, Макарьеве - только на Пасху. В с. Давыдовке в 1925 году на масляницу состоялись громадные кулачные бои. Бились
давыдовцы против пяти соседних сел. Противники выступали друг против друга со знаменами. Бои продолжались всю неделю. Победа осталась за Давыдовкой. Некоторые участники в этих боях с поломан-
ными ребрами и с другими тяжкими увечьями долго находились на излечении.

Большие бои устраиваются на Большой Верейке, Фомино-Негочевке Воронежского уезда. Здесь бьются на маслянице. Окраины Большой Верейки отделены от центра села оврагами, которые разделяют эти окраины на несколько районов. Эти районы, носящие каждый свое название, бьются против центра села. Бои продолжаются всю масляницу, но самые серьезные бои начинаются с четверга. В боях принимают участие и дети и глубокие старики, среди которых можно встретить таких, которые чуть не триста шестьдесят пять дней в году проводят уже на печи.

Заслышит дед со своей печи призывный гомон боя, и встрепенется в нем сердце старого кулачника, кряхтя сползет он с печи, выйдет потихоньку за ворота. «Хоть посмотреть, послушать, вспомнить старое». Смотрит, смотрит, а потом и сам, не помня как, очутится среди кулачников, ринется в бой. А через несколько минут с разбитым носом и с окровавленным лицом, но удовлетворенный, кряхтя еще сильнее,
снова с трудом забирается на свою печь. В этом году дожил до боя, еще раз в жизни бился, еще раз и может быть последний.

Среди кулачников здесь есть несколько человек, в том числе один глухонемой, приобретших громкую славу бойцов. Вообще выдающиеся кулачные бойцы пользуются здесь большим почетом и уважением; гораздо большим уважением, чем тот или иной лучший общественный деятель. Такой боец- герой, о нем говорят, ему низко кланяются при встрече, называют по имени и отчеству.
Когда начинаются кулачные бои, на них сосредоточивается внимание всего населения. Бросается общественное дело, бросается всякая работа по хозяйству дома. Член Правления Губкредитсоюза А.
И. Быков рассказывал мне, что как-то на маслянице ему пришлось быть в Большой Верейке по служебной командировке. Назначено было собрание местного кредитного тов-ва для обсуждения некоторых срочных вопросов. Собралось порядочно народа, но перед самым открытием заседания все вдруг поднялись и стали выходить.
- Куда же вы, товарищи? - обратился к ним, ничего не понимая, А. И. Быков.
- Как куда? А у нас же сегодня кулачный бой, разве не знаете?
- Сейчас начинается - удивленно и обиженно заявили члены собрания, и все, как один, поспешно оставили зал заседания. Собрание, конечно, не состоялось.

В № 28-м за 1925 г. „Комсомольца" помещена заметка о кулачных боях, происходящих в селе Парижская Коммуна, жители которой в праздничные дни собираются и выходят к соседнему селу Никонову, откуда в свою очередь подходят противники и завязывается схватка, которая продолжается несколько часов, пока какая-нибудь сторона не потерпит поражение. Потерпевшие убегают, а противники преследуют их до самого села. В кулачных боях, отмечает газета, участвуют и комсомольцы.

Осенью 1924 года во время призывной кампании в селе Рогачевке, Воронежского уезда, состоялся кулачный бой между призывниками. В Острогожском уезде кулачные бои происходят в Оськине, Яблочном, Сторожевом, Плотаве. Здесь кулачные бои бывают и на рождественских Святках и на Пасху. Между прочим, в Плотаве совсем еще недавно существовали бои „дубинники", т. е. палочные. В старину палочные бои имели довольно широкое распространение, но ввиду того, что эти бои были особенно жестоки и давали в результате всегда убийства, они постепенно прекратили свое существование.

Оськинские кулачники славятся. В 1924-м году оськинские призывники, явившись на призыв в одно из сел Воронежского уезда, устроили в этом селе кулачный бой и одержали победу над кулачниками нескольких сел Воронежсксго уезда. В Нижнедевицком уезде кулачные бои бывают в Никольском, Гурове.
Большие кулачные бои, собирающие огромную массу участников и зрителей, устраиваются ежегодно на рождественских праздниках в селе Колене Новохоперского уезда, в селах Архангельском, Никольском того же уезда, в селе Тресорукове бывшего Коротоякского уезда.

Интересны кулачные бои в Тресорукове, которое бьется с соседними селами Марьиным и Почепским. Здесь бои устраиваются по праздникам круглый год с 4-х часов дня до темного вечера. Весь луг между
Тресоруковым и Марьиным и Почепским, на котором происходят бои, вытоптан совершенно кулачниками и превратился в сплошной ток.

Бойцы строго следят, чтобы каждый участник боя был совершенно безоружным. Нарушившего это правило, общими силами бьют до полусмерти. Бывали случаи, что удары того или иного бойца невольно
начинали обращать на себя внимание других участников боя по своей тяжеловесности и последствиям. Когда кулачники замечали, что вокруг такого бойца от его ударов слишком уже много валится народа,
на него бросались сразу несколько человек и обыскивали. Попавшись на месте преступления с зажатой в кулак гирькой или свинчаткой, виновный боец спешил бросить свое оружие подальше на снег, но это редко ему удавалось, и большей частью тут же на месте производилась над ним расправа.

продолжение в следующем посте
Previous post Next post
Up