Apr 16, 2006 01:09
На Эхе у Парина в оперном клубе - Филипп Ярусский. Попытаюсь кратко пересказать, о чем шла речь. В принципе, стенограмма наверняка скоро будет на сайте Эха.
Оказывается, у него все-таки русские корни, и фамилию вполне можно читать как Ярусский. История анекдотическая. Спасаясь от революции, его дед бежал во Францию, а там, на границе на вопрос, какая у него фамилия, ответил: "Я - русский". Так его и записали (если только это не изящный стеб Филппа: ))
Ярусский, которому сейчас 28 лет, начал заниматься вокалом поздно, в 18 лет (до этого он планировал для себя карьеру скрипача), и с самого начала обучался как контр-тенор. Он считает, что контр-тенор это не голос, а тип эмиссии (в каком-то интервью певец говорил, что это тип техники. Кроме того, Ярусский говорит вполне нормальным мужским голосом, что означает, что поет он фальцетом). Контр-тенора делятся на альтов и сопрано. Филипп с самого начала легко пел в верхнем регистре, но он развивал и низкие ноты. Начинал он как "меццо-сопранист". Первый раз Филипп вышел на театральную сцену в опере Скарлатти "Седек", в которой спел партию сына (исполнителем главной партии был знаменитый контр-тенор Жерар Лен). Любимые исполнители Филиппа - Анри Ледруа, Жерар Лен, Дэвид Дэниэлс, Чечилия Бартоли, Роза Понсель, Мария Каллас.
Ярусский видит себя концертным, а не оперным певцом (у него очень плотный гастрольный график), однако он собирается исполнить партию Птоломея в "Юлии Цезаре" и надеется когда-нибудь исполнить Орфея Глюка. Две недели назад у Ярусского вышел очередной сольный диск. Певец очень любит работать в студии.
Какая-то умница спросила его по телефону, не собирается ли он исполнять виртуозные арии Россини, и Ярусский тактично ответил, что Россини - не для его типа голоса. И хотя во времена учебы он разучивал арии этого копозитора, но не готов исполнять такой репертуар в концертах.
Разницы в вокальной технике между барочным и белькантовым пением, по мнению Ярусского, нет. Что Гендель, что Россини - все едино. И Бартоли, которая начинала как россиниевская певица, а сейчас успешно исполняет Вивальди и Генделя - живое подтверждение. У контр-теноров проблемы с грудным регистром (это и понятно, они же поют главным образом головой). Во времена Россини партии для высоких голосов писались уже для женщин, в то время как Вивальди и Гендель сочиняли для кастратов. В этой эпохе ему интереснее работать. Филипп присматривался к одной из ролей у Россини, которая была написана для кастрата (а что, Россини писал для кастратов?), но она оказалась слишком высокой.
К современной музыке Ярусский относится хорошо, кроме того, композиторы нашего времени заинтересованы в контртеноровых голосах, с их особой краской, которая идет как бы из глубины веков.
На вопрос о технике Филипп ответил, что любит мистифицировать свой голос. Женщины в пении больше используют голову, а мужчины - грудь. Ярусский говорит про себя, что он - "женщина - тенор".
Наш слушатель не может не спросить иностранного исполнителя об его отношении к русскому репертуару. Филипп рассказал, что ему предлагали исполнить роль царевича Федора в Борисе Годунове.
Филиппу также задали вопрос о "пиаре и гламуре", который сопровождает статус оперной звезды. Из ответа певца ясно, что он скорее антизвезда. Артист в самом начале не должен обращать внимание на всю эту мишуру, а прежде всего искать себя, свою индивидуальность.
контр-тенор,
опера