Жирным шрифтом на обложке книги написано имя Джулии Кэмерон, и под ним - тонкими буквами поменьше - ее соавтора Эммы Лайвли. Явно в соответствии с предыдущими заслугами. Джулия Кэмерон была успешным журналистом, писала сценарии и снимала фильмы, но нам она больше всего знакома как автор двух книг, много лет являющихся едва ли не самой популярной инструкцией по выходу из творческого кризиса для людей искусства всех направлений. И вот, наконец, спустя двадцать лет после триумфального выхода в свет
"Пути художника", Джулия Кэмерон написала книгу для детей. Точнее, про детей и про воспитание у них творческого видения и взгляда на мир. А подвигло ее к этому событие радостное, хоть и не уникальное - Джулия Кэмерон стала бабушкой и решила написать такое "пособие" для своей взрослой дочери.
В "Лабиринте" На "Озоне" В целом, "Художник есть в каждом" - это просто адаптация уже знакомых нам по "Пути художника" методик, слегка дополненная и переработанная с учетом совместной работы родителей и детей. Точнее, сначала только родителей, а потом уже родителей с детьми. На мой взгляд, самая ценная мысль книги щедро изложена автором прямо на первых страницах: "Если вы хотите, чтобы ребенок творил, творите сами. Дети будут учиться у вас." Все остальное - лишь подробное, снабженное комментариями, примерами и лирическими отступлениями раскрытие этой темы. Однако, эта мысль - не единственная ценная идея, заключенная в книге.
"Я не эксперт в науке о воспитании. Я разбираюсь в творчестве." - пишет Кэмерон во "введении".
"Художник есть в каждом" - вполне самостоятельная книга, не являющаяся приложением к предыдущим работам Джулии Кэмерон. Вам совершенно нет необходимости перед ее прочтением штудировать "Путь художника" и "Золотую жилу". Но, как и упомянутые выше книги, она предлагает начать незамедлительно работать над собой, несмотря на недосып, ужасную родительскую занятость и воспитательный перфекционизм. В первую очередь - несмотря на перфекционизм.
Чтобы сохранить и развить свойственное каждому ребенку творческое восприятие окружающего мира, авторы учат запоминать и оберегать яркие впечатления, собирать их и хранить, тренировать память, собственную и ребенка, чтобы удерживать яркие, чудесные моменты, не давая им затеряться в рутине дней. Естественно, в книге есть множество ссылок на другие работы Кэмерон, а также детально изложенные описания ее методов с упражнениями и даже табличками для заполнения. И, конечно, примеры, много примеров. Обилие примеров вообще характерно для книг такого типа, не знаю уж, кто первым использовал этот прием (если не ошибаюсь, в узких кругах он называется "success ctory"), должный мотивировать читателя и показать ему, что и как другие люди делали и предпринимали в похожих ситуациях. Примеры у Кэмерон тоже стоит почитать, подбирает их она вполне творчески, простите за каламбур.
Авторы неоднократно подчеркивают, что творческое начало свойственно каждому человеку, в особенности - ребенку, и развивать его нужно всесторонне - не останавливаясь на рисовании, музыке или танце - фантазию и выдумку можно и нужно применять ко всему, будь то приготовление печенья или игры на улице. Именно на это - разнообразие творческого самовыражения ребенка - авторы и делают упор.
Безусловно, книга потребует большой работы от тех родителей, которые прочтут и возьмутся следовать ее рекомендациям. Порой, эта работа будет казаться очень тяжелой, такой, какой бывает только настоящая рутина, пусть даже и творческая, но и отдачу Кэмерон обещает огромную. В конце концов, не зря ее предыдущие работы стали бестселлерами во всем мире.
В заключение, могу процитировать мою маму, которая вот уже много лет успешно учит детей разных возрастов английскому языку: "Главное - это заинтересованность родителей. Если родителям не интересно, что и как делает ребенок - напрасно ожидать результатов." Ровно об этом же пишет Джулия Кэмерон - будьте вместе со своими детьми - развивайтесь рядом с ними, проявляйте неподдельный интерес к их творчеству и творите сами. Ну, и регулярно выполняйте упражнения - куда уж без упражнений!