За последнее время, как-то так получилось, я прочла несколько разных или даже очень разных книг о саморазвитии, раскрытии творческих способностей и просто стремлении к совершенству. В том числе, мне в руки попала книга Марины Москвиной "Учись видеть", выпущенная крайне уважаемым мной (и любимым, чего уж там) издательством "Манн, Иванов и Фербер".
В "Лабиринте" На "Озоне" Как и положено такой толстой и красивой книжке, "Учись видеть" украшена на задней стороне переплета выдержками из рецензий. На мой взгляд, наиболее емко содержание книги определил литературный переводчик, книжный обозреватель и музыкальный критик Михаил Визель:
"Формально это учебник литмастерства, в котором Марина Москвина обобщила свой десятилетний опыт проведения творческих семинаров и мастер-классов на факультете журналистики Института современного искусства. Но поскольку учебников литмастерства не может быть просто по определению, книга эта подобна коану."
Неформально - книга написана в виде подразумевающегося диалога преподавателя со студентами, в котором учитель рассказывает, излагает свой взгляд на литературное творчество и творческий подход вообще, а студенты отвечают в форме коротких рассказов, зарисовок и иногда даже стихотворений. Автор ведет свою лекцию-разговор изящно и тонко, язык книги богат и многообразен, как настоящее литературное произведение. Не будем забывать, что
Марина Львовна Москвина - известный автор, лауреат многих премий, ее произведения переведены на иностранные языки, по ним снято два десятка мультфильмов. При этом она также профессиональный преподаватель, и этот профессионализм - в обоих направлениях - очень чувствуется в ее книге.
Несмотря на очевидную сложность излагаемого предмета, читается книга легко, почти как беллетристика, совсем непохоже на дюжины других книг о творческом развитии, которые я листала или держала в руках. При этом, в ней не ощущается дидактического подхода (хотя он, несомненно, присутствует). И, кстати, ошибкой было бы думать, что "Учись видеть" - только для тех, кто хочет писать. На самом деле, как всякий действительно хороший инструмент для самообразования, она достаточно универсальна. Просто излагает свои творческие идеи автор применительно к предмету, который знает и умеет лучше всего - литературе. Но, так же как "Путь художника" Джулии Кэмерон или "Профессия иллюстратор" Натали Ратковски, "Учись видеть" на самом деле будет полезна любому (я сознательно не пишу здесь "творческому человеку", отметьте), кто хочет расти и качественно развиваться.
Марина Москвина - не только детский писатель и автор нескольких романов. Помимо этого, она также путешественница, заинтересованный, разносторонне одаренный и, что немаловажно, реализовавший себя человек. Она фотографирует, рисует картины, изготавливает кукол и расписывает свитера. Частично книга проиллюстрирована ее собственными фотографиями, трогательно и точно подобранными к содержанию каждой главы. Сама Марина Львовна говорит о своих произведениях в одном из интервью так:
"Мне нравится, когда присутствует фантазия в вещи и в то же время - гул судьбы, настоящей, человеческой. Сама реальность очень мифологична. Люблю изображать чудеса этой жизни! И заниматься творчеством для меня то же, что заниматься любовью или танцевать рок-н-ролл. Это жаркий сплав, благодаря которому можно насытить энергией ситуации, где ее не хватило, исцелять или воскрешать из мертвых." (
"Писатель солнечной породы" - интервью Вере Копыловой для МК)
Этот свой яркий, экспрессивный и настроенческий подход автор пропагандирует, или буквально проливает на голову читателю и со страниц своей книги, многократно проводя параллели между творчеством и любовью, дружбой, радостью. Такой интенсивный заряд позитивных эмоций встретился мне в обучающей книге, пожалуй, впервые, и с его очарованием трудно бороться. И этому немало сопутствует спокойный квадратный формат книги в очень приятном для пальцев тканевом переплете, хорошая печать и легкий, не зажатый в узкие рамки полей шрифт. В книге Москвиной много слов и много пространства, чтобы слова чувствовали себя на страницах свободно, как дома. Так же, как летящая отчетливо отливающая синевой птица на обложке.
Но безотносительно личных букинистических переживаний, я искренне считаю, что эта книга стоит того, чтобы быть прочитанной. Тем более, что, как я выяснила, существует вполне официальная
электронная версия на тот случай, если ваши книжные полки трещат и прогибаются так же, как мои.