Эдуард Зибницкий. «Нео-евразийство и вера отцов»
Православие.ру. 21.12.2001.
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/ideas/contrdugin.htm Это первая встретившаяся мне статья, посвященная догматическому разбору дугинизма. В статье рассматриваются такие положения дугинизма, как:
1) обозначение «Православия» как «Полярно-райской» идеологии, противостоящей идеологии «Творец-творение»;
2) противопоставление "Гнозиса" «Полярно-райской» идеологии как совершенной формы познания и "Веры" идеологии «Творец-творение» как менее совершенной формы познания;
3) идея «Полярного Субъекта», понимание Бога как безличной пассивной массы или отвлеченной идеи;
4) идея взаимозаменяемости различных религиозных форм;
5) выбор православия, а точнее, единоверия не как единственной Истины, а как русской религиозной формы по Генону;
6) модернистская религиозная логика Генона и Дугина;
7) социальная опасность Дугинизма;
Подробнее:
1) Обозначение «православия» как «Полярно-райской» идеологии, противостоящей идеологии «Творец-творение»
- В работе "Метафизические корни политических идеологий" выделены три принципа, к которым, по Дугину, сводится все разнообразие религиозно-мистических интуиций и опыта, и, соответственно, явлений политической жизни.
1. Полярно-райская или Абсолютная Правая. Ее сам автор раскрывает следующим образом: "Сущность этой позиции сводится к утверждению Субъекта Божественной природы, стоящего в центре (на Полюсе, в середине), полностью подчиняющегося ему сакрализированного космоса.
2. "Второй тип идеологии это идеология "Творец творение", которую можно назвать также чисто консервативной. Она соответствует экзотерической, внешней, стороне религиозных учений... Наиболее чистой формой этой идеологии являются церковные организации католического образца или тип исламской уммы.
- Дугин в своей книге "Метафизика благой вести", равно как и в других работах, полярную, эзотерическую позицию в христианстве соотносит с Православием, а экзотерическую с Римо-католицизмом. Необходимо добавить, что Дугин указывает на непримиримость этих двух позиций, добавляя, что основное содержание истории это борьба между ними.
2) Противопоставление Гнозиса «Полярно-райской» идеологии как совершенной формы познания и Веры идеологии «Творец-творение» как менее совершенной формы познания
- Вера (если уж она противопоставляется знанию) и есть прямой радикальный путь к Богу. Вера, конечно, требует усилий, но только через эти усилия человек преодолевает свою ограниченность. Гнозис, если его понимать как нечто, противоположное вере, как раз не способен к прорыву, ибо это опосредованный путь к Творцу и без помощи веры ведет в тупик. Если Дугин такой вере противопоставляет гнозис "Абсолютной правой", значит он Православие определяет как "Абсолютный Центр", или само Православие трактует несогласно самой Церкви.
- Невозможно совместить веру Авраама и гнозис вчерашних эллинских интеллектуалов, которые и инициировали возникновение гностических ересей. Гностические пристрастия Дугина не могут не ставить вопрос о его неправоверии, равно как и его очевидная оппозиция церковному преданию и каноническому строю, которые он характеризует как "экзотеризм".
3) Идея «Полярного Субъекта», понимание Бога как безличной пассивной массы или отвлеченной идеи
- Теперь обратимся к первому метафизическому типу, выведенному Дугиным. Что же это за Субъект? Взаимоотношения его с Богом весьма неопределенны. "Вне его Бога нет" как пишет Дугин, но явно это и не сам Бог. Фраза Дугина о Субъекте - "вне его Бога нет". Это означает, что Бог не личность, а либо пассивная масса, которая нуждается в персонификации, оформлении, либо отвлеченная идея…
- Несложные выводы об отношении Полярного субъекта к Богу...приводят нас к определению Бога не как личности, Который и в истории действует как личность, со Своим лицом, а как пассивной безликой трансцендентальной массы, которая проявляет себя в различных формах, под различными масками. Первичным же здесь, конкретным, активным, более реальным, единственно проявленным оказывается Субъект, через магию (инициации, мистерии), через свою волю подчиняющий себе Бога. Получается, что учение Дугина ничто иное, как языческий магизм. Личного Бога, с которым можно разговаривать (Моисей, Авраам), заключать союз, бороться (Иаков), бежать от Него (Иона), негодовать (Антоний Великий) такого Бога, то есть Христианского Бога, здесь быть не может.
