Камерный музыкальный театр им. Покровского - "Холстомер"

Sep 10, 2014 13:02

Сначала кратко и конспективно, потом в подробностях:
  • Общее впечатление: Я не знаток оперы, но мне очень, очень понравилось. Так что от души рекомендую сходить.
  • Очень хорошо поют, хорошо танцуют, наличествует нехарактерная для оперы в целом актерская игра, прекрасная сценография.
  • Нюансы: Постарайтесь избежать билетов в первом ряду. Там машут копытами и хлопают бичом.
  • Захватите с собой платочек на случай, если захочется всплакнуть. Хлюпать носом в театре, как я - неделикатно.
Теперь подробно.

"Холстомер" в театре Покровского - это опера по одноименной повести Льва Толстого. Даже в напечатанном виде выглядит странно, согласитесь. Поэтому в рамках подготовки я почитала аннотацию на сайте театра, посмотрела фотографии (ими проиллюстрирован этот пост) и вообще постаралась по возможности настроиться.

"Опера, по Льву Толстому, про лошадей? Что они там будут петь - "Иго-го"?" - думала я, собираясь на представление. И для уверенности взяла с собой маму. Мама у меня театралка с большим стажем, так что была надежда, что если я чего-то не пойму или не осознаю, она восполнит пробелы в моем образовании своими комментариями. В финале мы с ней хлюпали носами вполне синхронно.



Первое и самое главное, что я хочу отметить здесь - да, это опера про лошадей, и немного "иго-го" там присутствует, но в ней нет ни на обрезок ногтя опереточности, ни грамма водевильной легковесности, ни секунды пошлости - это серьезное, эмоционально наполненное драматическое действие.

К тому, что коней будут играть люди в тяжелых ботинках, майках в сеточку и карго-штанах я была готова, в конце концов, это ход вполне очевидный. Но в целом сценография и постановка меня заинтриговали с самого начала, так что некоторую часть спектакля я, каюсь, провела, как дикарь, вращая глазами в попытках рассмотреть все получше. Начать с того, что для этого спектакля сцена специально увеличена так, что оркестровая яма оказалась практически в центре нее. Передние ряды кресел сдвинуты по диагонали чтобы освободить место для большого треугольного скоса сцены, на котором происходит заметная часть действия. Из-за этого отчасти сидеть на первом ряду не особенно комфортно, но первый ряд в опере и вообще не является лучшими местами в зале.

Толстой, как все мы знаем, писатель, несомненно, великий, но для оперы мягко говоря неподходящий. Однако, с первых же слов актеров становится понятно, что все возможно. Да, от оригинального текста в опере осталось немного - несколько коротких описаний, пролог, эпилог, пара оставшихся по сути прозаическими вставок в середине, которые актеры скорее декламируют нараспев, чем действительно поют. В остальном, арии, исполняемые людьми очень красиво выдержаны в духе городских романсов или народных песен. Таковы, к примеру, прекрасная и весьма игривая песенка француженки Матье и просто душераздирающая ария генерала ("Вся наша жизнь - изношенный халат..."). В целом, напряжение, как и полагается в театре, нагнетается постепенно, и если в первом действии еще есть время повращать глазами и оценить, как остроумно постановщик показал конюшню, или как различается пластика людей и коней, то второе действие просто смотришь и слушаешь, затаив дыхание. Кстати, тонкий момент демонстрации ужасов человеческого насилия решен также совершенно великолепно. Как и сцен страсти.



Несмотря на крайне минималистический подход к декорациям, зрелище очень образное и производит сильное именно визуальное впечатление, которое достигается не только отличной сценографией, большим количеством сложных массовых сцен, в том числе, танцевальных, но и прекрасной актерской игрой. До похода в театр Покровского я полагала, что опера - вообще вид театрального искусства, где актерская игра не является объектом внимания. Но в "Холстомере" играют много и действительно сильно, при чем не только главные герои. Были моменты, которые лично меня поразили и тронули просто до глубины души. Часть из них, наверное, было бы нехорошо описывать здесь, чтобы не нарушить ощущение внезапного озарения, которое постигает вас в зале, но совсем сдержаться я, пожалуй, не в силах, поэтому просто намекну вам, а вы, если пойдете на спектакль - посмотрите.



Люди - это те же кони, просто натянувшие поверх себя человеческие одежки. И ставшие от этого немного смешными, драматически-нелепыми, многословными и, порой, суетливыми.
Сцена со стрельбой из пистолетов по стопкам - гомерически смешная. Люди вообще смешные. Или жуткие.
Очень сильно подана тема цикличности жизненного пути, которая отсутствует в оригинальном произведении.
Существует параллель между изображением табуна в начале и в конце спектакля, в начале веселые молодые лошади к концу становятся старыми больными клячами. Сцена в которой они подбирают брошенные людьми карточки с родословными просто разрывает сердце.
Есть забавный момент, когда постромки надеты на князя, а вожжи держит Холстомер.
Восхитительная ария Генерала (ой, я уже писала про это, но ничего - еще разок).
Леопардовая треуголка - это прекрасно!
На "детском" костюме Холстомера на груди вышит цветочек.

По этому посту можно легко заключить, что "Холстомер" произвел на меня огромное впечатление. Да, так и есть. И хотя я не люблю истории про то, какие хорошие животные в противоположность душным тварям-людям, и в целом считаю мизантропический пафос Толстого отражением не самого удачного взгляда на мир, эта интерпретация "Холстомера" - прекрасна. Опера. По Толстому. Про лошадей. "Иго-го!"

Правда, сходите - велик шанс, что вам понравится. Только опасайтесь первого ряда.

P. S.: Поход в театр был организован при содействии чудесного сообщества mosblog, за что им огромное спасибо.

Ранее здесь же:
Театр EtCetera под руководством А. Калягина - "Буря"

организовано mosblog, свидание

Previous post Next post
Up