Однажды поступило интересное творческое предложение: заказ на калитку для дачи.
(Тактично умолчим, что после заказа заявка еще год вылеживалась, дожидаясь своего часа)
Особых пожеланий от клиента не было, главное, чтобы ни Версаль и ни кладбище, я был волен решать дизайн на свой вкус.
Важное, что хотел клиент - это чтобы калитка была не из "китайской фольги". В этом наши вкусы совпали.
Материал - трушный холоднокатанный металлический профыль.
Первая часть многосерийного рассказа об изготовлении калитки.
Первый же эскиз на "куске древесной коры" был принят в разработку.
Фишка дизайна именно этой калитки - плавные овальные формы рам и круг-паутина в центре.
Пролистайте сотню страц яндекса, не найдете калитку с полуовалами.
В дизайне центрального элемента я отталкивался от отработанной на своем
барном стуле идеи с "паутиной" из полосы металла.
Я называю это стохастикой.
Самое серьезное обсуждение с клиентом было, как ни странно, на тему внешнего вида щеколды.
Ни я, ни клиент не видели ее в горизонтальном положении - уже это хорошо. Значит щеколда вертикальная. Она же не только закрывает калитку, но и фиксирует створку в открытом положении.
Клиент еще и попросил сделать так, чтобы ее не было видно снаружи в поднятом положении. Чтобы "кочерга" не торчала. Но правда не учитывает, что профиль рамы створки калитки - 3 см. И такую кочергу там не разместить (эскиз клиента)
Креативлю вариант задвижки, работающей и фиксирующейся в поднятом положении без поворота вообще.
Крутая хипстерская конструкция, надо будет при случае попробовать на прототипе. Из-за сложности была отвергнута клиентом.
Правда, клиенту очевидно понравилась форма щеколды, но он все еще просит вписаться в 3 сантиметра. (эскизы клиента)
Вопрос щеколды пока откладываем, как второстепенный и не влияющий на конструкцию калитки в целом.
К слову, замок я предложил сувальдный - как наиболее простую и отказоустойчивую конктрукцию для использования на воздухе.
Прорабатываю чертеж калитки в соответствие с реальными размерами и потребностей сельского жителя:
высота створа такая, чтобы не нагибаясь пройти и что-то протащить. Ширина такая, чтобы свободно прокатить тачку.
Наличие замкнутого контура рамы - это не только для красоты, это для жесткости конструкции. Перемычки внизу под уровнем земли для того же.
(В дальнейшем некоторые ширины и высоты поплыли из-за технологического процесса и исправления недосмотра при проектировании, но незначительно и исключительно в лучшую сторону)
Широкие области справа и слева от окружности - не просто так. В одной из них будет располагаться замок. А вторая для симметрии. Тем самым я ухожу от случаев, которые распространены на калитках других производителей, когда коробка замка торчит как бельмо:
Попутно на этом чертеже на компьютере вычисляю необходимые данные для формирования изгибов.
Отмечаю несколько окружностей, которые вписываются каждый в свою часть овала: розовые линии.
Потом высчитываю и размечаю на получившихся дугах сколько и каких прорезей надо сделать. Пока не буду описывать подробно, дальше на фотографиях все поймете.
Ну или из этих вот вычислений можно разобраться что к чему:
Я конечно создал себе определенных хлопот тем, что верхняя часть створки и рамы - полуовал. Можно было и прямым сделать, да? Другие ребята делают попроще. Примерно так:
Просто, быстро... недорага.
Но дизайнер не будет дизайнером, если не пойдет тернистым путем не сделает красиво и бескомпромиссно, хотя и геморройно. Благо, технологию формирования таких изгибов я освоил на примере
горбатого мостика
В отличие от этих окончаний поручней для мостика, в калитке изгибы будут разными по кривизне.
Почему я не загнул профили, как обычно делают?
Причина раз.
Пока так и не обзавелся профилегибом. Всё настоящей нужды не было
А отдавать на аутсорс - это получить на выходе что-то такое.
Причина два.
Посмотрите, как выглядят профили после гибки в профилегибе: красиво и блестяще
Вот такой линзообразный эффект мне совсем не нужен был на калитке. Это сильно удешевляет внешний вид. То самое кладбище, которое упоминалось вначале.
Поэтому только долгой и нудной насечкой.
Разумеется, если бы я гнал серию из 50-100 калиток, то разумнее было бы заказать лазерную резку дугообразных элементов. и сваривать готовые короба.
Еще вопрос, который нужно решить мне, даже особо не привлекая к обсуждению клиента - это частота обрешетки.
Самым лучшим вариантом я счел расстояние между прутьями: ~11 см. при шести прутах (выше на чертеже). Визуально это смотрелось выигрышнее.
А вот эти ниже пестрят.
И, когда чертежи были готовы и утверждены, утверждаю с клиентом окончательную смету.
Это ее выжимка без цен:
Квадратный профиль 15*15 для прутков был во время работы над калиткой заменен на 20*20, без увеличения ценника для клиента.
В следующей серии перебираемся в мастерскую и начинаем варить чорный металл.