4) Идея взаимозаменяемости различных религиозных форм
- Для Дугина же самые интимные, не отвлеченно-интеллектуальные, а личностные взаимоотношения человека с Божеством, лично с Христом, лично с Богом Авраама являются лишь исторически обусловленной формой, а абсолютом - безупречная схема, когда в центре субъект, а по бокам объект ("сакрализованный космос"), и никаких тебе посредников. А Субъектом, как мы уже узнали, может быть и Скрытый Имам (сакральная монархия у шиитов) и Фюрер Германского народа и Красная сера.
- И если вы носитель традиции, то вы не будете свою традицию сводить к схеме, она для вас конкретна и абсолютна. Никто, кроме рационалистов и пантеистов не считает возможным проводить аналогию своей религии и совершенно другой по принципу полярности, абсолютной позиции царствующего субъекта, т. е. по принципу общей схемы. Потому что главное для них не центральность, а кто в центре. А для Дугина важна центральность ("полярность") сама по себе, вычлененная из конкретных традиций, т. е. схема. Для христианина центральность Христа есть качество Христа, а для Дугина Христос одно из качеств или проявлений Центральности, возможный вариант Центральности.
5) Выбор православия, а точнее, единоверия не как единственной Истины, а как русской религиозной формы по Генону
- Интересно задаться вопросом: как возникла такая ядовитая книга как "Метафизика Благой вести"? Все очень просто. Его пиетет к вере отцов, надо полагать, искренний. Но надо дать ей оценку через призму Генона, учителя, "указавшего нам путь в Кали-юге", как он его помпезно величает: "Генон же дает нам важнейшие ключи к тому сокровищу, о котором часто не отдают себе отчета сами полномочные представители Традиции, даже строго следующие ее букве". Иными словами, Генон нам сейчас втолкует то, что в Православии не поняли святые Игнатий Брянчанинов и Иоанн Кронштадтский!
- Мы подходим к "единоверию" Дугина: "Православное Христианство, никогда, в отличие от Католичества, не терявшее до конца своего внутреннего измерения, явится логичным выбором в сфере Религии для русских последователей Генона (!). Получается, евразиец приходит в православный храм следуя инструкциям Генона, реализуя "традиционалистский проект" в "местных условиях"!
- И обратите внимание на фразу: "логический выбор в сфере религии". Возьмите Евангелие и Деяния Апостолов: там никогда обращение к Христу не было "логическим выбором"! Это всегда была Встреча. Нужно осознать, что с точки зрения христианства традиция сама по себе не является абсолютной ценностью. И христианство это не традиция, это встреча с Живым Богом, лично с Христом.
6) Модернистская религиозная логика Генона и Дугина
- Чтобы рассуждать так, нужно пройти и принять школу модерна, поставить себя судьей над всеми религиями, не принимая никакой, это как раз характерно для философствования эпохи Просвещения (Лессинг и др.). Дугин, получается, есть продолжатель именно этой методологической традиции. Модерн возник с падением схоластики, вообще с кризисом варлаамизма, когда отсутствие живого и полноценного опыта веры пытались заменить рациональным гнозисом. Рене Генон был тоже продуктом модерна. Генон исходит не из личного опыта, не из личной встречи, это рационально продуманный акт, выведенный из его чисто европейской философии. Это интеллектуальная, почти авангардистская акция была направлена не к Божеству, а против современной ему профанической Европы.
7) Социальная опасность дугинизма
- Если ознакомиться с содержимым сайта движения
"Арктогея" которым руководит Дугин, и пройтись по ссылкам, то первое и совсем не обманчивое впечатление, что попал в какое-то языческое капище: какие-то маски, жезлы, свастики, пентаграммы, причудливые устрашающие изваяния, человеко-звериные чучела. Все это одновременно напоминает масонскую ложу, кунсткамеру и анатомический театр.
- Современное положение России требует абсолютной духовной точности, в противном случае здание, уже не государства, а единого народа, субъекта истории разрушится. Пользуясь сравнением Честертона, можно сказать, что башня национальной идеи должна стоять только под прямым углом, не уклоняясь ни на долю градуса. Можно к Дугину относиться просто как к талантливому и интересному писателю, обладающему глубокой проницательностью, свободно владеющему разнообразным материалом, аналитику, эксперту.
Но есть такое понятие: "каноническая территория"… и он вступает в стан Русской Церкви, на ее каноническую территорию. Эта статья не имела бы смысла, если бы Дугин не взялся "пасти народ", взывая к его исторической и священной памяти, к вере отцов. Дугин вторгается в область мистических понятий и очень смело, как Учитель, распределяет "правоту" и "неправоту" в прошлом и указывает "правые" пути в будущем. Именно поэтому, прежде чем "пасти" Святую Русь, Дугин сам должен предстать перед судом веры отцов.